Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Методические аспекты изучения религии в школе

Дата публикации: 2018-11-17 13:48:15
Статью разместил(а):
Тимофеев Андрей Николаевич

Методические аспекты изучения религии в школе

Methodical aspects of the study of religion in school

 

Авторы:

Тимофеев Андрей Николаевич

Кандидат биологических наук, доцент кафедры экологического образования Воронежского государственного педагогического университета,

E-mail: www72@bk.ru

Timofeev Andrey Nikolaevich

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Environmental Education, Voronezh State Pedagogical University,

E-mail: www72@bk.ru

Тюленева Ольга Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологического образования Воронежского государственного педагогического университета,

E-mail: otuleneva@rambler.ru

Tyuleneva Olga Nikolaevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Environmental Education, Voronezh State Pedagogical University,

E-mail: otuleneva@rambler.ru

 

Аннотация: В статье приводятся рассуждения о роли и месте религии в школьных учебных дисциплинах, дается информация для учителей и учащихся о зарождении, становлении, развитии и распространении христианства и его ветвей.

Abstract: Тhe article gives reasonings about the role and place of religion in school disciplines, provides information for teachers and students about the origin, formation, development and spread of Christianity and its branches.

Ключевые слова: Христианство, религия, школьное образование.

Keywords: Christianity, religion, school education.

Тематическая рубрика: Среднее образование.

 

Создается впечатление, что под влиянием преобладающей религии светские государства имеют тенденцию смешивать открытость к религиям с вмешательством в религиозную подготовку. Так как дети не могут изучить огромный пласт исторического материала, учебные программы всегда компромисс между различными приоритетами. В нашем все более индустриализирующемся мире возникает вопрос: есть ли еще место религии в системе образования и если есть, то какое? Увы, религии представлены в системе среднего образования в историческом аспекте, то есть через демонстрацию хода событий, во время которых они удалились (по своей воле или против ее) от своего духовного призвания [1].

Характеристика конфессионального состава населения рассматривается только в учебниках по истории и географии и в основном в назывном порядке, в составе характеристики населения требуется характеристика и религиозного состава. Однако это требование не всегда реализуется в практической работе учителей в связи с недостаточной информированностью самих преподавателей и отсутствием необходимого объема знаний в учебниках. Кроме того, в связи с отделением церкви от государства нет точного учета конфессиональной принадлежности населения.

Обычно считается, что среди каждого народа имеются приверженцы какой-то одной, основной для него исторически сложившейся религии. Так, русские (в том числе среди русских и старообрядцы), большинство украинцев, белорусов – православные. Народы Северного Кавказа – в основном мусульмане, как и татары, башкиры; буряты и калмыки – в основном буддисты. Остальные религии представлены небольшим числом верующих. Нет достоверных данных (кроме отдельных социологических обследований) и о числе действительно верующих среди тех, кого относят к приверженцам той или иной религии. Например, известно, что среди евреев почти нет приверженцев иудейской религии; у мусульманских народов уровень религиозности гораздо выше, чем среди тех, кому «положено» быть православными. Связано это скорее всего с тем, что религия гораздо важнее была для самоидентификации (самоутверждения) относительно небольших народов, чем для русских [2].

Данная статья ставит целью хотя бы частично предоставить учителям и учащимся основную информацию о становлении и распространении христианства и причинах деления его на отдельные направления. Этот материал может использоваться как на уроках при изучении соответствующих тем, так и при составлении элективных и факультативных курсов, а также в разных видах внеурочной деятельности.

Раннее христианство. Христианство возникло в первом тысячелетии н.э. на востоке Римской империи, на территории современного Израиля. История христианства I столетия теряется в глубоком мраке. И место и время появления новой религии не случайно. Ближний Восток, Святая Земля много раз в истории становились ареной важных событий. В середине I в. до н.э. земля древних евреев стала провинцией Римской империи. Святая Земля всегда была своеобразным «историческим перекрестком» благодаря своему географическому положению. Она как бы связывала различные миры и цивилизации – Восток с его древнейшими историко-религиозными корнями, север Африки с угасшей цивилизацией Древнего Египта, Южную Европу с культурой античности [3,4].

Христианство возникло в I-II вв. н.э. как своеобразное отрицание Римской империи с ее общественными порядками, политическими отношениями, этническими нормами и культурными ценностями. Христианство отрицало рабство, императорский культ, воинскую службу, языческую религию и античную цивилизацию. Для христиан было главным не отношение подданного к государству, а отношение верующего к богу. Христианство выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенных. Именно эти слои, угнетенные и порабощенные на земле, искали выход в религии, искали спасение не в этом мире. Христианство не призывало к переустройству мира, оно провозглашало равенство не земное, реальное, а равенство в боге, христиане возлагали надежды не на свои силы, а на божественную помощь. Проявлялась непоследовательность раннего христианства в отношении к рабству. Христианство, объявляя раба и бедняка равными «во Христе» богачу и рабовладельцу, по сути дела примерялось с рабством и неравенством в земной жизни. Христианство выражало надежды трудящихся и эксплуатируемых масс, но оно не выражало их реальных интересов, на первых порах сулило гибель земным порядкам.

Первый этап в развитии христианства завершился к концу II в. Христианство началось как массовое религиозное движение, демократическое по своему учению, и по своим организационным формам. Однако, в условиях торжества реакции, демократические стремления угнетенных вылились в мистическое ожидание загробного спасения. Христианство содержало в себе протест, но это был протест пассивный, устремленный не к земным целям, и в этом – объяснение его дальнейшей истории [5,6].

С течением времени представители господствующего класса научились использовать пассивный протест христианства в собственных интересах: рабовладельцы вступали в общины христиан и добивались руководящего положения в них. Распространившиеся в разных провинциях Римской империи общины слились в сплоченную организацию – церковь, руководимую епископатом, одновременно сложился канон – совокупность официальных мифов и обрядов, закрепленных в богослужебных книгах. Вместо надежды на скорое разрушение испорченного мира, главным в христианской проповеди становится учение о грядущем торжестве церкви в земном мире. Расправляясь с еретическими движениями, церковь постепенно «освобождалась» от демократических традиций [4].

Важным средством сплочения церкви явились соборы. Особенно большое значение приобретали так называемые вселенские соборы, проходившие под председательством императора или его представителя, который, утверждая решения собора, придавал им тем самым значение общегосударственных постановлений. Круг проблем, выносимых на вселенские соборы, был в крайности пестрым. Сами богословы утверждают, что основные положения православного вероучения были сформулированы семью вселенскими соборами. Каждый из соборов выработал и утвердил те или иные правила церковной жизни, исполнения которых считается обязательным [4,8].

Во II-III вв. христианство распространилось не только в разных слоях населения империи, но и в разных провинциях. В начале II в. по-прежнему наибольшее число христиан было в Малой Азии и Сибири, на Балканском же полуострове в этот период известны христианские общины лишь в нескольких городах (Коринфе, Филиппах, Фессалониках). Во II в. христиане появляются в Северной Месопотамии. Сравнительно рано христианство появляется в Египте (первая треть II в.) на территории Египта христианство распространилось прежде всего, вероятно в Александрии, где жило много грекоязычных иудеев. В течении II в. отдельные христианские общины появляются в южных районах Египта – Ахмиме, Асьюте, Хенобоскионе. Распространение христианства на западе империи шло значительно более медленными темпами, исключение – Рим.

Сведения о христианстве в западных провинциях появляются со второй половины II в.: о христианах в Галлии известно по сообщениям о гонениях на них, происходивших в Логудуне (Лионе) и Виенне в 177 г. в связи с запрещением вводить новые культы, вызывающие народные смуты. К началу IV в. известны епископы (следовательно, были и христианские общины) в Арле, Везоне, Лютеции (Париже), Трире, Реймсе и других городах. Из Галлии христианские проповедники проникли в Британию. Вероятно, из Италии или из Галлии христианские проповедники пришли в Испанию. Возможно, христианство появилось в Северной Африке прежде всего среди иудейских переселенцев, а затем распространилось среди местного и римского населения. К началу III в. христианство в Северной Африке распространилось широко [5,7].

Итак, во II-III вв. христианство распространилось среди разных социальных групп и различных народностей Римской империи. Главным содержанием идеологического развития христианства во II в. было осознание его как нового религиозного учения, противостоящего многобожным религиям античного мира и иудаизму.

Превращение христианства в государственную религию. В IV в. в положении христианской церкви произошел коренной переворот. В начале IV в. христианство примеряется с Римской империей, оно превращается из гонимой религии в признанную, а затем господствующую, государственную и, наконец, становится единственно допустимым вероисповеданием империи. Церковь стала претендовать на всеобщность. Тем самым был завершен процесс перерождения христианства: христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически-революционным духом. Уже в IV столетии христианство выступает отнюдь не как религия рабов, но как система взглядов и учреждений господствующего класса. Оно оправдывало рабство, осуждало тех, кто учит раба презирать господина, запрещала рабам и вольноотпущенникам выступать на судебных процессах: с давних пор греческие и римские храмы давали беглому рабу убежище – христианство покончило с этим.

Церковь ополчилась против последних остатков демократических учреждений в Поздней Римской империи. Она выступала против системы хлебных раздач бедноте, заменяя их индивидуальной милостыней: вместо законного права на хлебные выдачи бедняк получил теперь лишь возможность вымаливать подачку у всемогущей церкви. Церковь уже в IV в. отстранила беспокойную «чернь» от участия в выборах епископов. Она создала последовательную иерархию властей. Росли церковные богатства. Христианская церковь получила земли и имущества храмов, построенных во славу иных богов. На ее обширных угодьях трудились рабы и холопы, а для управления имуществом было создано множество специальных должностей. Сложившаяся в эпоху поздней античности церковь перешла в средневековье. В средние века христианство оправдывало новые формы эксплуатации – феодальные [6].

Разновидности христианства. Став господствующей религией империи, христианство решительно и энергично начинает преследовать другие религии, очень быстро забыв, что всего несколько десятилетий назад оно само подвергалось гонениям. В 395 г. Римская империя раскалывается на две части – Западную и Восточную. Развитие восточных и западных областей некогда единого государства пошло различными путями. Распад империи уже в значительной степени предопределил разделение христианской церкви. В западных областях бывшей Римской империи становление феодальных отношений, по сравнению с восточными, совершалось более стремительными темпами. Учитывая быстро менявшуюся обстановку, западная церковь соответственно вносила поправки в свое вероучение и обряды, в христианские догматы. Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее. Застойность общественной жизни обусловила и консерватизм идеологии. Этот консерватизм со временем становится традицией в церковной жизни православия.

Так под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные особенности западного и восточного христианства. У западной церкви – гибкость, быстрая приспосабливаемость, у восточной – консерватизм, тяготение к традициям, к обычаям, овеянным и освещенным стариной. Обе ветви христианства в дальнейшем успешно использовали эти свои особенности. Западное христианство оказалось удобной формой религиозной идеологии для стран, в которых социальная обстановка менялась сравнительно быстро. Восточное христианство, с его консерватизмом и традиционализмом, более подходило для стран, в которых ход социальных изменений был замедлен под влиянием тех или иных исторических причин.

К моменту разделения империи на Западе действовал только один крупный религиозный центр, а на Востоке их было четыре Восточные патриархаты нередко враждовали между собой, боролись за первенство. На Западе у римского епископа не было таких мощных конкурентов. Сильная императорская власть, сравнительно дольше сохранившаяся в Византии, с самого начала определила восточному христианству роль более или менее послушного слуги.

Развиваясь в различных социальных условиях, западная и восточная христианские церкви все более отходили друг от друга. В 1054 г. раскол окончательно оформился. Западная церковь со временем получила название римско-католической (вселенской). За восточной христианской церковью закрепилось название греко-католической (православной). У католицизма имеется много общего с православием, но мы отметим основные различия православной и католической церквей. Хотя римско-католическая церковь почитает и греческих отцов церкви, вероучение ее в большей степени основывается на сочинениях латинских отцов. Важнейшей частью католического Священного Предания являются решения римских пап – высшего авторитета католической церкви. Помимо епископата в Римско-католической церкви имеется коллегия кардиналов, назначаемых папой. Все католическое духовенство придерживается безбрачия, что резко отделяет духовенство от мирян. Католическая церковь придерживается григорианского календаря (нового стиля) [7]. Таким образом, православие, как и католицизм, сформировались на базе христианства.

Христианство – великая мировая религия. В ходе своего исторического развития она распалась на три ветви: православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, имеет направления, течения и церкви. Униатская (или греко-католическая) церковь, признающая главенство Папы Римского, появилась в буферных районах «соприкосновения» западной и восточной ветвей христианства, вобрала в себя этические нормы и обряды обеих ветвей. Наибольшее распространение получила в Западной Украине. Монофизитская церковь, считающая Иисуса Христа не бого-человеком, а Богом, распространена среди египетских коптов, в Эфиопии, в Армении. В результате реформации в Европе в XVI в. от католиков отделились протестанты, отвергающие главенство Папы Римского. Структура и управление новыми церквями демократизировались, богослужения и культ упростились и удешевились.

Протестантизм, в отличии от католицизма, не имеет единой иерархической структуры, управляемой из единого центра (Ватикана), и характеризуется множеством автономных церквей. Протестантство, в свою очередь, разделилось на англиканскую церковь, лютеранство, кальвинизм, от последнего откололись реформаторы, пресвитерианцы и баптисты. Протестанты преобладают среди населения Северной Европы. В XVI в. католицизм проник в Центральную и Южную Америку и на Филиппины. В XIX в. переселенцы принесли христианство в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию. Католицизм – государственная религия в Южной и Тропической Африке. В XX в. католицизм утвердился на островах Тихого океана [8].

Несмотря на различия между верующими перечисленных течений и церквей, их всех объединяет вера в Иисуса Христа. Без знания основ христианства невозможно понять корни современной цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуру разных эпох и народов.

 

Литература:

  1. Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Население России: этнический и конфессиональный состав // География в школе. – 1988. – №1. – С. 12-13.
  2. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Рим и раннее христианство. – Ростов-на-Дону: Феникс, т. 2. – 1995. – 450 с.
  3. Гараджа В.И. Религиоведение: Пособие для студентов пед. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 286 с.
  4. Гордиенко Н.С. Современное православие. – М.: Политиздат, 1988. – 276 с.
  5. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. История религии. – М.: Центр «Руник», 1991. – 245 с.
  6. Крывелев И.А. История религий: Очерки: Т.2. – М.: Мысль, 1998. – 445 с.
  7. Толстой М.В. История русской церкви. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. – 736 с.
  8. Фейербах С.Т. Сущность христианства. – М.: Мысль, 1989. – 312 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN