Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии посредством мастер-классов

Дата публикации: 2022-02-14 10:13:39
Статью разместил(а):
Парфелюк Людмила Александровна

Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии посредством мастер-классов

Development of creative abilities of schoolchildren in technology lessons through master classes

 

Автор: Парфелюк Людмила Александровна

МАОУ «СОШ «Лидер-2», г. Находка, Россия

e-mail: Kapriza0703@gmail.com

Parfelyuk Lyudmila Alexandrovna

Middle School «Leader-2», Nakhodka, Russia  

e-mail: Kapriza0703@gmail.com 

 

Аннотация: В данной статье автором рассматривается такая педагогическая технология как мастер-класс. Автором определено, что мастер-класс является инновационной педагогической технологией, позволяющей увеличить мотивацию учащихся к познавательной деятельности. В процессе исследования автором разработаны и проведены творческие уроки с применением этой технологии, с целью формирования творческих способностей у учащихся.

Annotation: In this article, the author considers such a pedagogical technology as a master class. The author has determined that the master class is an innovative pedagogical technology that allows increasing the motivation of students for cognitive activity. In the course of the research, the author developed and conducted creative lessons using this technology, in order to form creative abilities in students.

Ключевые слова: урок, мастер-класс.

Keywords: lesson, master-class.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Современная эпоха требует от людей высокой социальной и трудовой мобильности, творческих и креативных подходов к решению проблем. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся.

Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.

Популярной и успешно применяемой технологией формирования творческих качеств в личности являются мастер-классы. Данная технология сходна с проблемным обучением и не уступает ему по результативности. А проведение занятий в форме мастер-классов в значительной степени снижает остроту проблемы занятий репродуктивного характера. Мастерская является инновацией в образовательной среде, она существенно отличается от традиционной формы обучения и других педагогических технологий по форме подачи материала, структуре проведения занятий и системе оценивания деятельности обучающихся.

В своем названии мастер-класс содержит два понятия, раскрывающих его суть: master – специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class – занятие, урок, семинар, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

Проведение занятий в форме мастер-классов имеет множество преимуществ: взаимодействие в форме наставничества, индивидуальный подход к каждому, продуктивное взаимодействие, универсальность в областях применения, наглядность в обучении. При проведении мастер-класса выполняется главное условие творческой деятельности, благоприятно действующее на создание собственного продукта творчества – это внутренняя независимость личности. А ведущим итогом реализации мастер-классов выступает приобретение знаний о самом себе, рефлексия со стороны обучающихся. Этап рефлексии со временем формирует у детей способность грамотно и четко выражать мысли, способствуют развитию способностей к адекватной оценке своей деятельности.

Поэтому я в своей педагогической деятельности широко применяю технологию мастер-класса, разработала занятия на многие темы календарно-тематического планирования предмета «технология», такие как:

«Технологии ручной обработки текстильных материалов» - мастер-класс «Текстильная кукла»;

─ «Материалы на основе натуральных волокон животного происхождения и их свойства» - мастер-класс «Изготовление мягкой игрушки»;

─  «Проектная деятельность», «Творчество, его уровни» - мастер-класс «Фантазии на тему декоративно-прикладного творчества»;

─ тема: «Технологии ручной обработки шерстяных текстильных материалов» - мастер -класс: «Игольница»; 

тема: «Техники и приемы лоскутного шитья» - мастер-класс «Прихватка в технике «пэчворк»;

тема: «Разработка и изготовление материального продукта» - мастер-классы: «Соленое тесто», «Квиллинг», «Декупаж»,  «Мягкая игрушка», «Новогодний сувенир», «Изделие в технике «ассамбляж» и многое другое.

Неограниченность детей рамками, свобода творчества и деятельности отличает мастер-класс от других технологий. Важно отметить, деятельность учеников на уроках с применением данной технологии происходит в соответствии с возможностями и интересами учеников, другими словами, закономерность педагогической мастерской - действовать по-своему.

Тип занятия – комбинированный урок, ведущей технологией которого является мастер-класс. На уроке применяются методы активного обучения, такие как мозговой штурм, проблемная беседа. Для организации мастер-класса необходимо специальное оборудование учителя: иллюстрации, полуфабрикаты, поделки, примеры готовых изделий.

Немаловажно также создание  атмосферы доброжелательности на уроках технологии. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках. Оптимальное сочетание принципов и технологий способствуют развитию творческих способностей.

Одним из важных этапов мастер-класса выступает заключительный этап рефлексии.  

В данных мастер-классах школьники осваивают различные технологии, при этом проявляют свою творческую индивидуальность (использование различных материалов, выбор цвета и т.п.), формируется первый этап развития творческих способностей. Это этап подражания и имитации, он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности и включает в себя:

накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества;

─  освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

Таким образом, мною был сделан вывод: мастер-класс – универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. А накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

 

Список литературы:

1. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: Учебнометодическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96с.

4. Круглова Н.В. Творческая личность в фокусе науки. – «ТРИЗ», 1991.

5. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2006.

6. Путинцева Л.В. Мастерская педагогических компетенций для реализации ФГОС: технологии трансляции опыта, лекция, 2021.

7. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN