Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Анализ литературного эпизода как средство формирования личностных и метапредметных умений обучающихся

Дата публикации: 2024-02-24 17:45:31
Статью разместил(а):
Буглова Светлана Владимировна

Анализ литературного эпизода как средство формирования личностных и метапредметных умений обучающихся средней школы. Пути анализа

The analysis of a literary episode as a means of forming personal and meta-subject skills of secondary school students. Ways of analysis

 

Автор: Буглова Светлана Владимировна

МОУ СОШ № 1, Свердловская область, г. Богданович, Россия

e-mail: buglova1975@mail.ru 

Buglova Svetlana Vladimirovna

Secondary school № 1, Sverdlovsk region, Bogdanovich, Russia

e-mail: buglova1975@mail.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об особенностях анализа литературного эпизода в средней школе, описывает возможные способы анализа и трудности, с которыми может столкнуться педагог во время работы. Систематическая работа над анализом эпизода создает благоприятные условия для формирования личностных и метапредметных умений обучающихся.

Abstract: In this article, the author writes about the features of the analysis of a literary episode in high school, describes possible methods of analysis and difficulties that a teacher may face while working. Systematic work on the analysis of the episode creates favorable conditions for the formation of personal and meta-subject skills of students.

Ключевые слова: художественный текст, литературный эпизод, личностные и метапредметные умения.

Keywords: literary text, literary episode, personal and meta-subject skills.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Рецензия на статью

"Анализ литературного эпизода как средство формирования личностных и метапредметных умений обучающихся средней школы. Пути анализа"

Бугловой Светланы Владимировны

Статья представляет собой обзор различных методов и подходов к анализу художественных текстов в школе. Она подчеркивает важность анализа как способа не только понимания текста, но и формирования личностных и метапредметных умений учащихся.

Автор статьи обращает внимание на разнообразие методов анализа, таких как последовательный анализ, анализ образа героя, проблемный анализ и другие, объясняя их цели и применение. Статья подчеркивает важность эмоциональной составляющей в анализе текста, отмечая, что анализ должен быть интересным и запоминающимся для учеников.

Также отмечается значимость лексических и синтаксических средств в анализе текста, которые помогают выявить связь между микротемами эпизода. Автор статьи обращает внимание на трудности, с которыми сталкивается педагог при проведении анализа, такие как подмена анализа пересказом и неумение учеников устанавливать причинно-следственные связи. Для преодоления этих трудностей предлагается систематический анализ эпизодов.

При этом, для большей наглядности, автор мог бы привести несколько примеров по анализу текста на основе своего опыта.

В целом, статья будет интересна для учителей литературы, для обогащения их методического арсенала при работе с учащимися. Она подчеркивает важность анализа художественных текстов не только для понимания литературных произведений, но и для развития личностных и метапредметных умений учащихся.

Рецензент: Главный редактор журнала "Технологии Образования" Алексеев Александр Борисович.

 

Художественный текст – это текст, опирающийся на образное отражение мира и существующий для комплексной передачи разных видов информации – интеллектуальной, эмоциональной, эстетической, – а также обладающий функцией эмоционального воздействия на читателя.

«Текст написанный, но еще не прочитанный, представляется еще не существующим, поскольку полное понимание может быть достигнуто только с позиции читателя данного текста. Читатель должен уметь находить «скрытые» смыслы, невыявленные значения, умолчания и подразумевания. Каждая строчка текста требует расшифровки, перевода, интерпретации», - писал У. Эко, итальянский философ, семиотик, романист, культуролог, политический и социальный комментатор.

Целью анализа литературных текстов в школе является освоение художественного произведения и приобщение ученика к нравственным ценностям общества, его культурным традициям через литературные образы. Школьный анализ сильно отличается от литературоведческого своей неполнотой и односторонностью, однако все это объясняется возрастными особенностями учеников, их небольшим жизненным опытом и стремлением педагога прежде всего воспитать ученика, а потом уже развивать его творческое воображение, мышление, самостоятельность суждений. В этой статье мы рассмотрим виды и способы анализа эпизода литературного текста, обозначим роль этой работы в формировании личностных и метапредметных умений обучающихся средней школы.

В зависимости от уровня подготовки класса, от изучаемого произведения, от особенностей эпизода применяют разные виды анализа. Это может быть последовательный анализ (вслед за автором), анализ отдельного образа (пообразный), анализ – ответ на проблемный вопрос.  В средней школе педагог должен использовать разные виды анализа эпизода. Универсального шаблона для такой работы нет, поэтому и учитель, и ученики всегда будут находиться в ситуации творческого исследования.

Опишем каждый из возможных вариантов анализа. Так, последовательный анализ, или «вслед за автором», предполагает анализ фразы за фразой, следя за поворотом сюжета и обращая внимание на детали. Его можно проводить по предложенному проблемному вопросу или без него. Если педагог предлагает проблемный вопрос в начале работы, то ученики «видят» направление, в котором следует двигаться. Они интуитивно отвечают на вопрос, а потом в тексте находят подтверждающую их догадку информацию, то есть работа становится понятнее, а значит, легче. Если же проблемный вопрос не задан, то работа усложняется, ведь неизвестно, к чему вообще удастся прийти в ходе анализа и какие новые смыслы будут выявлены. Поэтому при проведении самостоятельного анализа лучше задавать ученикам проблемный вопрос, указывая направление работы, а вот коллективное обсуждение с педагогом следует вести без подобной опоры.

Итак, рассмотрим, как можно организовать анализ небольшого эпизода под руководством педагога. Отметим, что границы эпизода должны быть точно очерченными, а сам эпизод – внутренне законченным, ярким и значимым для понимания всего произведения или образа героя.  Работа проводится письменно, так как надо видеть целостную картину и учитывать все детали. В качестве визуализации лучше использовать таблицу, разделенную на две части. В первый столбик выписываем значимую для анализа информацию, она может быть представлена ключевыми словами, художественными деталями, значимыми фразами, а во второй столбик – аналитические заметки. Так мы поступательно следуем за развивающейся мыслью автора, выявляя новые смыслы. После заполнения таблицы делаем обобщающий вывод. Далее работа с эпизодом может быть закончена или продолжена через письменное оформление анализа в виде связного текста с опорой на материалы таблицы.

Анализ образа литературного героя (пообразный) лучше проводить после изучения всего произведения или его большей части. Такая работа будет эффективна только тогда, когда был проведен последовательный анализ хотя бы 1-2 эпизодов, связанных с предложенным персонажем. Целью пообразного анализа является нравственная оценка поступков героя, объяснение его характера через обобщение полученных результатов.

Некоторые эпизоды можно проанализировать через проблемный вопрос или проблемную ситуацию, тогда будет применен проблемный анализ. Надо сказать, что проблемные вопросы могут организовать творческое исследование и в предыдущих двух видах анализа: последовательном и пообразном. Если же использовать этот вид работы как самостоятельный, то надо сформулировать острый (полемичный) вопрос, который станет началом проблемного подхода к анализу. Важно, чтобы вопрос создавал возможность неоднозначных ответов, вел к поиску решения и его доказательств, был увлекательным для школьников.

Также можно найти иные схемы  анализа эпизодов. Так, Долинина Т.А. предлагает работать по схемам: «было-случилось-стало» и «с одной стороны – с другой стороны. Такой подход позволит не только организовать процесс анализа, но и обеспечит грамотную композиционную разводку высказывания, поможет уйти от пересказа эпизода.

Анализировать можно не только поступки и образы героя, но и речь персонажа, его душевное состояние, портрет, композиционные особенности эпизода, способы создания образов, пейзаж; иногда доступны сравнительный анализ и даже интертекстуальный.

Какой бы вид/способ анализа ни выбрал педагог, он всегда должен помнить, что такая работа должна быть эмоционально яркой, потрясающей живое воображение ученика, приобретенные смыслы должны стать запоминающимся открытием. Если будет выполнено это условие, то эпизод и произведение в целом запомнятся на всю жизнь, а полученные уроки станут определять поступки и мировоззрение уже взрослого человека. Иными словами: зачем нужно художественное произведение, если оно не делает тебя  лучше. Отсюда следует еще один тезис: в школьном анализе даются в упрощенном виде литературоведческие приемы и термины. Такой подход объясняется тем, что, работая с трактовкой терминов, мы теряем эмоциональность – главное условие успешного восприятия художественного слова в школе. Но при всей избирательности в процессе школьного анализа она не должна приводить к искажению авторского замысла.

Из множества средств и приемов следует больше внимания уделить лексическим и синтаксическим средствам, которые служат для связи микротем эпизода. Ими могут быть союзы/союзные слова, вводные слова, лексические повторы, синонимы, семантические цепочки,  слова, обозначающие цвет-свет, звуки, слова, дающие временную и пространственную характеристику,  параллелизм синтаксических конструкций.

Трудности, с которыми столкнется педагог, заключаются в подмене анализа пересказом, в неумении учеников устанавливать причинно-следственные связи между отдельными сценами и др. Для преодоления этих трудностей следует систематически анализировать эпизоды.

В процессе систематической работы педагог создает условия для формирования личностных результатов, к которым относятся ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, активное неприятие асоциальных поступков, освоение социального опыта, основных социальных ролей.

Из числа метапредметных умений  в процессе анализа эпизода обучающиеся смогут сформировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, самостоятельно выбирать способ анализа эпизода, прогнозировать  возможное развитие событий и проводить небольшое исследование.  Научатся выражать свою точку зрения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, вносить коррективы на основе новых обстоятельств, разовьют способность управлять своими эмоциями, проявлять открытость.

Таким образом, анализ эпизода является одним из ключевых приемов преподавания литературы, связанных с формированием личностных и метапредметных результатов и направленных на глубокое восприятие художественного текста.

 

Литература:

1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. –М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

2. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения . — 3-е изд. — М. : Учпедгиз, 1963. — 313, [1] с., 1 л. портр. — Темат. указ.: с. 309-311.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN