Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Традиции православия в русской литературе

Дата публикации: 2018-11-29 14:38:42
Статью разместил(а):
Бочарова Юлия Юрьевна

Традиции православия в русской литературе

Traditions of Orthodoxy in Russian literature

 

Автор: Бочарова Юлия Юрьевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Новочебоксраский кадетский лицей», г.Новочебоксарск, Чувашская Республика, Россия

e-mail: yulia.boch@mail.ru

Bocharova Yulia Yurievna

teacher of Russian language and literature MBOU «Novocheboksarsky cadet Lyceum», Novocheboksarsk, Chuvash Republic, Russia

e-mail: yulia.boch@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается значение русской литературы в духовно-нравственном воспитании школьников, дается обзор использования православия в произведениях русских классиков, изучаемых в школе.

Abstract: The article discusses the importance of Russian literature in the spiritual and moral education of schoolchildren, gives an overview of the use of Orthodoxy in the works of Russian classics studied at school. 

Ключевые слова: духовное воспитание, литература, Христианство.

Keywords: spiritual education, literature, Christianity.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В настоящее время, время потерь духовных ориентиров проблема нравственности вышла на передний план, вызывая тревогу за будущее поколение. Как воспитывать наших детей? Чем наполнить их душу, чтобы уже сегодня они могли противостоять безнравственности и агрессии. Перед школой стоит задача воспитания гармонично развитой личности, умеющей найти себя и свое место в этом мире.

Нужно включить ребенка в процесс духовного становления. Основным из путей, воспитания нравственности в душе ребенка, на мой взгляд, является литература. Русская литература и поэзия являют нам глубину и сложность человеческой личности. Вряд ли  найдется здравомыслящий человек, который будет сомневаться в том, настолько велика роль художественной литературы в духовно-нравственном  воспитании, особенно сейчас, когда наше общество стало обществом потребителей, когда люди живут по принципу: «Бери от жизни все!». Хочется отметить, что современным школьникам духовной пищи не хватает. Это видно на уроках литературы  по вниманию, с которым слушают наши дети, когда разговор заходит о вечных ценностях.

Русскую литературную классику составляют произведения, показывающие национальные идеалы, верования народа. Неразрывность связи русской литературы с православием очевидна: православие является духовным ядром русской культуры. В центре русской литературы находится человек, показанный в переломные моменты своей жизни. Начало и конец земного пути, этапы духовного становления неразрывно связаны в русской классике с вхождением в православный мир. Венчание, крещение, покаяние, соборование - вот те главные церковные обряды, с которыми слита жизнь литературных персонажей на страницах художественного произведения.

Обращение русской литературы к данным ритуалам  показывает церковную обрядность как неотъемлемую часть образа жизни православной России. Известно также, что литература не просто изображает жизнь человека в определенный период, но обращает внимание читателя на моменты его духовного прозрения. Типичная ситуация в русской литературе–поиски нравственной опоры, поиски смысла жизни, когда спасительным оказывается обращение к православию. В трудные минуты своей жизни литературный персонаж обращается к Богу. Описание духовного прозрения героя составляет содержание ключевых эпизодов. Описание чтения Евангелия,  посещения храма, участия в церковных обрядах занимает кульминацию, основную позицию начала или конца повествования. Превосходство духовного начала над земным - вот главный итог применения такого композиционного принципа.

Великий русский поэт, драматург и прозаик А.С. Пушкин неоднократно обращался к религиозной теме. Уже в 17 лет он пишет стихотворение «Безверие», свидетельствующее о внутреннем одиночестве и утрате живой связи с Богом:

Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит

Там умножает лишь тоску души своей.

При пышном торжестве старинных алтарей,

При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,

Тревожится его безверия мученье.

Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,

С померкшею душой святыне предстоит,

Холодный ко всему и чуждый к умиленью

С досадой тихому внимает он моленью.

Но уже литературное творчество Пушкина 1830-х годов свидетельствует об усилении влияния на него христианства, Библии, православной церковности. Одним из источников вдохновения становится для поэта православное богослужение, которое в годы юности оставляло его равнодушным и холодным. Стихотворение 1836 года включает поэтическое переложение молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», читаемой на великопостных богослужениях. Пушкин неоднократно перечитывает Священное Писание, находя в нем источник мудрости и вдохновения: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра... Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике... Библия — всемирна».

Отказавшись в свое время от изучения Библии в школе, мы отказались от важнейшего канонического текста, содержание и значимость которого не исчерпываются его религиозным аспектом. Поэтому изучение Библии, на мой взгляд, необходимо вернуть в литературное образование. Необходимо донести до учащихся художественное совершенство и гуманистическое содержание величайшего памятника мировой культуры, помочь им почувствовать ее высочайшую художественность; показать значение Библии в контексте мировой литературы. Учащемуся, знакомому с Библией, не придется навязывать свое объяснение при чтении таких произведений, как «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Пророк» М.Ю.Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского,  «Лето Господне» И. Шмелева и многих других. Такой ученик сумеет самостоятельно сопоставить Иуду Искариота из одноименной повести Л. Андреева и Иешууа Га-Ноцрии из «Мастера и Маргариты» М.Булгакова. Поэтому  Библия, на мой взгляд, как ключевой текст культуры, несомненно, должна использоваться в школьном курсе литературы. Она возвышает детей духовно и трогает их эмоционально.

«Народ, забывший свою культуру, исчезает как нация», – писал А. С. Пушкин. Во избежание этого надо позаботиться, чтобы наши дети стали не только наследниками своей культуры, но и продолжателями ее лучших традиций. И главная роль в этом принадлежит учителю литературы.

Истинным православным христианином был еще один великий поэт России М.Ю. Лермонтов. В его стихах неоднократно появляются религиозные темы. Как и Пушкин Лермонтов хорошо знал Священное Писание: в своих произведениях он использует библейские сюжеты, его поэзия наполнена библейскими аналогиями, он берет в качестве эпиграфов цитаты из Библии. Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, в которой он чувствует присутствие Божие:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» чувство присутствия Бога переплетено с темами усталости от земной жизни и жажды бессмертия. Глубокое религиозное чувство сочетается с романтическими мотивами, что является характерной чертой лермонтовской лирики. Несколько стихотворений Лермонтова представляют собой молитвы, где нашел отражение его молитвенный опыт, его способность находить утешение в духовном переживании:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть...

Духовный путь Ф.М. Достоевского в чем-то повторяет путь многих его современников: воспитание в традиционно православном духе, отход от традиционной церковности в молодости, возвращение к ней в зрелости. В центре творчества Достоевского всегда стоит человеческая личность во всей ее противоречивости, но жизнь человека рассматривается в религиозном аспекте. Единственным основанием человеческой нравственности, по мнению Достоевского, является вера в Бога, и именно заповеди Божии — тот критерий, на который должно ориентироваться человечество. Это основная тема романа «Бесы», многих страниц «Дневника писателя». Герои Достоевского, обращаясь к Евангелию, познают высшую духовность, идут к самоочищению и вере.

Созвучны Достоевскому и размышления Л. Толстого, который утверждает, что путь христианства не в обрядах как таковых, «а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не сулили, не убивали друг друга». «Верю в Бога, которого понимаю как Дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне, и я в нем», – писал Л. Толстой.

Другой характерной особенностью Достоевского является его глубочайший христоцентризм (романы «Братья Карамазовы», «Идиот»). Без Бога, без Христа не может быть подлинной свободы, утверждает писатель устами своих героев. Достоевский был глубоко церковным человеком. Его христианство,  выстраданное всей его жизнью, было укоренено в традиции Православной Церкви.

Среди русских классиков, изучаемых в курсе образовательной программы по литературе основной школы, следует отметить Н.С. Лескова. Внук священника, он также уделял большое внимание религиозным темам. Многие главные герои его произведений - представители духовного сословия. Так роман Лескова «Соборяне» - это хроника жизни провинциального протоиерея. Роман написан с большим мастерством и знанием церковного быта. Главный герой рассказа «На краю света» — православный архиерей, направленный на миссионерскую службу в Сибирь. Религиозная тематика затрагивается и в повестях «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник». Один из главных героев книги Лескова «Мелочи архиерейской жизни», где собраны истории и анекдоты из жизни русских архиереев XIX века, — митрополит Московский Филарет. К тому же жанру примыкают очерки «Владычный суд», «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд», «Святительские тени», «Синодальные персоны» и другие. Такие произведения как «Пророчества о Мессии», «Зеркало жизни истинного ученика Христова», «Указка к книге Нового Завета» имеют религиозно-нравственное содержание.  

Нельзя не упомянуть и о влиянии Православия на творчество А.П. Чехова, который в своих рассказах обращается к образам семинаристов, священников и архиереев, к описанию молитвы и православного богослужения. События в рассказах Чехова зачастую происходят на Пасху или на Страстной седмице («Студент», «На Страстной неделе», «Святой ночью»). Самым известным религиозным произведением Чехова является рассказ «Архиерей», в нем повествуется о последних неделях жизни провинциального викарного архиерея, недавно приехавшего из-за границы.

Особенностью русской классики является и то, что величие христианской любви и всепрощение взаимодействуют с особым типом любви между женщиной и мужчиной. Мерилом такой любви является христианская любовь – прощение и отречение. Русская литература выдвинула своеобразный критерий: каков герой в любви, таков и его нравственный потенциал. Русский тип любви, чаще всего, самоотвержен, он возвышает того, кто любит, и озаряет священным светом того, кого любят. Русский тип любви как мера жизни и преодоления смерти, покаяния и очищения с особой верой выражен в русской классике.

 

Список литературы:

1. Куваева Л.Н. Христианские традиции в русской литературе. Кемерово: изд-во Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ), 2010, стр.122 - 126 

2. Митрополит Иларион (Алфеев). Православие. В 2 т. Москва: Сретенский Монастырь, 2008. Т. I. 864 стр.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN