Проектная деятельность – основа активизации процессов самообразования и саморазвития обучающихся
Проектная деятельность – основа активизации процессов самообразования и саморазвития обучающихся
Project activity is the basis for activating the processes of self–education and self-development of students
Автор: Евдокимова Татьяна Николаевна
МБОУ "Валуйчанская СОШ", с. Валуйчик, Белгородская область, Россия.
e-mail: TN2biolog@ yandex.ru
Evdokimova Tatiana Nikolaevna
Valuychanskaya SOSH, Valuychik village, Belgorod region, Russia.
e-mail: TN2biolog@ yandex.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что проектная технология способствует реализации системно-деятельностного подхода, овладению обучающимися универсальными учебными действиями, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Abstract: In this article, the author writes that the project technology contributes to the implementation of a system-activity approach, the mastery of universal learning activities by students, creates the possibility of independent successful assimilation of new knowledge, skills and competencies, including the organization of assimilation, i.e. the ability to learn.
Ключевые слова: проектная деятельность, процесс самообразования, саморазвитие обучающихся.
Keywords: project activity, the process of self-education, self-development of students.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности в системе образования обеспечивается за счет использования в учебно-образовательном процессе современных педагогический технологий. Именно проектная технология способствует реализации системно-деятельностного подхода, овладению обучающимися универсальными учебными действиями, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Проектная технология, которую можно рассматривать как надежный путь кардинального повышения качества обучения, т. к. она:
- позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
- направлена на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;
- обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностями посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения;
- обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования путем осуществления последовательного перехода к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности;
- обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
«Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект». Возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия в США, метод проектов вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика.
Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Руководил группой педагогов С.Т. Шацкий с 1905 года. Сегодня мы возвращаемся к методу проектов на новом этапе. Теоретическими основами проектного обучения (по Т.И. Шамовой) являются следующие принципы организации процесса обучения:
1. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций.
3. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Проектная методика относиться к личностно-ориентированному обучению, теоретические и практические основы которого создали известные российские ученые Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.С. Якиманская.
Личностно-ориентированные технологии (Селевко Г.) ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы (разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.
Метод проектов (Селевко Г.К.) — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.
Концептуальные позиции (основаны на теоретических концепциях Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, Т.И. Шамовой):
- Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
- Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс построен в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.
- Деятельностный подход.
- Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
- Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
- Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
- Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
- Принцип уважения к иной точке зрения (толерантность).
- Принцип обеспечения ответственности за результат.
В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
На сегодняшний день можно констатировать, что алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработан. Разработке этого направления посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской.
В своей работе я использую определение метода проектов автора Хромова А.А.: «Метод проекта – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость».
Кроме того, можно согласиться с Сергеевым И.С., который пишет: «Проект – это 5 «П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. И 6 «П» – Портфолио (сбор документов)». Данный подход интересен тем, что достаточно просто и лаконично ложится в основу любого проекта, становится его структурой. В настоящее время предлагаются различные подходы к классификации проектов. Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная.
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города).
5. Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель).
6. Продолжительность выполнения проекта (мини-проект, краткосрочный, долгосрочный).
Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности, становится повышение познавательной активности школьников и интереса к предмету.
Изучением познавательной активности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста школьников занимались такие выдающиеся ученые, как Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е. Дмитриева, Л.В. Занков, В.С. Мухина и др.
Реализация метода проектов в учебно-воспитательном процессе претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими, при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. №4.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т. 2. / Проблемы общей психологии / под ред. В.К. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 488с.
3. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.
4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, № 6, с. 39-47.
5. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. – 48с.
6. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 128с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос. для студ. педвузов и системы повыш. квал. пед. кадров / Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,1999.-286с.
8. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пос. для уч. и студ. вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. – Спб. Питер, 2003. – 710с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Педагогика,1998. – 254с.