Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Развитие коммуникативной компетенции через педагогические технологии

Дата публикации: 2019-02-10 13:02:28
Статью разместил(а):
Паткачакова Татьяна Никодимовна

Формирование коммуникативной компетентности через педагогические технологии

The formation of communicative competence through educational technology

 

Автор: Паткачакова Татьяна Никодимовна

МБОУ "Болгановская средняя общеобразовательная школа", с.Пуланколь, Аскизский район, Республика Хакасия, Россия

E-mail: yulya.patkachakova.03@bk.ru

Patkachakova Tatiana Nikodimovna

Bolganovskay Middle School, s. Pulankol, Askizsky district, Republic of Khakassia, Russia

E-mail: yulya.patkachakova.03@bk.ru

 

Аннотация: Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Задача педагога – обучить способам решения проблем, выработать навык использования знаний в различных ситуациях, поэтому в процессе своей работы решает одну и ту же задачу: как сделать урочные и внеурочные занятия более познавательным, развивающим, продуктивным, используя современные технологии, оптимальные методы и приёмы.

Abstract: the modern system of education focuses on the formation of students independent thinking. The task of the teacher is to teach how to resolve problems, develop the skill of using knowledge in different situations, so in the course of its work solves the same problem: how to make a fixed and irregular classes more cognitive, developmental, productive, using modern technology, best practices and techniques.

 

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, педагогические технологии, хакасский язык.

Keywords: communicative competence, educational technology, Khakas language.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Внеурочная деятельность и уроки родного (хакасского) языка и литературы занимают особое место среди других предметов. Уровень способностей обучающихся разный, значительная часть имеет среднюю мотивацию, поэтому я работаю над  развитием и познавательных способностей обучающихся.

В своей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:
•  совершенствовать речевую  деятельность учащихся на родном языке;

•  использовать новые педагогические технологии;

•  способствовать формированию коммуникативной компетенции;

•  раскрыть способности  каждого ученика через язык и художественную литературу, историю  и культуру хакасского народа;

•  привить навыки самостоятельной работы;

• совершенствовать формы организации учебной деятельности;

• освоение норм современного хакасского литературного языка;

• умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;

• интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;

• формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд.

Особенность предмета определяет специфику подхода к его преподаванию, выдвигая перед учителем выбор технологий, арсенал которых широк и разнообразен.

Поэтому, на мой взгляд, развитие критического мышления является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Данная технология основана на личностных механизмах мышления: осознание, определение, самооценка.

Один из его методов – кластер -  может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний. В качестве примера приведем составление кластера на уроке родного (хакасского) языка в 5 классе при изучении темы « Адалыс» («Имя существительное»). В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: часть речи, обозначает название предмета, отвечает на вопросы «кто?» и «что?», нарицательные и собственные, имеет  число, падеж. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел.

Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации Применение кластера при изучении тем   позволяет охватить большой объем информации,  вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно, дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение, выделять главное, умение ставить вопросы, умение работать в группах.

Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы,  исследовательские, поисковые и  презентации. Реализация метода проекта на практике учит школьников выявлять проблему, находить способы её решения, способствует формированию у учащихся способности выделять главное, ставить цели, планировать деятельность, критически мыслить, распределять функции и ответственность. Проектная технология, используемая на уроках хакасского языка, нацелена на развитие личности школьников, их познавательных, творческих навыков. Учитель при таком подходе выступает консультантом, организатором, партнёром, но не источником знаний, так как такой метод нацелен на активную, самостоятельную позицию ученика.

Особенности проектной деятельности:

 -    направленность на достижение конкретных целей;

-     координированное выполнение взаимосвязанных действий, определение уровня ответственности, объёма деятельности и ресурсов (работа проектной команды);

-    ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

-     оперативное управление, контроль на всех этапах деятельности.

Например, мини-проект, который может укладываться в один урок или часть урока, по теме «Узун гласнайларны орта пазары» («Правописание долгих гласных»). Учащимся предлагаю тексты, в которых нет пропущенных орфограмм, знаков препинания, а также отсутствуют грамматические задания. Проект по количеству участников может быть парным или групповым. Выявляя проблему, формулируем задачу, составляем план деятельности. После защиты проекта учащиеся меняются текстами с готовыми заданиями

Метод проектов учит применять знания на практике, формирует те универсальные учебные действия, которые пригодятся в любой сфере деятельности:

 -    развивает умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

 -    формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

-     развивает поисковые (исследовательские) умения;

-     воспитывает целеустремлённость, коллективизм, ответственность и творческое отношение к делу.

Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное.  Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни.

И, наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности. 

Внеурочная деятельность – это путь развития интересов, склонностей, способностей учащихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии, а кружок родного языка ещё должен   успешно выполнять  одно из самых главных предназначений – формирование этнического самосознания  обучающихся.

В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить,  нужно как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству, исследованию. Увлечение литературой, историей родного края, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствует расширению кругозора, лучшему усвоению предмета, развивают творческое мышление.

Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ помогает открыть в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Таким образом  формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм, поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.

Главной особенностью является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное на родном языке.

Обучающиеся приобретают умения пользоваться различными языковыми средствами в сочинениях; строить связные высказывания на родном языке,  используя различные жанры; индивидуально и коллективно работать;  творчески подходить к занятиям; редактировать написанный текст, систематизировать материал при подготовке к письменным выступлениям;  уметь выражать свои мысли и общаться на родном языке.

Вывод: приобретённые умения обучающиеся применяют на уроках родного языка и литературы, у них повышается учебная мотивация, как одна из главных факторов развития личности.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN