Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование притчи на уроках русского языка

Дата публикации: 2024-01-07 04:22:13
Статью разместил(а):
Хомутова Ирина Николаевна

Использование притчи на уроках русского языка

Using a parable in Russian language lessons

 

1425  

Автор: Хомутова Ирина Николаевна

МБОУ «Гурзуфская СШ им. А.С. Пушкина», пгт. Гурзуф, г. Ялта, Республика Крым, Россия

Email: khomutova.91@list.ru

Khomutova Irina Nikolaevna

Gurzufskaya Secondary School named after A.S. Pushkin, village Gurzuf, Yalta, Republic of Crimea, Russia

Email: khomutova.91@list.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о роли использовании притчи на уроках русского языка. Описана история появления данного жанра, приводятся обоснования преимущества использования притчи на уроках русского языка. Рассмотрен алгоритм использования данного жанра как микротеста для комплексного филологического анализа. Раскрыт секрет использования приёмов по работе с притчей.

Abstract: In this article, the author writes about the role of using the parable in Russian language lessons. The history of the emergence of this genre is described, and the rationale for the advantages of using the parable in Russian language lessons is given. The algorithm of using this genre as a microtest for complex philological analysis is considered. The secret of using techniques for working with a parable has been revealed. 

Ключевые слова: притча, литературное чтение, духовно-нравственное воспитание, моральные ценности.

Keywords: parable, literary reading, spiritual and moral education, moral values.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Притча - это краткая дидактическая история в прозе или стихах, иллюстрирующая один или несколько поучительных уроков или принципов. Данный жанр не только играет важную роль в истории человечества, но и является отличных средством духовно-нравственного воспитания. Цель данной публикации – обосновать необходимость использования притч на уроках русского языка.

История появления притчи уникальна. Первоначальное представление о них вводится в письменных источниках Востока, где они представляли собой сборники бесед учителя с учениками и были призваны не только передать некие знания и опыт, но и пробудить привычку к самостоятельному поиску истины, духовному погружению в мир главных вопросов человеческого бытия. На Руси своё распространение притча получила на уровне с фольклором, затем и занимала важное место в ранней христианской литературе. На рубеже XIII–XIV веков они широко интерпретировались в древнерусской литературе. Основой же русской культуры, невидимыми кирпичиками, которые легли в её основании, стали притчи Нового Завета.

Притчи – это короткие иллюстративные рассказы, которые включают в себя моральные поучения и жизненные уроки. На уроках русского языка они необходимы, так как имеют множество преимуществ и могут значительно обогатить процесс обучения.

Первое преимущество использования притч заключается в том, что они способствуют развитию навыков чтения и понимания текста у детей. Притчи обычно имеют небольшой объем и ясную структуру, но при этом они содержат глубокий смысл и предлагают детям возможность анализировать и интерпретировать прочитанное, что способствует развитию их критического мышления.

Второе преимущество использования притч заключается в том, что они помогают формировать моральные ценности и этические нормы у детей. Притчи обычно содержат в себе жизненные истины, которые помогают детям понять, как себя вести, как поступать в различных ситуациях и как принимать правильные решения. Это формирование модели поведения.

Третье преимущество использования притч заключается в том, что они помогают развивать языковые навыки у детей. Притчи обычно содержат разнообразные изобразительно-выразительные средства. Кроме того, анализ притчи и обсуждение ее содержания помогают развивать навыки высказывания, умение формулировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.

Четвертое преимущество использования притч заключается в том, что они могут быть использованы для различных видов упражнений и заданий. Например, дети могут проводить анализ притчи, выделять главную мысль, определять ключевые слова, составлять синонимические ряды и многое другое. Это позволяет дифференцировать задания и адаптировать их под уровень каждого ученика.

Использование притч на уроках русского языка является эффективным методом и удивительным инструментом, который способствует развитию языковых навыков, формированию моральных ценностей и развитию критического мышления у детей.

Каким образом нужно проводить работу над притчей? Рассмотрим алгоритм использования притчи как микротеста для комплексного филологического анализа.

1. Выразительное чтение притчи.

2. Определение идейно-тематической направленности.

3. Выявление композиции притчи.

4. Анализ скрытого смысла притчи, выявление ее символического содержания через систему ключевых образов.

5. Анализ языка притчи, ее лингвистических особенностей, проявляющихся на лексическом, грамматическом, стилистическом уровнях.

6. Интерпретацию авторской позиции и отработку умений формулировать собственную точку зрения с опорой на текст притчи.

Педагог может использовать разного рода задания:

1. Восстановить фрагменты композиции в правильной последовательности.

2. Восстановить пропущенные слова.

3. Произвести языковые разборы слов из текста притчи.

4. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки, обосновать выбор орфограмм.

5. Дать историко-культурный (или этимологический) комментарий к словам и выражениям из притчи.

6. Произвести лексико-стилистический анализ слов (выражений).

Однако наиболее ценны в методическом плане те задания, которые ориентированы на работу с содержанием притчи и развитием умений комментировать отраженные в ней проблемы, выделять авторскую позицию и формулировать свое к ней отношение. Эти навыки востребованы выпускниками школы и отражены в содержании экзаменационной работы по русскому языку.

Для развития навыков анализа текста при работе с притчей используются следующие приемы:

1. При чтении текста – маркировка его системой специальных знаков, отражающих степень понимания прочитанного: знак «+» используется для фрагментов, которые полностью понятны в формальном и смысловом отношениях, знак «-» для тех частей текста, понимание которых вызывает затруднение, знак «?» используется для обозначения тех частей текста, в которых содержатся мысли или идеи, вызывающие у ученика несогласие, протест, знаком «!» можно обозначить те участки текста, с содержанием которых ученик полностью согласен.

2. При формулировке проблемы: ответы на вопросы, эвристическая беседа, «мозговой штурм», построение кластера понятий (образов) притчи, заполнение таблицы, отражающей этапы развития сюжета, события и их нравственно-философский смысл.

1. При поиске аргументов, подтверждающих правильность определения проблематики текста, можно использовать такие приемы, как составление сюжетной схемы притчи или опорного схематического конспекта, создание плана, выделение ключевых слов, метод создания проблемной ситуации, техника «Фишбоун» и прочее.

2. Для выработки навыков формулировки авторской позиции используются приемы поиска утверждений, соответствующих смысловой концепции текста, анализ языковых единиц, маркирующих отношение автора к персонажам, сюжетным ситуациям, анализ средств художественной изобразительности: сравнений, метафор, гипербол.

3. Чтобы научить детей выражать свое отношение к позиции автора используются приемы, стимулирующие речевую деятельность: дискуссии, написание отзывов и рецензий, составление синквейна, диаманты на основе притчи.

Притча является ценным материалом для подтверждения своей позиции при написании сочинений и эссе, поэтому педагог должен использовать притчу для расширения аргументационной базы, обучая приемам введения примеров из текста притчи в текст и грамотному использованию ее образов и сюжетов в структуре сочинения.

Использование притчи на уроках русского языка в качестве дидактического материала помогает организовать работу, связанную с развитием основных речевых и языковых навыков, необходимых для создания собственных высказываний.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование притч на уроках русского языка положительно влияет на учащихся. Она, в свою очередь, помогает детям погрузится в языковую среду. С помощью притч дети могут улучшить свои навыки чтения, пополнить словарный запас. Притча несёт в себе ясный и понимаемый для детей смысл. Учащиеся могут читать притчу как самостоятельно, так и с учителем, параллельно обсуждать заложенный в них смысл и задавать интересующие их вопросы.

Помимо этого, притча помогает детям самостоятельно составлять тексты и улучшает навыки письма. Такие задания помогают развить творческое мышление детей, стимулируют их способности к выражению своих собственных мыслей на письме. Всё это улучшает уже полученные ими навыки по орфографии и пунктуации. Немало важно, что при анализе притч, учащиеся обращают внимание на структуру предложений, как использованы грамматические формы, лексические единицы. Всё это помогает усовершенствовать лексические и грамматические навыки учащихся. Притча помогает сформировать у детей моральные ценности. Все это формирует у учащихся социальные навыки, а также помогает развить этическое сознание и эмпатию.

 

Литература:

Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 3-8.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN