Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Методические рекомендации к проведению занятий по экологии

Дата публикации: 2018-11-06 22:14:41
Статью разместил(а):
Тимофеев Андрей Николаевич

Методические рекомендации к проведению занятий по экологии с учащимися школ и ссузов

Methodological recommendations on conducting classes of ecology with schools and secondary schools

 

Авторы:

Тимофеев Андрей Николаевич

Кандидат биологических наук, доцент кафедры экологического образования Воронежского государственного педагогического университета,

E-mail: www72@bk.ru

Timofeev Andrey Nikolaevich

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Environmental Education, Voronezh State Pedagogical University,

E-mail: www72@bk.ru

Тюленева Ольга Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологического образования Воронежского государственного педагогического университета,

E-mail: otuleneva@rambler.ru

Tyuleneva Olga Nikolaevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Environmental Education, Voronezh State Pedagogical University,

E-mail: otuleneva@rambler.ru

Аннотация: В статье приводятся обоснования необходимости экологического образования и воспитания в общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведениях. Предоставляются тематически подобранные вопросы для проверки базового уровня подготовки учащихся по основам экологических знаний.

Аnnotation: The article provides the rationale for the need for environmental education and training in general and secondary educational institutions. Thematically selected questions are provided to check the basic level of training of students in the basics of environmental knowledge.

 

Ключевые слова: основы экологии, экологическое образование.

Keywords: ecology basics, environmental education.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Экология как учебный предмет, к сожалению многих, исключен из обязательных дисциплин школьной программы Российской системы образования, несмотря на то, что во всём цивилизованном мире интерес к экологии и к экологическому образованию неизменно остается высоким. В отечественных учебных заведениях экологию могут ввести в образовательный процесс в качестве регионального или школьного компонента в классах с углубленным изучением отдельных предметов, например, биологии. В профильных биологических классах для изучения биологических дисциплин может выделяться 2-5 дополнительных часов на усмотрение администрации школы. Из этих дополнительных часов 1 или 2 часа могут отводить для изучения экологии. Знания данной науки необходимы не только в образовательной, но и в воспитательной деятельности учебного заведения.

Огромное значение знания экологической направленности играют во внеурочной деятельности при выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ учащихся, в проектной деятельности, при проведении экологических акций, конкурсов, форумов, при изучении краеведческого материала и т.д. Помимо этого, существуют многочисленные общественные экологические организации и учреждения экологической направленности – станции юных натуралистов, эколого-биологические секции в Домах творчества детей и молодежи, научные общества учащихся при вузах и т.д., где проводится образовательная и воспитательная работа с детьми по формированию экологической грамотности, экологической культуры, экологического мировоззрения.

Для выяснения уровня базовой экологической подготовки учащихся мы предлагаем ряд вопросов, охватывающих главные разделы основ экологии. Успешно отвечая на эти вопросы, учащиеся покажут свои знания и уровень готовности для участия в экологических олимпиадах различного уровня, конкурсах, смотрах, это поможет им при выполнении экологических проектов, в учебно-исследовательской работе, при организации общественно-полезной деятельности. Данные вопросы целесообразно использовать при составлении учебных программ элективных курсов по экологии или в кружковой работе.

Экология и ее подразделы:

1. Предмет экологии, взаимодействие экологии и других наук и ее значение для цивилизации.

2. Вклад русских ученых в развитие экологии.

3. История и периодизация развития экологических исследований и этапы формирования современной экологии, ее структура и взаимодействие дисциплин ее слагающих.

4. Определите содержание современной экологии, исходя из концепции уровней организации материи.

5. Основные определения (объекты) экологии: популяция, сооб­щество, биоценоз, экосистема.

6. Принципы обеспечения экологической безопасности.

7. Факторы, определяющие масштабы потребления ресурсов.

8. Жизнь и ее формы. Классификация живых организмов. Понятие о видах живых организмов и их разнообразии.

9. Классификация царств растений, животных, грибов и дробянковых.

10. Неклеточные формы жизни, их значение и распространение.

 

Экологические факторы, их воздействия на живые организмы:

1. Понятие об экологическом факторе, классификация экологических факторов.

2. Назвать и охарактеризовать различные абиотические факторы.

3. Описать возможные взаимодействия биотических и абиоти­ческих факторов, ограничивающих распространение видов.

4. Понятие об экологическом оптимуме.

5. Начертить график зоны действия экологических факторов.

6. На примере любого из абиотических факторов дать определе­ние оптимума, стрессовой зоны, пределов устойчивости. Раз­личаются ли они у разных видов?

7. Лимитирующие факторы. Закон минимума Либиха. Толерант­ность.

8. Понятие об экологической пластичности видов, стено- и эврибионты.

9. Понятие о пойкилотермных, гомойотермных и мезотермных организмах. Привести примеры. 

10. Привести формулу суммы эффективных температур и объяснить, где ее применяют. 

11. Привести примеры разных способов адаптаций пойкилотермных организмов к различным температурам. 

12. Привести примеры реакций гомойотермных животных на температуру. Правило Бергмана, правило Аллена.

13. Привести примеры взаимодействия температуры и длины светового дня. Диапауза, фотопериодическая реакция.

14. Влияние влажности и осадков на живые организмы.

15. Разделение организмов на различные экологические группы в зависимости от потребностей в воде.

16. Методы биоклиматических расчетов.

17. Свет как экологический фактор.

18. Солнечная активность и ее влияние на живые организмы.

19. Определение эдафического фактора.

20. Пять главных почвообразующих факторов (по В. В. Докучаеву).

21. Структурные компоненты почвы.

22. Перечислить почвенные экологические факторы.

23. Органическое вещество почв.

24. Роль живых организмов в формировании органического компонента почвы.

25. Биоиндикация свойств почв.

26. Назвать и охарактеризовать разные биотические факторы.

27. Назвать некоторые причины агрегирования особей в популяциях. Как проявляется групповой эффект для популяции.

28. Чем бывает вызван в популяции массовый эффект, какие последствия его воздействия, и обратим ли он?

29. Типы взаимодействия между организмами. Внутривидовые и межвидовые отношения.

30. Определение конкуренции. Виды конкуренции.

31. Влияние конкуренции на географическое распространение организмов.

32. Влияние конкуренции в различных биотопах одной и той же местности.

33. Хищничество.

34. Паразитизм.

35. Аллелопатия, комменсализм, мутуализм.

36. Влияние пищи на живые организмы. Классификация животных по характеру питания.

37. Понятие об экологической нише.

 

Популяционная экология:

1.       Определение популяции.

2.       Пространственная и временная структура популяции.

3.       Изобразить графически и написать формулу роста численности популяции при отсутствии ограничивающих факторов и при их наличии.

4.       Перечислить основные характеристики популяции.

5.       Методы оценки численности популяции.

6.       Проиллюстрировать три типа пространственного распределения особей в популяциях. Привести примеры распределения организмов в тех или иных популяциях.

7.       Смертность популяции и ее факторы.

8.       Начертить график основных типов выживаемости и привести примеры.

9.       Типы колебаний численности популяций.

10.     Длительность циклов колебаний численности.

11.     Основное уравнение динамики численности.

12.     Полифакториальность динамики популяций

13.     Вспышки массового размножения живых организмов: пандемические, региональные и локальные.

 

Сообщества и экосистемы:

1.       Определение сообщества (биоценоза) и его характеристика.

2.       Структура, видовой состав, видовое разнообразие и другие свойства сообщества.

3.       Что такое вид?

4.       Что такое биогеоценоз?

5.       Что такое биотоп?

6.       Начертить схему взаимодействия компонентов биогеоценоза.

7.       Что такое экосистема?

8.       Состав, структура и классификация экосистем.

9.       Типы наземных экосистемы и их характеристика.

10.     Перечислить типы водных экосистем.

11.     Виды индикаторы и виды эдификаторы. Привести примеры.

12.     Что такое биота?

13.     Что такое биом ?

14.     Краткая характеристика основных биомов.

15.     Что такое экосистема человека?

16.     Биотическая структуры экосистем (основные категории организмов).

17.     Пищевые связи: пищевые цепи, трофические уровни.

18.     Пирамиды биомасс.

19.     Понятие о сукцессиях и их типах; длительность сукцессий.

20.     Влияние на сукцессию гербицидов.

21.     Влияние на сукцессию леса насекомых.

22.     Эвтрофикация водоемов как пример антропогенной сукцессии.

23.     Климакс и гомеостаз сообществ.

24.     Круговорот веществ в экосистемах.

25.     Основные биогеохимические циклы.

26.     Антропогенные изменения в круговоротах веществ и их возможные последствия.

27.     Потепление климата и его возможные последствия.

 

Биосфера и человечество.

1.       Понятие о биосфере.

2.       Роль В.И. Вернадского в создании учения о биосфере.

3.       Происхождение и эволюция биосферы.

4.       Различные формы жизни и обмен веществом и энергией между живой и неживой природой.

5.       Главнейшие биологические функции живого вещества.

6.       Экосистема как основная структурная единица биосфера

7.       Охарактеризовать вклад основных частей биосферы в производство чистой первичной продукции.

8.       Привести примеры факторов ограничивающих первичную продуктивность.

9.       Привести возможные пути для повышения биологической продуктивности различных экосистем.

10.     Круговорот веществ и превращение энергии как основа динамического равновесия и устойчивости биосферы.

11.     Круговорот воды, значение для жизни.

12.     Круговорот углерода, значение для жизни.

13.     Круговорот азота, значение для жизни.

14.     Круговорот кислорода, значение для жизни.

15.     Круговорот фосфора, значение для жизни.

16.     Круговорот серы, значение для жизни.

17.     Энергетический баланс биосферы.

 

Загрязнение окружающей среды как экологическая проблема.

1. Определения понятия загрязнение природной среды.

2. Классификация загрязнений по типам среды.

3. Классификация загрязнения по загрязняющим веществам.

4.  Классификация загрязнителей.

5. Локальные, региональные и глобальные загрязнения.

6. Источники загрязнения и загрязняющие вещества.

7. Распространение и превращение загрязняющих веществ.

8. Проблема трансграничного переноса.

9. Радиоактивные загрязнения.

10. Тепловое загрязнение.

11. Кислотные дожди.

12. Пестициды.

13. Биологическое и физиологическое воздействие загрязняющих веществ.

14. Загрязняющие вещества разлагающиеся и не разлагающиеся в природной среде.

15. Критерии вредности загрязняющих веществ.

16. Понятие допустимой нагрузки на элемент биосферы.

17. Воздействие загрязнений на природные экосистемы.

18. Понятие об экологическом кризисе и его причинах. Современная экологическая ситуация в мире, в стране, в регионах.

19. Классификация экологических кризисов.

20. Дать определение природных ресурсов и их классификация.

21. Классификация природных ресурсов по природным и экономическим категориям.

22. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. 

23. Пути преодоления экологического кризиса. Понятие контроль и управление качеством окружающей среды.

24. Определение мониторинга Основные виды мониторинга.

 

Литература:

1. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология. - М.: Мир, 1989. - 352 с.

2. Воронцов А.И., Николаевская Н.Г. Экология и охрана природы. Учебное пособие. - М.: МЛТИ, 1986. - 45 с.

3. Воронцов А.Я., Харитонова Н.З. Охрана природы. - М.: Лесная промышленность, 1979. - 217 с.

4. Грин R., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1,2,3. - М.: Мир, 1993. - 368 с., 385 с., 367 с.

5. Дажо Р. Основы экологии. - М.: Прогресс, 1975. - 296 с.

6. Загрязнение воздуха и жизнь растений / Под ред. М. Трешоу. М.: Наука, 1988. - 249 с.

7. Иэраэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 560 с.

8. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. - М.: Мир, 1974. - 460 с.

9. Миланова E.Е., Рябчиков А.М. Географические аспекты охраны природы. - М.: Мысль, 1979. - 216 с.

10. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т. 1,2. - М.: Мир, 1993. - 296 с., 270 с.

11. Одум Ю. Экология. Ч. I, II. - М.: Мир, 1986. - 268 с, 264 с.

12. Риклефс Р. Основы общей экологии. - М.: Мир, 1979. - 472 с.

13. Стадницкий Г.Е., Родионов А.И. Экология. - М.: Наука, 1988. - 285 с.

14. Скуфьин К.В. Экология и охрана природы. - Воронеж, 1986. - 215 с.

15. Уильям Х. Смит. Лес и атмосфера. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.

16. Уиттекер Р. Сообществам экосистемы. - М.: Прогресс, 1980. - 420 с.

17. Федоров Е.Д., Гильманов Т.Г. Экология. - М.: МГУ, 1980. - 510 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN