Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие творческих способностей обучающихся средствами проектного метода обучения

Дата публикации: 2022-02-15 22:04:35
Статью разместил(а):
Степанькова Светлана Александровна

Развитие творческих способностей обучающихся средствами проектного метода обучения

The Development of Students’ Creative Abilities by Means of Project Technology

 

Автор: Степанькова Светлана Александровна 

МБОУ "Катынская СШ", Смоленская область, Россия

e-mail: sveta_stepankova@mail.ru 

Stepankova Svetlana Aleksandrovna

Katynskaya Secondary Comprehensive School, Smolensk Region, Russia

e-mail: sveta_stepankova@mail.ru

 

Аннотация: Использование метода проектов  на уроках и во внеурочной деятельности формирует у учащегося навыки осознанного, активного приобретения и применения знаний, развивает творческие способности, критическое мышление, стимулирует творческую активность, способствует успешной социальной адаптации.

Annotation: The using of project technology at the lesson and in extracurricular activities forms the skills of conscious, acquirement and application of knowledge, develops creative abilities, critical thinking, stimulates creative activity, promotes successful social adaptation.

Ключевые слова: проектный метод, творческая активность, творческие способности, самореализация, проектный продукт.

 Keywords: project technology, creative activity, creative capabilities, self-realization, project product.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

"Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое …". Л.С. Выготский.

Проект – ключевое слово нынешней эпохи. Мы сейчас часто слышим о новых проектах в политической, экономической и социальной сферах. То там, то тут реализуются образовательные, просветительские, художественные и бизнес-проекты. Повсеместно проводятся конкурсы проектов в самых разных областях жизни. Так что нет ничего удивительного в том, что в наши дни метод проектов находит широкое применение в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс — главная идея метода проектов.

Работая учителем изобразительного искусства и технологии, уже много лет я использую в своей работе проектный метод обучения, так как считаю, что он развивает активность учащихся, творчество, мышление, стремление к самореализации.

Основным содержанием проектной методики, по моему мнению, является обучение без принуждения. Суть состоит в том, чтобы идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок и которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Обучение – единственный способ получения систематического образования, один из самых значимых и определяющих факторов развития личности. Именно в процессе обучения происходит зарождение и развитие основных психических и личностных качеств ребёнка.

В проектной деятельности:

- Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный;

- Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Мне нравится, что трактовка метода проектов включает в себя:

· отказ от ориентировки на среднего ученика;

· поиск лучших качеств личности;

· применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

· учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

Моя система работы предполагает:

· организацию совместной деятельности с детьми: индивидуальную, групповую;

· взаимодействие с родителями обучающихся и педагогами ОО: беседы, консультации;

· использование гибких технологий проектной деятельности: мозговой штурм, ФСА и др.;

· интеграцию учебной и внеучебной деятельности: работа творческого объединения «Юный художник», посещение музеев, библиотек, творческих центров.

По отношению к исполнителю (учащемуся) работа над проектом, как правило, проходит по следующим этапам:

· мотивация, формирование интереса;

· целеполагание, ориентация (предварительная проработка темы проекта и собственных возможностей в плане его выполнения);

· планирование этапов проекта;

· сбор данных, предварительная обработка материала;

· выбор основных алгоритмов окончательной обработки материала;

· выполнение содержательной части проекта;

· рефлексия;

· оценка, самооценка;

· коррекция.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

· видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы!»);

· создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы проектная деятельность приносила ребенку радость, «Учиться успешно!»;

· исключить прямое принуждение, а также акценты на недостатки ребенка.

Человек не может творить, если его ставят в какие-то рамки.

Проект дает возможность задумать и поставить оригинальный опыт, провести социологический опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотится творческий замысел автора. Например, создать новое учебное пособие, снять видеофильм, разработать экскурсию для музея, сделать макет, которым будут пользоваться ученики и учителя школы, через много лет после того, как автор проекта окончит ее – это и есть творчество.

Обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть те приращения знаний, умений и навыков, ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучебной деятельности.

Изобразительное искусство и технология – это два предмета, которые дополняют друг друга, неся в себе интеграцию: деятельность по законам красоты. Воспитательное воздействие их на ребёнка очень высоко. Изучая эти предметы, дети учатся: мыслить, чувствовать, познавать, открывать, создавать, а значит -  творить.

Мы выполняем учебные, метапредметные, информационные, исследовательские, творческие, социальные проекты. Они могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными. Тематика проектов различная: «Славянские куклы - обереги» (экскурсия для школьного музея), «Деревенька моя» (изучение малой родины), «Память сердца» (изучение истории малой родины), «Точечная роспись» (знакомство с культурой других стран), «Подарок ветерану» (воспитание доброго отношения к пожилым людям) и т.п. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике.

Проектную методику применяю я и в дополнительном образовании. Мною разработаны авторские программы: «Юный художник» (углубленное изучение народных промыслов), «Вышивка лентами» (знакомство с различными технологиями обработки материалов), «Я - исследователь».

Дети активно участвуют в школьных, районных выставках детского творчества. Принимают участие в различных конкурсах, районной и областной конференции «Шаг в науку», где занимают призовые места. Наш девиз: обучение с увлечением!

Таким образом, проектный метод обучения, объединяя в себе целый ряд элементов различных видов творческой самостоятельной работы, формирует у учащегося навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний, развивает аналитические способности, критическое мышление, стимулирует творческую активность, способствует успешной социальной адаптации, собственной значимости.

 

Литература:  

Янукевич В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2018.

1151 01

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN