Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Роль смыслового чтения при подготовке к итоговому собеседованию в 9 классе

Дата публикации: 2022-10-27 09:53:11
Статью разместил(а):
Шевченко Валентина Дмитриевна

Роль смыслового чтения при подготовке к итоговому собеседованию в 9 классе

The role of semantic reading in preparation for the final interview in the 9th grade

 

Автор: Шевченко Валентина Дмитриевна  

МБОУ "Шараповская СОШ", Новооскольский район, Белгородская область, Россия

E-mail:valentina011shevchenko@yandex.ru

Shevchenko Valentina  Dmitrievna

Sharapovskaya secondary school, Novooskolsky district, Belgorod region, Russia

E-mail: valentina011shevchenko@yandex.ru 

 

Аннотация: Проблема смыслового чтения при подготовке к итоговому собеседованию в 9 классе на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем. С введением итогового собеседования возникла необходимость усилить работу по осознанному чтению в основной школе. Это поможет подготовить детей к собеседованию по русскому языку в 9 классе. Формированию навыков смыслового чтения необходимо уделять большое внимание не только на уроках русского языка и литературы, но и на остальных учебных дисциплинах.  

Annotation: The problem of semantic reading in preparation for the final interview in the 9th grade today is one of the most pressing problems. With the introduction of the final interview, it became necessary to strengthen the work on conscious reading in primary school. This will help prepare children for an interview in Russian in the 9th grade. The formation of semantic reading skills should be given great attention not only in the lessons of the Russian language and literature, but also in other academic disciplines.

Ключевые слова: итоговое собеседование, смысловое чтение.

Keywords: final interview, semantic reading.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Итоговое собеседование введено с 2018-2019 учебного года для выпускников девятых классов как обязательное, его успешная сдача является условием для допуска к государственной итоговой аттестации. 

Собеседование было введено в рамках реализации концепции преподавания русского языка и литературы и направлено на проверку навыков устной речи. 

Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.

Во втором задании учащимся  предлагается пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. 

С введением итогового собеседования возникла необходимость усилить работу по  осознанному чтению в основной школе. Надо хорошо знать и понимать, что такое осознанное чтение. Осознанное чтение – это умение работать с информацией во время чтения и после чтения. Психологи на протяжении многих лет изучают методы и приемы смыслового чтения. Они пришли к выводу: осознанное чтение помогает объединить память и внимание, воображение и мышление, волю и эмоции, мотивы и интерес.  Исходя из этого, все педагоги хорошо понимают, что смысловое чтение очень важно.                    

В начале года необходимо провести диагностику учащихся 5 класса по общему уровню чтения. Для диагностики техники чтения в начале учебного года в 5 классе можно  взять миниатюру В.А. Сухомлинского «Волк и лисичка». Предлагается следующая схема: ученики читают текст  без помет; затем чтение текста учащимися вслух; после этого отвечают на вопросы устно. Примерные вопросы и задания после чтения текста:

1) дайте характеристику синичке или волку (на выбор);

2) озаглавьте текст («Ледок», «Волшебное зеркало», «Песня»);

3) ответьте (устно) на вопросы: Где действие происходило? О чем пела синичка?

После проделанной работы необходимо составить диагностическую карту, где будет отражён способ чтения, правильность, темп чтения, осознанность, выразительность, соблюдение знаков препинания, эмоциональность. При выборе приемов осмысления текста особое внимание необходимо уделять постановке вопросов к тексту и поисков ответов на них. После диагностики выстраивается стратегию работы с учениками 5 класса по смысловому чтению.

В работе по осознанному чтению выделяется три этапа:  до- текстовый этап, текстовый, после текстовый. Цель первого этапа заключается в создании мотивации  обучающихся в уменьшении речевых трудностей. Для до текстового этапа подбираются отдельные упражнения и задания. Могут быть предложены следующие задания: определите тему текста, основную мысль, перечислите проблемы, которые поднимаются в тексте; ассоциации, связанные с именем автора, жанр текста, главные герои текста, тема текста на основе имеющихся иллюстраций, ответы на предложенные вопросы до чтения текста. Следующий этап в работе текстовый. Данный этап имеет определенную цель: контроль формирования различных языковых навыков и речевых умений в целях осмысления прочитанного. Подбираются для данного этапа необходимые задания: ответьте на предложенные вопросы, озаглавьте каждый абзац, найдите в тексте тропы и фигуры речи.

Эффективным средством углубленного понимания текста является прием само постановки вопросов. Учитель должен научить учеников по ходу чтения  ставить вопросы: простые, которые требуют перечисления каких-либо фактов; уточняющие (уточнить у собеседника смысл того, что он только что сказал); творческие вопросы,  заставляющие формулировать предположение – прогноз, проявлять фантазию; оценочные вопросы.

Третий этап - после текстовый. Он направлен на использование ситуации текста в качестве речевой содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи:

1) докажите, что…

2) какое из высказываний передаёт основную мысль текста,

3) составьте план текста, выделите основные мысли;

4) расскажите текст от лица главного героя;  

5) придумайте свой конец текста.

Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегический подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение ориентирует на понимание текста, умение доказывать собственное мнение.

В основной школе уроки русского языка и литературы позволяют в полной мере использовать технологию смыслового чтения. На уроках литературы в 5, 6 классах при работе с текстом дети делят его на части, каждую из них озаглавливают, после этого пересказывают абзацы, определяют главную мысль произведения, проводят викторины, составляют кроссворды.

Без внимания к слову нет понимания текста, поэтому необходимо уделять внимание словарной работе. Словарную работу необходимо разделить  на три вида:  работа с незнакомыми словами, с ключевыми словами, со словами-образами. Следует научить детей самостоятельно выделять непонятные слова в тексте и выяснять их значение, желательно использовать толковый словарь. Обращаем внимание на ключевые слова, которые помогают понять смысл текста. На уроках литературы учимся обращать внимание на слова-образы. В первую очередь необходимо обращать внимание на сравнение. Ведь сравнение делает образ более ярким и понятным. Очень полезен прием прогнозирования перед чтением любого произведения:  предлагается ученикам рассмотреть заголовки, иллюстрации, обратить внимание на жанр и структуру произведения. Расскажите о тексте, не читая его.  

На уроках литературы возможно применение  тренажёра Григорьевой А.К., Московкиной И.И. с целью овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, ищущим). Данный тренажёр рассчитан не только для педагогов и учащихся, но и для родителей. При работе с тренажёром родители становятся активными помощниками своим детям. Можно использовать рабочие тетради авторов-составителей  В.И. Байсона, М.П. Баронова «Совершенствуем навыки смыслового чтения», где приведены интересные задания для учеников основной школы: допишите памятку ученику при ознакомительном чтении, дайте несколько советов, как развить навыки чтения, напишите синквейн по тексту, задайте вопросы автору прочитанного текста. Такие задания развивают творческие способности учащихся.

Приемы смыслового чтения необходимо применять не только на уроках литературы. Они хорошо помогают подготовить детей к собеседованию по русскому языку в 9 классе. Итоговое собеседование по русскому языку проверяет умение читать текст, пересказывать, вставлять цитату в текст. Навык чтения – фундамент всего образования. Формированию навыков смыслового чтения необходимо уделять большое внимание не только на уроках русского языка и литературы, но и на остальных учебных дисциплинах.  

 

Список литературы:  

1. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли, система заданий. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.

2. Говейлер Т.Ж. Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе // Молодой ученый. 2021.- № 21. - 385-388 с.

3. Леонтьева Н.Н. Представление смысла текста и критерии понимания текста. // Первое сентября. 2006. - N 22.- 28–30 с. 

4.  Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2014.- № 10. – 17с.  

5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах. Как реализовать ФГОС. // Пособие для учителя. 2019.- 23с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN