Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие творческого потенциала студентов в процессе самостоятельной и исследовательской деятельности

Дата публикации: 2018-11-21 17:35:12
Статью разместил(а):
Романова Юлия Евгеньевна

Развитие творческого потенциала студентов в процессе самостоятельной и исследовательской деятельности

Development of creative potential of the students in the process of self and research activities

 

Автор: Романова Юлия Евгеньевна

Преподаватель ГОУ ВО МО «ГГТУ» Промышленно-экономический колледж, Орехово-Зуево, Россия

E-mail: rom_yulia@mail.ru

Romanova Yulia Evgenievna

Teacher Industrial and economic College, Orekhovo-Zuyevo, Russia

E-mail: rom_yulia@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала студентов колледжа в процессе самостоятельной и исследовательской деятельности. Показано, что в сфере среднего профессионального образования самостоятельная и исследовательская деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки.

Abstract: The article is devoted to the problem of development of creative potential of College students in the process of independent and research activities. It is shown that in the sphere of secondary vocational education independent and research activity becomes an important component of the educational process, a necessary means of increasing motivation for learning and as a consequence, good training.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческие способности, научно-исследовательская деятельность, проект.

Keywords: creativity, creative activity, creative abilities, research activity, project.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

«Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации.

Проблема комплексного развития личности, ее творческих способностей отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Е.Н. Ильина, В.А. Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. Философы, психологи, ученые-педагоги современности в своих исследованиях обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей.

Как считают Н.А. Бердяев и В.И. Вернадский, творчество – одна из форм обновления мира и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Соответственно, отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации.

На современном этапе перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить окончательный переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включится в производительный труд и социальные отношения.

Ввиду этого, уже в период обучения студента необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась средством его профессионального становления.

Итак, нам предоставляется возможность обсудить острую и, пожалуй, «вечную» проблему – единство профессионального и нравственного становления личности будущего работника социально-культурной сферы. И, конечно, аргументировать непреходящую роль творчества в этом «единстве».

Что такое творчество, креативность, творческая деятельность?

Слово «творчество» имеет много значений, о которых спорят с древних времен... Из множества значений можно выделить несколько основополагающих:

-          творить – это давать бытие, сотворять, созидать.

-          в широком смысле слова творчество – это сознательная, целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования деятельности.

-          творчество – деятельность, порождающая нечто качественно иное, никогда ранее не бывшее (Большая советская энциклопедия).

В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: «креатив», "креативный". Слово «креатив» было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского «creative» – творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: «creatio» – сотворение, создание).

Казалось бы, почему не использовать привычное русское слово "творчество"?..
Такую характеристику, как креативность сейчас часто можно встретить в профессиограммах различных специальностей. Теперь это качество желаемо не только для специалистов творческих профессий, но и для менеджеров по продажам, управленцев и консультантов. Никто точно не знает, как и в чем ее измерять, но многие уверены, что она просто необходима.

Е.С. Громов и В.А. Маляко называют семь признаков креативности:

–           оригинальность;

–           эвристичность;

–           фантазию, активность;

–           концентрированность;

–           четкость;

–           чувствительность.

Способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны.

Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность – интегративное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он довольно часто достигает вершин одновременно в самых разных областях:

–        Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем;

–        М.В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником;

–        А.С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно продолжить.

Как известно, природа строит свои системы по общим законам, то есть одна природная система вполне может служить моделью другой. В качестве такой модельной системы нам послужит... живое дерево!

Корни дерева скрыты под землей – так скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Ствол дерева, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внешних параметров и условий. Ствол – это в нашем случае аналог тех самых общих способностей или общей одаренности, той универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные «ветви» – частные проявления одаренности.

Чем больше у человека развитых частных способностей – "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем более органичным выглядит воображаемое дерево.

Итак, каким же образом мы можем развивать творческие способности у наших студентов?

Проанализировав вышеизложенные понятия о творчестве, креативности можно сделать обобщенный вывод – это специфическая деятельность педагога и студента, отличающаяся оригинальностью, способностью действовать не по стандарту, а вопреки ему, создавая нечто новое, незнакомое, неожиданное отличающаяся нешаблонностью решения предлагаемых задач.

При этом человек, как субъект творческой деятельности должен упорно работать. Преподаватель не создает человека. Он не рождает в нем способности любить, быть любопытным, философствовать или творить. Но педагог дает возможность, побуждает, помогает тому, что существует в зародыше стать реальным и актуальным.

В силах педагога увидеть талант, поддержать его, развить, бережно направить в нужное русло.

Современная наука утверждает, что для занятия творчеством, изобретательством очень важны – вдохновение, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

Итак, мы подошли к рассмотрению необходимых педагогических условий в развитии творческих способностей.

Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы студенты умели выходить за рамки образца.

Во-вторых, сам процесс обучения направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие творческих способностей. Для этого рекомендуется использовать специально сконструированные вариативные задания, состав и структура которых ориентированы на развитие творческих способностей. Создавать действенные мотивы, подводить студентов к самостоятельной постановке задач. Необходимым условием при этом выступает обеспечение гуманного взаимодействия педагога и студентов; создание психологического контакта между всеми членами группы, включая педагога.

Каждому студенту свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.

Наиболее желательно с точки зрения развития творческих способностей доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.).

Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. И деятельность мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.

Очень важно в учебно-воспитательной работе, на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность.

Следует помнить, что стремление сделать процесс обучения увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.

Каждый педагог должен помнить, что если знания преподносятся студенту в готовом виде, то их усвоение носит пассивный характер и о каком-либо творчестве речи идти не может.

Развитию мышления и творческой активности студентов способствует применение в обучении проблемной ситуации, возникающей в результате побуждения выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений.

Работа ума – это не только создание умозаключений, но и деятельность воображения.

Выделим условия стимуляции саморазвития (познавательной потребности), как основы развития его творческих способностей: 

–        создание у студента высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;

–        создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательных взаимоотношений, положительных эмоций;

–        соблюдение «права на ошибку»;

–        учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого студента свой «портфель» достижений);

–        переход к учету динамики успехов каждого, т.е. сравнение новых успехов с прошлыми успехами того же студента, а не сравнение друг с другом;

–        оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Хочется обратить внимание на особенности наших студентов.

Существует такое понятие как особый тип личности «человек творческий». Это независимость, открытость ума, готовность поверить своим и чужим фантазиям, чувство юмора, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. А также, это особая впечатлительность, неуравновешенность, готовность к риску, неудовлетворенность собой, напряжение, тревога, отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, склонность к депрессиям.

Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Помимо проблем связанных с учебной деятельностью есть еще – несчастная любовь, непонимание родителей, педагогов, друзей, материальные трудности.

Много правды в словах известного режиссера Павла Лунгина: «Юность не время счастья, как обычно представляется людям, давно вышедшим из этого возраста. Это время катастроф, драм, глубокого отчаяния, обид… Время ситуаций, из которых можно выйти подлецом, а можно – человеком».

Наблюдая, как студент переживает какие-то психологические трудности, каждый из нас должен проявить свое педагогическое чутье, знания и мастерство, чтобы тактично направить его к занятиям каким-либо творчеством.

Необходимо вовлекать студентов в научно-исследовательскую, конструкторскую, проектную работу. Как выяснилось, многие студенты не только свободно владеют компьютерными технологиями, но и различными формами презентаций. Создание презентации – это творческий процесс, требующий не только определенных знаний, но и выдумки, фантазии, художественного вкуса.

Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту. Совместное художественное и научное творчество преподавателей и студентов – самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера исследователя, художника; воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.

 

Список литературы:

1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.– 116 с.

2. Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991 г. – 376 с. 

3. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995. – 494 с.

4. Стенберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески. Основные современные концепции творчества и одарённости. – М.: Молодая гвардия, 1997, с.187-214.

5. Чупрова Л.В., Ершова О.В. Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития творческой активности студентов // Науковедение. – 2013. – № 4 (17). – с.73.

6. Шумакова Н.В. Совершенствование образовательного процесса в условиях колледжа // Современные проблемы науки и образования: Тезисы докладов ХХХIХ внутривузовской конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – с.97-98.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN