Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Система повышения уровня знаний и познавательной активности учащихся через метод проектов

Дата публикации: 2023-12-29 11:07:36
Статью разместил(а):
Мусина Тамара Викторовна

Система повышения уровня знаний и познавательной активности учащихся через метод проектов

System for increasing the level of knowledge and cognitive activity of students through the project method

 

Автор: Мусина Тамара Викторовна

МОУ «Средняя школа № 2 им. Героя России Валерия Иванова», г. Волжск, Россия

e-mail: tamara.musina.90@mail.ru

Musina Tamara Viktorovna

School № 2, Volzhsk, Russia

e-mail: tamara.musina.90@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос организации проектной деятельности учащихся в средней школе. Автором определено позитивное влияние проектной деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей среднего школьного возраста.

Abstract: the article discusses the issue of organizing project activities of students in secondary school. The author determined the positive impact of project activities on the disclosure of individual characteristics and abilities of secondary school children.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность.

Keywords: project method, project activities.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

Английский язык прочно вошёл в нашу жизнь. Изучение языка другого народа - очень нужное и важное дело. Но поддерживать у школьников интерес, а следовательно, и изучить язык на уровне общения, работать ежедневно и очень упорно, чтобы достичь успехов, – дело нелегкое. Как сделать так, чтобы изучение языка было успешным? Чтобы у учеников появилось желание изучать этот язык?

Этот вопрос волнует многих учителей, преподающих английский язык, в том числе и меня. Опыт работы в школе показал, что только системная работа со стороны учителя, способна привести к хорошему результату.

В течение нескольких лет я работала над следующими методическими темами «Организация внеклассной работы по английскому языку», «Применение метода проектов в изучении английского языка», «Способы повышения уровня мотивации к изучению английского языка у учащихся начальных классов», что позволило мне сделать вывод, что только комплекс мероприятий и различных действий могут привести к желаемому результату, поэтому был выбран метод проектно-ориентированного обучения, который делает учебный процесс для школьника личностно значимым, полностью раскрывающим творческий потенциал, позволяющим проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность на уроке, где каждый ученик вовлечѐн в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества.

Выполнение проектов даѐт возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей, развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, повышает творческую компетентность самого учителя. В рамках данной технологии группы учащихся формируются с учѐтом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний и слабый. Группа выбирает одну тему и форму доклада. Работая над проектом, ученики учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению заданий, оценивать результаты своего труда и своих товарищей. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучающихся.

В период 2018-2023 учебного года мной была внедрена проектная деятельность в процесс обучения английскому языку в двух 6-х классах и в двух 7-х классах. Был составлен календарно-тематический план, где на весь учебный год были запланированы проекты на разные темы: «Моя семья», «Мой домашний питомец», «Моя страничка в интернете», «Весѐлого Рождества», «Язык международного общения», «Праздники Англии». Среди них были как мини-проекты, реализуемые в рамках одного урока, так и творческие и исследовательские проекты по разделам учебного материала, которые по продолжительности реализации занимали от 1 до 3 месяцев.

Вторым этапом подготовки к внедрению проектной деятельности была диагностика учащихся, в которую вошли:

- психолого-педагогическое тестирование для определения уровня мотивации и познавательного интереса к изучению английского языка.

- тестирование на выявление навыков пользования компьютерными технологиями, с целью организовать для неопытных пользователей ПК компьютерные курсы (кружок по информатике на базе школы).

- тестирование – интерес к различным инновационным технологиям, иным формам ведения урока.

После подведения итогов диагностики было выявлено, что уровень мотивации и познавательного интереса к английскому языку низкий во всех классах, в которых я работала. Компьютерными технологиями и программами владеет основная масса учащихся среди исследуемых классов, большинство ребят проявили повышенный интерес к новым формам обучения иностранному языку и заинтересовались инновационными технологиями (проектной деятельностью). Начинать решили с создания творческих мини-проектов, в которых принимал участие весь класс, разделѐнный на несколько звеньев.

Каждое звено отвечало за свою часть по созданию проекта. Затем вместе мы подводили итоги.

На основе приобретѐнного опыта, могу сказать, что данная возрастная группа (12-13 лет) диктует свои правила, сроки и формы проектов, поэтому работа по длительности в основном краткосрочная. Применяя в 6 и 7 классах метод проектов, очень важно обучать детей ставить цели, определять конечный результат, уметь его сформулировать, планировать свои действия, а также уметь работать в группе.

Для приобретения соответствующих навыков начинали с малого, предлагались следующие задания: подобрать пословицы на заданную тему; составить каталог самых запоминающихся мест и вещей по определѐнным разделам; составить словарик фразеологизмов; словарик ненужных слов; спроектировать урок. Учащимся предоставлялась возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении небольших отчѐтных работ.

На основе изученного материала для участников были разработаны этапы проектирования, а также критерии оценивания результатов. По моему мнению, для каждой возрастной группы должны быть свои критерии оценивания работ, поскольку, например, учащиеся 5-х классов не могут порой оценить актуальность или развѐрнутость темы. Наиболее эффективно использовать для разных возрастных групп следующие типы проектов: для младших классов – ролевые и творческие (по продолжительности 1-2 урока и до 1 месяца), ученики выполняют альбомы, коллажи, рисуют открытки, настенные плакаты; для 5-6 классов оптимальным будет создание творческих, ролевых или игровых, информационных проектов (по продолжительности – краткосрочные или длительные), инсценировка небольших праздников, вечер стихов, мини-исследования; для 7-8 классов – практико-ориентированные.

Универсальным видом проектов, можно считать творческий, поскольку в любом классе ребята фантазируют, таким образом, данный метод идеально подходит для обобщающих уроков. Подготовкой к созданию индивидуальных проектов послужит систематическая работа на уроках в группах, с постоянной сменой ролей – сегодня ученик собирает информацию, а завтра он еѐ оформляет. Так у детей сложится чѐткая система представления о создании проектов.

Конечно, нельзя сказать, что все проекты, выполняемые учениками, особенно, в первый год обучения, были интересными и успешными, но опыт приходит постепенно и с каждым проектом работа в данном направлении будет улучшаться. В прошлом учебном году количество детей, защищающих проекты по английскому языку на уровне школы достигло 13 человек. В результате проведѐнной диагностики мотивации учащихся можем сделать вывод, что интерес к изучению иностранного языка увеличился на 11%, в результате чего повысился уровень знаний учащихся.

Метод проектов направлен на то, чтобы развивать активное самостоятельное мышление ребѐнка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даѐт ему школа, а уметь применять их на практике и одним из достижений можно считать I место в основном туре международной онлайн- олимпиады по английскому языку ученицы 3 класса «Skyeng Super Cup» , участие учащихся в конкурсах английской поэзии и поэтических переводов, Диплом II степени в республиканском конкурсе английской песни учениц 6 класса.

Реализация проекта – уникальная возможность социализации ученика, где могут проявить себя абсолютно все ученики.

Список литературы:

1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / В.В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2012. – №2. – C. 57–69.

2. Огурцова З.И. Метод проектов на уроках в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №8. – С. 25–28.

3. Шликене Т.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа. – 2010. – №9. – С. 34–38.

4. И.В. Алёхина, Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. Психология: практический курс психология человека. Часть 1. – Брянск: Издательство БГПУ им. Акдемика И.Г. Петровского, 1998.

5. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий // Метод проектов. Вып. 2 / Белорус. гос. унт, Центр проблем развития образования, Республиканский инт высшей школы БГУ. – Минск РИВШ БГУ, 2003.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

7. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 2004.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN