Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Лексическая доминанта в характеристиках главных героев произведений Нины Дашевской

Дата публикации: 2022-04-23 20:18:42
Статью разместил(а):
Хормушко Евгения Андреевна

Лексическая доминанта в характеристиках главных героев произведений Нины Дашевской

Lexical dominant in the characteristics of the main characters of the works of Nina Dashevskaya

 

 

Автор: Хормушко Евгения Андреевна

МБОУ "Лицей № 3" МР, Учалинский район, Республика Башкортостан, Россия

e-mail: brizblue@mail.ru

Khormushko Evgeniia

Lyceum № 3 MR, Uchalinsky district, Republic of Bashkortostan, Russia.

e-mail: brizblue@mail.ru 

 

Аннотация: Лексика текстов Нины Дашевской выразительна и отпечатывается в сознании набором специальных символов. В её художественном мире существуют не просто герои и их истории, но и околонаучная атмосфера с большим количеством терминов из мира музыки и математики, а также раздела языкознания. Они в сознании читателя образуют особую гармонию.

Abstract: The vocabulary of Nina Dashevskaya's texts is expressive and imprinted in the mind with a set of special symbols. In her art world, there are not just heroes and their stories, but also a near-scientific atmosphere with a large number of terms from the world of music and mathematics, as well as the linguistics section. They form a special harmony in the reader's mind.

Ключевые слова: лексика, Нина Дашевская, математика и музыка в литературе.

Keywords: vocabulary, Nina Dashevskaya, mathematics and music in literature.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Книги Нины Дашевской, современной детской писательницы, легко образуют в сознании читателя особый мир, потому как стиль ее узнаваем. Лексика текстов выразительна и отпечатывается в сознании набором специальных символов. Именно особенности речи становятся своеобразной «печатью» для тех героев, с которыми мы знакомимся, читая произведения Нины Дашевской.

Анализируя текст, всегда обращаем внимание на главного героя. Здесь перед нами герои-дети, отражающие современную эпоху и современное мышление. В художественном мире Дашевской существуют не просто герои и их истории, но и околонаучная атмосфера с большим количеством терминов из мира музыки и математики, а также раздела языкознания – фонетики и литературоведения - стихосложения. Это то, что видно сразу, скрыто же гораздо большее.

Необходимо отметить, что работы Нины Дашевской вызывают интерес, прежде всего, взрослых исследователей. При работе я отчасти опиралась на труды следующих авторов: Л.Д. Гутриной, М.В. Малыгиной, Е.А. Голосовой, О.А. Даниловой и Т.А. Сироткиной.

Сюжеты и герои произведений Нины Дашевской почти всегда, так или иначе, связаны с музыкой и математикой, что естественно. Но при этом писательница не останавливается на достигнутом. Говорит о взаимовлиянии героев книги и писателя, создавшего их: «Герои воспитывают авторов: если он не прошёл мимо лежащего на улице человека, то и тебе уже нельзя. А то будет нечестно. Хотя, конечно, мои герои во многом лучше меня. Решительней, по крайней мере». Преимущественно все её произведения сочетают черты приключенческой, исторической и школьной повести для подростков. Сама она утверждает, что пишет для взрослых: «Я всегда пишу для взрослых. Просто в моих книгах нет ничего такого, за что им нужно было бы ставить 18+. Читают и подростки, и взрослые — примерно одинаково». 

Названия произведений уже создают ту атмосферу, в которую осуществляется погружение читателя. В них отражаются два увлечения автора, её способности: музыкальные и математические. Дашевская «поверяет алгеброй гармонию», это же делают и герои книги. Каждый из героев книг «обычный человек», хотя окружающие их, как правило, таковыми не считают. Сами же герои  объясняют свою «обычность» следующим умозаключением: «На самом деле вы считаетесь нормальными только потому, что вас больше! Как будто если каких-то людей больше, то они правы». Просто в своей обычности эти герои оказываются в меньшинстве, но явно талантливы и личности их притягательны. О том, насколько они непростые в свои 10-12 лет, свидетельствует лексика произведения.

Здесь лексико-семантические ряды приобретают особое значение, потому как по ним можно явно противопоставить слова музыкального, или «околомузыкального» мира, и математического. В отдельную категорию формируются слова других наук: географии, литературоведения, физики. Только в первой части «Дня числа Пи», до второй части «Сальери», около 60 слов первой группы, чуть более 30 – второй, около 40 – третьей. Лексика произведения отражает внутренний мир героя, в котором причудливым образом сочетаются все эти понятия. Он сложен и многогранен.

В рассказе «День числа Пи» в первой части мы знакомимся с московским мальчиком Лёвой. На первый взгляд это обычный школьник, правда, его общение с окружающими людьми выстраиваются сложно, долго. Он погруженный в себя, обладает редкими способностями – идеальным музыкальным слухом, «цветным слухом», и постижением всего вокруг через логику звука, цвета, гармоничного соотношения того и другого: «все звуки между собой – в математических отношениях». Обе части повести написаны от первого лица, но первая от имени Льва Александровича Иноземцева, вторая – Кирилла Комлева.

Лёва не похож на других, малообщителен, резок, но очень умен, интересен. Учитывая многообразие лексики из разных научных сфер, понимаешь, что Лёва – умный мальчик. Математика помогает ему решать не только задачки на уроках, но и постигать гармонию звука. Ключевыми в понимании мышления героя становятся понятия «гармонии». Идеальным звучанием ему кажется додекафония Шёнберга, идеальным цветом – красно-кирпичный. Свой внутренний мир он описывает терракотовым цветом, таким, как его любимые брюки: «дорийский лад. Минор с повышенной шестой ступенью … Он похож на меня изнутри, когда я никуда не опаздываю. То есть он как раз очень спокойный».

В то время как одежду некоторых людей он воспринимает весьма остро: «жуткое сочетание цветов, фальшивое», «любые яркие вещи вызывали у меня в голове взрыв звука». Также неоднозначно видит всё остальное: «я иду есть омлет, омлет соль-диез минор, потому что с укропом», «я записываю нотами Сонино лицо». Замечает закономерности поведения окружающих по «звуковым» знакам. Так он разгадывает настроение бабушки: «Если бабушка меня называет не «Лёвка», а просто «Лёва», значит, сердится, это я выучил». Пытается разгадать суть своего имени и неприятного друга одноклассницы Сони, при этом как всегда сочетая музыку и математику: «Кирилл Комлев – квадратное имя. Имя и фамилия на «к»; и число букв совпадает. Можно вписать в квадрат: по горизонтали и вертикали».

Своеобразная гармония «цветного восприятия» - визуальная и слуховая – становится принципом социализации героя. Такую особенность людей называют синестезией. Лева «особенно чувствует цвета: видит музыку, каждая тональность, каждая нота для него имеет цвет. И наоборот, когда видит сочетание цветов, может услышать музыку. Буквы в воображении Лёвы тоже цветные».

Противопоставленный Лёве Кирилл Комлев тоже человек талантливый, но более приспособленный к жизни, в отличие от Лёвы. Если сравнить лексику двух произведения, где первая – повествование от Лёвы, а второе – от Кирилла, то легко сделать некоторые выводы. Например, мы видим, что Кирилл не очень силен в математике. Кроме слова «алгебра» мы не замечаем других лексем. И действительно он охотно признает первенство Иноземцева. А вот в споре, кто талантливее в музыке, готов участвовать. У Левы в голове Скрябин, Шёнберг, Моцарт, Бах, у Кирилла -  Гаспар Кассадо, Сальери, Моцарт, Гайдн, Шостакович. Он тот человек, кто занимается игрой на музыкальных инструментах, а не изучает лишь основы, как его одноклассник. Он увлеченный, постигает мир не математикой, а вдохновением. Об этом свидетельствует большое количество отсылок к литературе, художественным образом и его собственные стихи, что отчасти объясняется влиянием тети Комлева.

Удобно видеть мир каждого из двух главных героев словно изнутри. Читатель становится соучастником и сопереживателем тех событий, о которых ведётся речь.

В рассказе «Наушники» из сборника «Около музыки» мы знакомимся с ещё одним неоднозначным героем Оськой Он стеснительный, тихий. У него нет друзей, но это до определенной поры. Он играет на виолончели, пишет стихи и скрывает свой талант, боясь быть осмеянным.

В рассказе, а он гораздо меньше по объему предыдущей повести, также немало слов из музыкального мира и литературы. Недаром стихи Пушкина стали возможностью для Оськи найти настоящего друга. Пара строчек: «Темницы рухнут, и свобода! Нас! Примет! Радостно! У Входа!!!» - стала ключом полного взаимопонимания Оськи и Никиты. Дополнила эту дружбу музыка, которую они сами и создавали, ведь Никита тоже владеет игрой на музыкальных инструментах: гитаре и барабанах. Именно в этот момент Оська понимает, что оказывается любит дружить, не хочет быть один. А нелепая случайность, которая чуть не разрушила его веру в друга, оказалась разрешенной. Наушники не позволили Никите услышать, что его друга Оську оскорбили. Именно поэтому он не вступился за него. Невольно приходишь к выводу, что для настоящей дружбы нужно снимать «наушники», то есть научиться слышать друг друга и доверять друг другу.

Музыка и околомузыкальные мотивы становятся возможность найти своего человека и для героини рассказа «Весенняя соната». Лелька, переживающая свой подростковый душевный кризис, находит человека созвучного своему настроению, интересам по звучанию «Весенней сонаты» Бетховена. Музыкальные переливы разных произведений известных композиторов – главный мотив рассказа.

В рассказе «Ой, то не вечер» главный герой Антошка. Он завидует однокласснику Кириллу. Мы читаем происходящее глазами главного героя, но понимания, почему их отношения складываются таким образом, не находим. «Музыкальная история» с музыкальным названием, то есть поход с классом меняет Антона. Происходит это благодаря музыке, песням, которые исполняют девчонки и мальчишки.

Музыка здесь как будто настраивает главного героя на нужный лад. Первая фраза, которую произносит Антон Кириллу, когда тот крутит лады гитары: «Ля повыше». Кирилл не отвечает, но мы понимаем, что слышит и следует совету. Заключительная же фраза: «Слушай, Кирюха. А покажи мне аккорды, а?» В этот момент в нем уже нет зависти и злости на одноклассника. Слушая чистый голос девчонки Саньки, он и её вдруг видит не серенькой, а какой-то другой, интересной. Музыка в этом рассказе позволяет не только распознать друзей, но и понять самого себя, увидеть целый мир вокруг.

Каждый рассказ сборника «Около музыки» возможность не только рассказать историю о наших ровесниках, но попытка показать, как может по-разному прозвучать наши таланты, увлечения. Музыки и математики в названных произведениях действительно много. Читаешь и как будто сам настраиваешься на то, как интересен, оказывается, может быть предмет, который ты изучаешь в школе. Кроме того, меняется взгляд на окружающих, на одноклассников. Ведь Нина Дашевская утверждает своими героями, что ни одного не интересного человека нет. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN