Использование интернет-ресурсов на уроках иностранного языка в процессе формирования языковой компетенции
Использование интернет-ресурсов на уроках иностранного языка в процессе формирования языковой компетенции
The use of Internet resources in foreign language lessons in the process of developing language competence
Автор: Цыганкова Ольга Ивановна
ГБОУ «СОШ № 233», Санкт-Петербург, Россия
e-mail: tsygankova_olga@mail.ru
Tsygankova Olga Ivanovna
School № 233, St.-Petersburg, Russia
e-mail: tsygankova_olga@mail.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что внедрение интернет-ресурсов – это закономерный итог развития методики преподавания на сегодняшний день. Актуальным является умение педагога правильным образом найти и применить имеющиеся в сети интерактивные учебные пособия.
Abstract: In this article the author writes that the introduction of Internet resources is a natural result of the development of teaching methods today. The teacher’s ability to correctly find and apply interactive teaching aids available on the Internet is relevant.
Ключевые слова: иностранные языки, интернет, технологии, применение интернет-ресурсов.
Keywords: foreign languages, Internet, technology, use of Internet resources.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Тема использования интернет-ресурсов на уроках иностранного языка в процессе формирования языковой компетенции является актуальной, так как в современном обществе знание иностранных языков имеет огромное значение. Знание иностранных языков дает обширные возможности человеку в профессиональной сфере, возможность приобщиться к мировой культуре. Становится более доступным использование потенциала ресурсов сети интернет в своей работе, а также работа с информационными и коммуникационными технологиями. Появляется такое новое средство преподавания, как мультимедийные средства обучения. И с уверенностью можно сказать, что использование интернет-ресурсов в изучении иностранных языков играет огромную роль, значимость которой с каждым годом будет все возрастать.
Возможности применения интернет-ресурсов безграничны. Всеобщая сеть интернет создает условия для получения всей необходимой для учеников и учителей информации из любой точки земного шара в самые короткие сроки. Примеров тех сведений, которые могут быть полезны в ходе образовательной деятельности, существует великое множество: страноведческий материал, анонсы новостей из жизни молодёжи, заметки из печатных изданий и журналов и т.д.
На уроках немецкого языка с помощью грамотного использования интернета можно решать весь спектр дидактических задач: формировать навыки чтения, улучшать познания письменной речи, пополнять лексикографический запас учеников, усиливать у подростков мотивацию к изучению немецкого языка. Можно использовать различные формы компьютерных обучающих программ, которые помогут в изучении лексического материала, отработке фонетических навыков, работе над монологической и диалогической речью, совершенствовании навыков письменной речи, совершенствовании грамматических навыков.
В данной статье предлагаю рассмотреть возможности использования интернет-ресурса для формирования коммуникативной, речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной компетенций на уроках немецкого языка.
Готовясь к очередному учебному занятию, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых упражнений; понимать, для решения какой методической задачи то или иное приложение будет наиболее эффективным. Кроме того, важно определиться, для каких целей планируется использовать возможности данного ресурса, и какие компетенции формировать.
Целью является создание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не требует специальных знаний и умений для работы. Они могут быть использованы для создания упражнений по всем учебным темам; имеют возможность сохранения упражнений в своем аккаунте, возможность редактирования уже сохраненных упражнений. Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно познакомиться с приложениями, отсортировав их, например, по оценке пользователей, сначала вам покажутся те упражнения, которые получили более высокую оценку. Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Данный ресурс позволяет самому учителю создать самостоятельно свои задания, которые он может использовать на уроке. Также можно создавать аккаунты для своих учащихся и контролировать их прогресс. Можно использовать интерактивные упражнения, что делает урок намного интересней.
Последствиями внедрения сервиса на уроках немецкого языка в образовательный процесс являются: повышение мотивации к изучению языка; развитие речевой компетенции; увеличение объема лингвистических знаний; расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению немецкого языка.
Использовать интернет для обучения иностранным языкам очень удобно, плодотворно и перспективно. На занятиях процесс обучения становится более привлекательным для учащихся, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам.
Используя информационные ресурсы сети интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и развивать умение чтения, непосредственно используя имеющиеся материалы сети интернет разной степени сложности;
- совершенствовать навыки прохождения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет, также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать навыки монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети, представленных учителем или кем-то из учащихся;
- совершенствовать навыки письменной речи, индивидуально или письменно составляя вопросы или ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;
- пополнять свой словарный запас (как активный, так и пассивный) лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на основе систематического использования «живых» практико-ориентированных материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.
Список литературы:
1. Ажель Ю.П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый. – 2012. – №6. – С. 369-371.
2. Архипова Т.Ю. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка.