Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Тестирование как метод контроля качества обучения

Дата публикации: 2019-03-19 08:48:10
Статью разместил(а):
Яковлева Ксения Сергеевна

Тестирование как метод контроля качества обучения

Testing as a method of learning quality control

Автор: Яковлева Ксения Сергеевна

ГАПОУ «Самарский металлургический колледж», г. Самара, Россия.

e-mail: xenya.yackovleva2016@yandex.ru

Yakovleva Ksenia Sergeevna

Samara Metallurgical College, Samara, Russia

e-mail: xenya.yackovleva2016@yandex.ru

 

Аннотация: В статье описана роль тестирования как метода контроля качества обучения. Рассмотрены основные дидактические принципы, а также преимущества и недостатки тестирования как метода контроля.

Annotation: The article describes the role of testing as a method of controlling the quality of education. The main didactic principles are considered, as well as the advantages and disadvantages of testing as a method of control.

Ключевые слова: тестирование, дидактические принципы, формы тестовых заданий.

Keywords: testing, didactic principles, forms of test tasks.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

Качество обучения зависит от многих факторов, главную роль среди которых играет контроль. Педагогический контроль нацелен не только на соответствие приобретенных учащимися знаний и умений, но и на познавательную деятельность учащихся.

В педагогике процесс контроля разделяют на дидактические принципы: эффективность, наглядность, научность, объективность, справедливость, всесторонность, систематичность, связь теории с практики, последовательность, активность обучаемых; прочность усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности [1].

От других методов диагностики тесты отличаются тем, что [5]:  

1) Предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

2) Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.

3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.

4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки.

Проблемы оценки качества обучения с помощью тестов всегда рассматривалась как важная и, одновременно, «опасная». «Опасность» педагогического тестирования заключается в том, что любая необоснованность, неосторожность или поспешность в выводах может привести к случайным заключениям, поспешным рекомендациям и сомнительным педагогическим последствиям. Один из источников «педагогической опасности» заключается в том, что в условиях тестирования один объект измерения нередко подменяется другим.

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний (мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным, нет гарантии наличия прочных знаний у учащегося). Отметим, что это недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных.

Кроме того, составление тестов зачастую базируется на элементарной психической функции – узнавании, которая проще функции воспроизведения; некоторые исследователи считают, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.

Но несмотря на указанные недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

· повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;

· осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;

· снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;

· высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

· ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;

· возможность математико-статистической обработки результатов контроля, и как следствие, повышение объективности педагогического контроля;

· осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;

· возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки;

· облегчение процесса интеграции системы образования страны в европейскую.

Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам. Зачастую мы сталкиваемся со стереотипным определением «теста» как задания на выбор правильного ответа из числа предложенных. Однако, как уже было отмечено, виды тестов отнюдь не ограничиваются данным видом тестовых заданий. Тестовые задания должны образовывать систему. Кроме того, тест обязательно должен пройти апробацию и стандартизацию (строгое определение условий процедур тестирования, обработки и анализа результатов, выработку нормативов, проверку на надежность и валидность).

Тесты можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Предметная область применения тестов: монопредметные, полипредметные, интегративные.

2. Общая ориентация замысла построения теста: нормативно-ориентированные или критериально-ориентированные (предметно-ориентированные).

3. Дидактико-психологическая ориентация теста: тест достижений для контроля знаний теории; тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости.

4. Ориентация на определенный этап контроля: тесты предварительного контроля, тесты текущего контроля, тесты итогового контроля.

5. Доминирующая деятельность испытуемого при выполнении тестов – устные, письменные, компьютерные.

6. Количество объектов контроля: тесты, имеющие один объект контроля (например, количество выполняемых на должном уровне операций) или несколько (качество, количество, скорость, строгую последовательность, осознанность тех же операций).

7. Степень гомогенности тестовых заданий: тесты с однородными или разнородными формами построения заданий.

8. Скоростной фактор: скоростные (с обязательным фиксированием времени выполнения) и нескоростные.

9. Форма организации тестирования: массовые, индивидуальные, групповые [4].

Отдельно выделяют так называемые адаптивные тесты, основанные на принципе индивидуализации обучения.

Рассмотрим функции тестирования и основные требования к проведению тестов:

1) контрольно-коррегирующая функция выявляет степень овладения отдельными группами учащихся новым материалом;

2) контрольно-предупредительная и контрольно-стимулирующая функции обращают внимание обучаемых на то, какие требования предъявляются преподавателем, выявляют пробелы в усвоении материала, что позволяет своевременно их ликвидировать;

3) контрольно-обучающая функция важна для самих учащихся, т.к. при выполнении тестов они повторяют пройденный материал;

4) контрольнодиагностическая функция позволяет проверить уровень усвоения знаний, что ими усвоено хорошо, что не очень, а что усвоено слабо;

5) контрольно-воспитательная функция тестирования позволяет учитывать особенности личности;

6) контрольно-обобщающая функция состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по курсу обучения (итоговые тесты в конце темы, полугодия, учебного года).

По форме тесты делятся на открытую и закрытую [2]. При открытой форме испытуемый должен сам сформулировать или дополнить ответ. Тестовые задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего исполнения приобретенных знаний, умений и навыков и способствуют подготовке решения новых, более сложных вопросов.

Закрытая форма тестирования имеет несколько вариантов:

1) с выбором одного правильного ответа;

2) с множественным выбором;

3) на определение соответствия, такие задания обычно состоят из 2-х блоков, между которыми надо установить соответствия;

4) на определение последовательности, они предполагают, что учащийся должен установить определенный порядок действий, чтобы получить необходимый результат;

5) градуированные - когда все ответы являются правильными, а обучаемый должен выбрать самый правильный ответ из всех;

6) альтернативные, которые включают только два варианта ответа, а не четыре, как обычно.

Задания альтернативных ответов являются простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Такие тесты могут дать учащимся ценную информацию [3].

Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнить их.

 

Список литературы:

1. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 264 с.

2. Велевская Д.Л. Тестирование как метод контроля знаний студентов в образовательном процессе. 

3. Жаркова Л.И., Картушина Н.В. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, № 2.

4. Пшукова, М.М., Мащенко, М.В. Использование тестов на уроках информатики в младших классах.// Информатика и образование. – 2004. № 11. – С. 75 – 78.

5. Чурина К. В., Зимина Е. К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1214-1217. 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN