Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Сотрудничество школы и техникума в рамках профориентационной работы

Дата публикации: 2023-06-04 18:36:48
Статью разместил(а):
Титанакова Елена Валерьевна

Сотрудничество школы и техникума в рамках профориентационной работы

Cooperation between the school and the technical school in the framework of career guidance

 

Авторы:

Титанакова Елена Валерьевна

 ГБПОУ РХ "Черногорский горно-строительный техникум", г. Черногорск, Россия

e-mail: Pmalaxova10@mail.ru 

Titanakova Elena Valeryevna  

Montenegrin Mining and Construction College, Chernogorsk, Russia

e-mail: Pmalaxova10@mail.ru

Спирина Людмила Владимировна

МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова», г. Черногорск, Россия

Spirina Lyudmila Vladimirovna

A.G. Bazhenov Lyceum, Chernogorsk, Russia

 

Аннотация: В данной работе рассмотрено сотрудничество школы с горно-строительным техникумом города Черногорска в рамках  подготовки и проведения участников республиканского конкурса «Молодые профессионалы». Данная работа может быть рекомендована преподавателям, занимающимся профориентационной работой.

Abstract: In this paper, the cooperation of the school with the mining and construction college of the city of Chernogorsk in the preparation and holding of participants of the republican contest "Young Professionals" is considered. This work can be recommended to teachers engaged in career guidance work. 

Ключевые слова: профориентационная работа, постеры, востребованные профессии.

Keywords: career guidance work, posters, popular professions. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профориентационное просвещение школьников, диагностику и консультации по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников как на региональном, так и на Всероссийском уровнях. В современных условиях нормой становится неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение, происходящее в различных формах. Школьники должны быть готовы к такому повторяющемуся самоопределению, а их родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества. Готовность к профессиональной мобильности входит в число обязательных требований к современному работнику и включает в себя набор   компетенций, предполагающих возможность после завершения профессионального образования работать по специальности, менять специальность, продолжать образование или заниматься предпринимательской деятельностью.

Данная работа предусматривает рассмотреть проблему информирования обучающихся о востребованных профессиях на рынке труда, через создание постеров и показать необходимость продуктивного сотрудничества школы и техникума в области профориентации.

Существует множество непохожих друг на друга практик в сфере информирования обучающихся о востребованных профессий на рынке труда. Учащиеся, особенно выпускных классов - это 9 и 11 классы во всех школах с удовольствием участвуют в  профориентационных играх, где проигрывают ситуации, проходят квесты, решают разные ситуаций в которых нужно находить решения, занять определенную позицию, расширяющую знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессии, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности. Экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальное представление о существующих профессиях и условиях работы людей, продолжают у ребят вызывать интерес. Посещение выставок, ярмарок профессий, «Дней открытых дверей» в средних специальных и высших учебных заведениях является неотъемлемой частью практики профориентационной работы.

Профориентационная работа среди обучающихся Лицея города Черногорска проводится постоянно в форматах сотрудничества школы с техникумами и вузами в рамках дней СПО. Формы проведения: встречи, профессиональные пробы обучающихся на базе техникумов, участие в конкурсах юниоров, подготовку которых обеспечивают преподаватели техникумов города.

Предварительный опрос учащихся Лицея города Черногорска позволил сделать вывод о том, что из 10 респондентов каждый третий говорил о том, насколько важно для него понимать, в каких специалистах есть потребность, во-первых, в масштабах нашего региона, во-вторых, ближайших территорий, в-третьих, страны, а также каждый второй девятиклассник затруднялся с выбором профессии.

Школой была поставлена цель работы: ввести практику информирования о профессии через создание постера.

Намечены задачи:

- изучить методику создания постеров,

- организовать информацию о востребованной профессии компании СУЭК,

- познакомить с профессией «Рекрутинг»,

- описать эксперимент с погружением в профессию среди учащихся и педагогов лицея, Черногорского горно-строительного техникума, (далее ЧГСТ).

Новизна данной работы, состоит в том, что она обращает внимание на интерес учащегося, к изучению конкретной профессии через создание постеров. Каждый раз открывается возможность взять для себя что-то новое, совершая путь от знакомства до полного погружения в профессию. Авторами данной работы также предложено, не ждать выпускного 9 класса, а предложить погружение в профессию учащимся 8го класса, чтобы было время сделать осознанный выбор и иметь возможность примерить относительно себя, как можно больше профессий, особенно если обучающиеся испытывают затруднения с правильным выбором.

Опрос обучающихся лицея города Черногорска показал, что они заинтересованы в дальнейшем самоопределении, из 800 опрошенных учеников уже задумываются о будущей профессии 45%. Начиная с начальной школы, в классах проводится работа по профориентации. В этом учебном году преподаватели Черногорского горно- строительного техникума и лицея города Черногорска  организовали участие школьников в пробах «Молодые профессионалы». Чёткие требования по отдельному виду компетенции были сообщены заранее преподавателем техникума учащимся лицея, подготовлена ознакомительная информация для школьников. Вовлечение учащихся в дополнительную профессию было организованно на основе презентации данной «пробы» учителем для учеников, где может раскрыть свои способности обучающийся.

Ответственный за профориентационную работу лицея и классные руководители 8 классов провели ознакомительную работу с новой профессией «Рекрутёр» среди учащихся 8 классов, с помощью наблюдения выявили активных учеников, желающих участвовать в пробах. С помощью конкурса постеров о профессии «Рекрутер»  выявили более мотивированного ученика и победителя. Ранее конкурс постеров проходил на базе пришкольного лагеря «Бригантина» с целью познакомиться с профессиями компании СУЭК среди учащихся 4-5 классов. Конкурс постеров проходил под девизом: Хочешь понять профессию - попробуй! Одним словом, прежде чем участники приступили к моделированию постера «Рекрутер», они получили четкий алгоритм по его созданию. А так как это еще был и конкурс, то были выработаны определенные критерии по оформлению, содержанию, оригинальности, доступности информации.

Нами было рекомендовано создание комбинированных постеров (мотивированные и тематические) или просто тематических. Мотивационные постеры - это плакаты с использованием цитат и фраз, побуждающих к действию, они используются для создания рабочей атмосферы, вызова желания узнать что-то подробнее, обратиться с вопросом. Создание постеров прекрасный способ развить воображение, креативность, четкость в выполнении заданий. Создание тематических постеров прекрасный способ научиться работать с информацией, отобрать нужную, выделить главное, структурировать большой объем знаний в более емкий, лаконичный. Так же работа с постерами учит ребят умению размещать ключевую информацию и любые изображения, если они есть, в нужном ракурсе.

Постеры привлекают внимание к важному элементу с помощью ярких цветов. Использование крупного текста, необычного шрифта, правильное использование пустого пространства, все это развивает воображение обучающихся. Использование ярких цветов и изображений, контраст все это необходимые элементы постера.

Цвет должен гармонировать с основным содержанием постера, так как яркая цветовая схема уместна не везде. Нацелить участников на то, что раскрытие различных проблем можно с правильно подобранной цветовой гаммой.

Одним словом, методика создания постеров идеально вписывается в профориентационную работу будь это знакомство с профессией или обобщение опыта работы. Обучающимся предоставляется возможность погрузиться в изучение профессии, примерив ее на себя, лаконично, творчески, изобразив ее на примере постера. Создание постеров прекрасный способ развить воображение, креативность, четкость в выполнении заданий, использовать метапредметные знания, оформительские навыки. Создание тематических постеров прекрасный способ научиться работать с информацией, отобрать нужную, выделить главное, структурировать большой объем знаний. 

В результате, в школьном конкурсе постеров победителем стал восьмиклассник, который и принял участие сначала в городских, а затем и республиканских пробах школьников «Молодые профессионалы» по специальности «Рекрутер». 

Для выполнения задания потребовались знания и умения по предметам, необходимым для выполнения базовых навыков – это русский язык, культура речи, литература, информатика, учитывались навыки общения, умение вести диалог, слушать собеседника. От учащегося также требовалось умение находить и анализировать полученную информацию, умение представить её в таблицах, постере (чему он уже научился), сделать выводы, применить знания по экономике и использовать знания по подбору персонала, составить презентацию, защитить её и ответить на вопросы жюри.

После проведённого конкурса наш обучающийся отмечает, что главный мотив его участия был не столько в том, что он владеет базовыми необходимыми навыками и прошёл отбор, сколько интерес к познанию новых и дополнительных предметов и овладение новыми навыками. Общение с преподавателями, и со студентами техникума при работе в группе. Новая учебная обстановка, ознакомление с конкретными задачами и их выполнение способствовали положительному настрою на приобретение навыков и успешному результату и конечно же приобретения необходимых навыков для освоения новой профессии «Рекрутинг», что означает процесс поиска и подбора специалистов на должность, который опирается на уже сформированную систему требований к кандидатам. Конкурсант отмечает, что главным движущим элементом был интерес познать новое.

Что касается педагогического штаба, то мы отмечаем необходимость продолжения сотрудничества школы и техникума в области профориентации, через организацию профессиональных проб, конкурсов постеров, лэпбуков и поисков других инновационных приемов.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN