Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Урок – творчество учителя и учащихся

Дата публикации: 2022-10-14 22:07:00
Статью разместил(а):
Шевченко Валентина Дмитриевна

Уроктворчество учителя и учащихся

Lesson – creativity of the teacher and students

 

Автор: Шевченко Валентина Дмитриевна 

МБОУ "Шараповская СОШ", Новооскольский район, Белгородская область, Россия

E-mail: valentina011shevchenko@yandex.ru

Shevchenko Valentina  Dmitrievna

Sharapovskaya secondary school, Novooskolsky district, Belgorod region, Russia

E-mail: valentina011shevchenko@yandex.ru 

 

Аннотация: Проблема творческого взаимодействия учителя и учащегося на уроках на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем. Успех творческого взаимодействия в значительной степени зависит от педагога, от его умения создать оптимальные условия для этого. Ученик захочет учиться, если будет непосредственно включен в учебную деятельность, если увидит результат своего труда, если почувствует свою значимость, потребность в творческой деятельности. А это требует от учителя творческих решений, неординарных мыслей, идей, нестандартного подхода.

Annotation: The problem of creative interaction between a teacher and a student in the classroom is one of the most pressing problems today. The success of creative interaction largely depends on the teacher, on his ability to create optimal conditions for this. A student will want to learn if he is directly involved in educational activities, if he sees the result of his work, if he feels his importance, the need for creative activity. And this requires creative solutions from the teacher, extraordinary thoughts, ideas, and an unconventional approach.

Ключевые слова: творчество, учитель, ученик.

 Keywords: creativity, teacher, student.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Об уроке написано множество книг, статей, защищено несметное количество диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остаётся вечной и главной формой обучения.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как десятки и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально.

Я понимаю, что современной школе нужен современный учитель - это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль, с уверенностью могу сказать, принадлежит учителю. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы.

Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке, потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но всё это не облегчает, а осложняет его жизнь, если, конечно, он Учитель, который работает не перед безликой аудиторией или пустым глазом объектива телекамеры. Перед ним – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. И это тоже – правильно и нормально.

Каждый современный российский школьник получает в начальной школе, с первого по четвёртый классы,  более 4000 уроков. В основной школе и полной средней – более  9000 уроков. Если вычесть отсюда средний процент «пропусков по болезни» (15%), получим 11000 уроков на каждого среднего российского ученика. Эти-то одиннадцать тысяч стандартизированных своим особым образом «актов школьного воздействия» и оказываются главным средством формирования характера и привычек поведения каждого гражданина Российской Федерации.

Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках путём многократного упражнения незаметно и для учителей, и для детей достигается баланс свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности.

А творческое взаимодействие учителя и учащегося строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Оно осуществляется при помощи мотивационной последовательности, позволяющей школьнику заинтересованно и грамотно решить проблему, риторически точно организованную учителем. Эта последовательность обеспечивает, во-первых, активизацию внимания учащихся привлекательностью самого обращения к ним и диалога; во-вторых, возникновение и поддержание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения; в-третьих, зримое, конкретное восприятие учебных положений.

Обращение учителя к классу должно соответствовать сложившимся к этому моменту установкам самих учащихся, их потребности в информации. Чтобы творческое взаимодействие было продуктивным, важную роль играет организационный момент урока. Какие же речевые модели при этом используются?

Положительные: «Рада вас всех видеть. Нас ждёт сегодня необычный материал …», «Подобную работу мы уже проделывали, и вы с ней справились прекрасно. Попробуем закрепить наш успех …».

Нейтральные: «Проверьте готовность рабочих мест на своих партах. Настроились на серьёзную работу. Нам сегодня предстоит …»

Негативные: «Не знаю, как с вами работать! Волков и Иванов снова опаздывают. У половины нет тетрадей! Сколько раз вам говорить, что означает «быть готовым к уроку»? «Опять без тетради? Дома забыл? А почему ты голову свою не забыл»? Ты вообще, зачем в школу ходишь?

Стоит ли заострять внимание на том, что фразы, употреблённые педагогом, уже говорят, будет ли иметь место творческое взаимодействие учителя и учащегося на данном уроке.

По мнению учёных, значительное повышение грамотности учащихся достигается благодаря интересу к заданию, возбуждению внимания и учебного интереса к его проблемно-творческому характеру, но, главным образом, благодаря уходу от клишировано-абстрактного получения учебного материала.

Это предполагает поиск аналогий, грамматических моделей, существующих в подсознании учащегося и выводимых на уровень сознания в процессе взаимодействия с педагогом. Например, правописание корней с чередующимися гласными, выбор зависит от ударения, от суффикса и т.д.

Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса. Постановка проблемной задачи, её анализ, поиск принципа решения и самого решения – этапы работы в таком творческом ключе. Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения – стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно его сделать моделью интересного творческого процесса.

Мы с вами составляем упражнение – возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученный материал, вставляли их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредоточивается на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «опасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Позиция учеников при этом – не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий», что создаёт иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. При письменном выполнении (текст переписывается, пропускаются или заклеиваются в ксерокопии знаки и буквы) учитель видит орфографические правила, которые трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении «упражнения». В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам, представляющим для него сложности.

В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и учащегося к нестандартным творческим решениям.

Когда ошибка сделана, учитель требует её прокомментировать. Но отклик будет чисто формальным, если он основан на навязываемой позиции: «Почему не так?» Важно, чтобы была избрана аргументированная позиция: «В силу чего ошибка сделана?» - или творческая: «Ошибка ли это?» Диалог при этом ведётся как проблемно-поисковый. При творческом взаимодействии происходит выявление ассоциаций, корректирующих речевое поведение учащихся. При этом не только ликвидируются стереотипные ошибки, но и формируются нестандартные решения. Вот ответы, данные учащимися при аргументировании ошибок:

«Забыл, что это отглагольное прилагательное» (сигнал для учителя – не уделил этому правилу достаточно внимания).

«А ведь в инфинитиве – колыхаться, поэтому колышутся».

«Я написала «роят» потому, что в неопределённой форме – рыть, поэтому написала с ошибкой».

При проецировании текста на экран учитель объясняет: «Я подчеркнула буквы, написание которых нуждается в уточнении. Попробуем объяснить выбранный нами вариант написания». Если это не контрольная работа, подчёркиваются не только специально сделанные ошибки, но и случаи правильного написания. Зная это, школьник с риторически пассивной позиции «обучаемый» перемещается на активную позицию «собеседник». В процессе аргументации он сам отыскивает ошибки и попутно припоминает условия написания подчёркнутых букв – не правила, а конкретные модели их применения. Ученик аргументирует:

- Я написал так, потому что не – приставка, она не влияет на удвоение н.

- Но разве в слове нерастраченный только одна приставка? – интересуется учитель, направляя мысль ученика.

Когда учитель не совсем уверен, что получит нужный ему ответ, он дарит идею. Дарить в данном случае означает, что получивший не догадывается о дарении, полагая, что это его собственная идея. Как известно, свои идеи больше волнуют, увлекают и побуждают к реализации.

Очень эффективно изложение информации учащимися при ролевой игре или диалог с позиций «я - учитель». Творческие группы («экипажи») могут подготовить фрагменты учебника или телепередачи, освещающие изучаемый материал так, как, с точки зрения учащихся, можно это сделать, соблюдая принципы яркости, краткости и полноты информации.

Не менее значимыми для образовательного творческого процесса являются речевые модели, применяемые педагогом в ситуациях контроля, проверки знаний учащихся. Какие же речевые модели при этом используются?

Положительные: «Хочу начать свою оценку со слов мудреца: учитель, воспитай ученика, чтобы было, у кого учиться. Эти слова, по-моему, характеризуют работу …»; «Ребята, давайте вместе подумаем, что в ответе Алексея заслуживает поощрения»; «Твоя работа, Аня, по-настоящему меня порадовала»; «Урок снова удался. Спасибо классу!».

Нейтральные: «Работа очень неплохая, её, действительно, можно в полном смысле назвать работай»; «Чтобы работа стала хорошей, нужно …»; «Думаю, что в следующий раз у тебя получится лучше».

Негативные: «Хвалить тебя совершенно не за что …»; «Я ожидала от твоей работы значительно большего ...»; «Ему за такую работу и «двойки» много …».

Из этого мы видим, что успех творческого взаимодействия в значительной степени зависит от педагога, от его умения создать оптимальные условия для этого. Ученик захочет учиться, если будет непосредственно включен в учебную деятельность, если увидит результат своего труда, если почувствует свою значимость, потребность в творческой деятельности, стремление к само- актуализации через различные виды творчества. А это требует от учителя творческих решений, неординарных мыслей, идей, нестандартного подхода. И как сказал учитель-новатор Е.Н. Ильин: «Учение – не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Это поиск контакта, - тесного и органичного …».

 

Список литературы:

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие для студ. вузов – Ростов Н/Д.: Феникс, 2000. – 384с. 

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с. 

3. Гончарова М.А. Основные методические особенности современного урока //Педагогическое образование на Алтае. 2010. - № 1. – 19с. 

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2001. – 157с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN