Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Из опыта организации групповой работы на уроках химии

Дата публикации: 2023-08-07 17:36:21
Статью разместил(а):
Хоменко Ирина Владимировна

Из опыта организации групповой работы на уроках химии

From the experience of organizing group work in chemistry lessons

 

Автор: Хоменко Ирина Владимировна

ОГБОУ «Беленихинская СОШ имени А.С.Касатонова», Белгородская область, Россия

e-mail: ira.khomenko.82@mail.ru 

Khomenko Irina Vladimirovna

Belenikhinsky secondary school named after A.S. Kasatonov, Belgorod Region, Russia

e-mail: ira.khomenko.82@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации групповой работы на уроках, ее цель, задачи, преимущества и трудности, возникающие при ее подготовке; представлен опыт использования групповой работы, применяемой на уроках химии с целью повышения эффективности организации учебной деятельности в русле восприятия педагогического процесса как педагогики сотрудничества.

Abstract: The article deals with the organization of group work in the classroom, its purpose, objectives, advantages and difficulties arising in its preparation; The experience of using group work used in chemistry lessons in order to increase the efficiency of the organization of educational activities in line with the perception of the pedagogical process as a pedagogy of cooperation is presented.

Ключевые слова: ключевые компетенции, групповая технология, групповая форма обучения, взаимообучение.

Keywords: key competencies, group technology, group form of education, mutual learning.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Первостепенная задача современной школы – это формирование у обучающихся познавательной активности и творческой инициативы, способности к сотрудничеству, стремлению к общественной жизни. Для реализации данной задачи учителю важно правильно организовать работу учащихся на своих уроках. Для достижения определенных результатов важно содержание материала по предмету, а также методы и формы учебно-познавательной деятельности.

Приоритетную роль в усилении мотивации к предмету у обучающихся и развитию самостоятельности, повышению самооценки и коммуникационной компетентности у школьников я отвожу внедрению интерактивных технологий обучения на уроках в 8 классе. Примером такой технологии является технология сотрудничества - работа в малых группах сменного состава. На мой взгляд, это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи среди учеников, которая развивает ответственность. В микро группах или парах обучающиеся могут друг друга проверить, закрепить новый материал, если необходимо, но и обучить, повторить пройденное.

Данная форма работы подходит для организации проверки знаний в 8 классе по темам: «Степень окисления. Составление формул веществ по степени окисления», «Решение задач на нахождение физических величин», «Составление уравнений химических реакций, расстановка коэффициентов в уравнениях реакций».

В классе во время изучения данных тем, сразу обнаруживаются дети, которые наиболее успешно осваивают материал. Эти учащиеся - консультанты в своих группах (от 2 до 4 человек) помогают организовать проверку знаний у своих одноклассников. В ходе общения консультанты понимают, кому из участников группы можно сразу дать задание для выполнения, а кому необходимо тему объяснить еще раз. И только после объяснения дать задание для проверки знаний по теме.

Консультанту группы во время такого урока неоднократно приходится проговаривать правила, способы решения задач, упражнений. Консультантом может быть любой ученик класса, который наиболее успешно усвоил данную тему. В некоторых классах благодаря таким урокам появились такие дети, которые стали консультировать своих одноклассников вне уроков. Одноклассники обращаются с вопросами по разным темам, которые не уяснили во время урока, по поводу выполнения домашнего задания. Консультанты объясняют и разбирают домашнее задание. Отпадает желание просто списать у сильного ученика.

В качестве примера организации урока с групповой работой учащихся под руководством консультантов «Решение задач» на нахождение количества вещества, если известна масса вещества и количество частиц.

Предыдущие два урока мы изучали такие понятия как «моль», «молярная масса», «число Авогадро». Решали задачи на нахождение количества вещества, массы вещества, количества частиц. Домашним заданием второго урока было задание составить задачи подобные тем, которые были разобраны во время урока. Учащиеся, составившие наиболее качественные задачи стали на следующем уроке консультантами. Под руководством консультантов (в разных классах в группах было от 2 до 4 человек) было организовано решение задач с последующим выставлением отметки. Консультанты в зависимости от состава своей группы предлагали решить на оценку несколько своих задач разного уровня сложности. Консультанты самостоятельно определяли, кому можно сразу дать задачи для проверки, а кому нужно еще раз объяснить и только потом предложить решить задачи на оценку.

Положительный опыт проведения таких уроков в том, что однокласснику легче сказать о затруднениях в изучении данной темы по предмету. Дети учатся адекватно оценивать знания друг друга, стараются доступно донести тему для одноклассников. Ученик-консультант среди одноклассников повышает свою самооценку.

Огромное значение групповой работы на уроках для решения воспитательных задач. Оказывает большое влияние на установление межличностных отношений в классе, для повышения коммуникационной компетентности школьников, к более высокому уровню результативности и продуктивности по предмету.

 

Список литературы:

1. Дьяченко В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой // Народное образование. 2008. № 1. С. 191–197.

2. Сафиуллина Э.В. Использование групповых методов обучения на уроках // Инновационные педагогические технологии: Материалы I Международной научной конференции. Казань: Бук, 2014. С. 8–11.

3. Трофименко М.П. Использование технологий групповой деятельности для достижения качества образования в условиях ФГОС в старшей школе // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 20. С. 4–7.

4. Учурова С.А. Проблемы современного образования: перспективы групповой работы // Образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций: тезисы докладов III региональной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. С. 118–119.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN