Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Опыт применения подвижных игр с предметами на уроках физической культуры

Дата публикации: 2022-05-06 16:07:44
Статью разместил(а):
Адонин Александр Александрович

Опыт применения подвижных игр с предметами на уроках физической культуры

Experience of using outdoor games with objects in physical education lessons

 

Автор: Адонин Александр Александрович

ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия

E-mail: a.adonin073@yandex.ru

Adonin Alexander Alexandrovich

Lyceum № 9, Belgorod, Russia

E-mail: a.adonin073@yandex.ru

           

Аннотация: Исследования в общеобразовательных учреждениях России показали, что применение различных народных и подвижных спортивных игр имеет давнюю историю. Игры включаются в содержание учебных программ по физической культуре. Показательны, например, программы по физической культуре для общеобразовательных школ, появившиеся в нашей стране. В программе по физической культуре, например, выпущенной в 2012 году на примере содержания уроков в 5-11-х классов указано, что основная идея применения игр для 4-6 классов, это включение элементов четырех и наиболее популярных спортивных игр (волейбола, футбола, баскетбола, гандбола).

Abstract: research in educational institutions of Russia the use of various folk and outdoor sports games has a long history. Games are included in the content of physical education curricula. For example, the programs on physical culture for secondary schools that have appeared in our country are indicative. In the program on physical culture, for example, released in 2012, using the example of the content of lessons in grades 5-11, it is indicated that the main idea of using games for grades 4-6 is to include elements of the four and most popular sports games (volleyball, football, basketball, handball).

Ключевые слова: подвижные игры, уроки физической культуры.

Keywords: outdoor games, physical education lessons.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Применение подвижных игр к 7-му классу заканчивается. Из числа указанных спортивных игр каждая школа выбирает для себя не меньше двух и начиная с 7 класса выбирает только одну основную спортивную игру. Если в школе выбирается для занятий футбол, то девочки продолжают заниматься одной из ранее выбранных спортивных игр. Выбор спортивных игр определяется наличием необходимой базы, традиций школы, уровня подготовленности учителя. Интересно, что и в современной образовательной программе по физической культуре для школ под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевича 2012г. систематическое применение подвижных игр также не предусматривается.

Проблема заключается в том, что если в младших классах обычно у детей интерес к занятиям физической культурой большой, то в среднем звене у детей интерес меняется и часто в худшую сторону (Матвеев А.П., 1997 и др.). Это, прежде всего, объясняется внутренними изменениями в организме, в психике, в поведении школьников, которые происходят в период полового созревания. Игры, как достаточно эффективное средство физической культуры в школе, должны в данной ситуации сыграть важную педагогическую роль.

Иными словами в среднем звене учащихся возникает проблема преемственности, проблема перехода от одних средств физической культуры к другим. В частности, на наш взгляд, актуален вопрос о соотношении подвижных и спортивных игр при переходе школьников в среднее звено. Кроме того, актуальность данного исследования объясняется необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в школах в Белгородской области, повышения уровня показателей физической культуры учащихся - укрепления их здоровья, повышения мотивации, уровня знаний и умений в области физической культуры, улучшения показателей физического развития, физической подготовленности на основе применения народных, подвижных и спортивных игр.

При изучении данной проблемы  по нашим наблюдениям установлено, что учащиеся 7-х классов (в отличие от учащихся 8-х классов) еще тяготеют к подвижным играм наряду со спортивными играми. В то же время в спортивные игры дети этого возраста еще не научились играть в полную силу, еще не овладели в полной мере техникой и тактикой игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол).

После изучения вопроса по данным литературы и собственным педагогическим наблюдениям возникла идея – экспериментально в рамках естественного педагогического процесса по физической культуре в школе № 7 Белгорода, а также в гимназии № 5 Белгорода попробовать проведение подвижных игр с предметами среди учащихся 7-х классов для того, чтобы:

- во-первых, удовлетворить двигательные потребности детей в занятиях подвижными играми;

- во-вторых, обеспечить плавный переход в занятиях от подвижных игр к спортивным играм за счет проведения комплекса подвижных игр с предметами, что будет способствовать моделированию элементов некоторых спортивных игр для их успешного освоения в дальнейшем в старших классах;

- в-третьих, с помощью применения игрового метода поддерживать и развивать интерес у школьников к занятиям физической культурой.

Для реализации этой идеи первоначально были подобраны предметы для применения в играх. После выявления мнения учащихся обоего пола было установлено, что их в большей степени интересуют такие предметы, как скакалки, мячи, обручи и кегли. Затем в соответствии с этими предметами были подобраны подвижные игры:

1) подвижные игры с мячом – «Мяч среднему», «Горячая картошка», «Одиннадцать», «Передал- садись»;

2) подвижные игры со скакалкой – «Невод», «Часы пробили ровно час»;

3) подвижные игры с кеглями – «Городки», «Собери сам»;

4) подвижные игры с обручем – «Поймай в обруч».

Кроме того, были подготовлены различные игры-эстафеты, в которых применялись указанные предметы.

Указанные игры и игры-эстафеты применялись регулярно в процессе эксперимента в течение 2015-2016 учебного года в подготовительной части уроков физической культуры. Они применялись таким образом, чтобы в содержании и организации урока была преемственность с материалом в основной части урока. После построения и подготовительных упражнений разминочного характера игры и игры- эстафеты проводились примерно по 10 минут, после чего осуществлялся переход к основной части занятия.

В заключительной части урока также применялись различные игры, но малой подвижности в течение примерно 3 минут. Здесь мы включали игры на концентрацию внимания, переключение внимания, на постепенное снижение физической нагрузки и восстановление учащихся. Чаще всего применялись такие игры, как «Запрещенное движение», «Нос-ухо-нос», «Быстрее становись!», «Испорченный телефон», «Семья».

В результате проведенного эксперимента предварительно сформулированные предположения в основном подтвердились: систематическое применение подвижных игр с предметами положительно повлияло на физическое состояние учащихся 7-х классов, их отношение к занятиям подвижными играми и к физической культуре, как учебной дисциплине в целом. Конкретно результаты эксперимента выразились в том, что:

- посещаемость занятий по физической культуре достигла 100% уже к середине учебного года;

- заметно повысилась активность  и интерес учащихся на занятиях;

- в 7-х классах осталась только основная медицинская группа (большинство детей) и подготовительная, но нет специальной медицинской группы;

- имеются достоверные сведения о том, что дети стали играть в подвижные игры с предметами в своем дворе и летом во время каникул. Таким образом, игры с предметами могут быть эффективным средством для всестороннего развития учащихся в 7-х классах, особенно в рамках регионального компонента программы по физической культуре в общеобразовательных учреждениях.

 

Литература:

  • Комплексная Программа физического воспитания. 1-11 классы /  В.И. Лях, А.А. Зданевич. 3-е издание.  – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.
  • Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» ив общеобразовательной школе / А.П.
  • Матвеев: Дис. …д-ра п.н. в форме науч. докл. – М., РГАФК, 2017. – 92 с.
  • Физическая культура для учащихся ΙV-X классов. Программа средней школы. – Подготовлено НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР.  М.: Просвещение, 2020. – 32 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN