Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Исследовательская деятельность учащихся

Дата публикации: 2019-03-29 12:45:55
Статью разместил(а):
Хлебова Светлана Юрьевна

Исследовательская деятельность учащихся

Student's research activities

 

Автор: Хлебова Светлана Юрьевна

МКОУ "Югдонская СОШ", д. Югдон, Селтинский район, Удмуртская Республика, Россия.

e-mail: khlebovy@mail.ru

Khlebova Svetlana Yurievna

Yugdon Secondary General School, Yugdon, Seltinsky District, Udmurt Republic, Russia.

e-mail: khlebovy@mail.ru

 

Аннотация: Данная статья будет хорошим помощником для начинающего исследователя. Здесь он найдет рекомендации о том, как правильно сформулировать тему исследовательской работы, выделить объект и предмет исследования и некоторые другие полезные советы.

Abstract: This article is a great helper for the novice researcher. Here he can learn how to define the theme of a research properly, how to specify the object and the subject of a research and some other useful tips.

Ключевые слова: исследовательская работа, объект и предмет исследования.

Keywords: research properly, object and the subject of a research.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Исследовательская деятельность учащихся»

Хлебовой Светланы Юрьевны

МКОУ «Югдонская СОШ», д. Югдон, Селтинский район, Удмуртская Республика, Россия

Исследовательская деятельность учащихся в настоящее время рассматривается в качестве необходимого условия обеспечения высокого уровня образованности будущего специалиста.

Современные требования рынка труда предполагают перестройку ценностно-смысловой сферы, преобразование взглядов по отношению к проблеме развития проектного потенциала специалиста, его саморазвитию в профессиональной деятельности. Эти обстоятельства подчеркивают актуальность обоснования основополагающих составляющих исследовательской деятельности учащихся. Представленный материал обладает структурированностью, которая проявляется в пошаговом освещении алгоритма исследовательской работы.

Теоретическая значимость заключается в том, что теоретическое обоснование структурных составляющих исследовательской работы открывают перспективу дальнейших шагов в исследованиях, который можно использовать в качестве ориентира при выявлении вектора исследования.

Практическая значимость проявляется в возможности использования основных результатов, положений и выводов статьи в качестве основы для моделирования и совершенствования процесса учебно-исследовательского и научно-исследовательского потенциала учащихся, управления процессом их самосовершенствования и саморазвития.

Анализ, представленной на рецензию статьи «Исследовательская деятельность учащихся» показал, что автором освещена актуальная тема, работа отвечает требованиям научного исследования методом классификации и структурирования.

Статья «Исследовательская деятельность учащихся» может быть рекомендована к публикации.

 

Рецензент: кандидат наук, доцент, Doctor of Philosophy, методист БУ ПО «Няганский технологический колледж» Ольга Львовна Тычина

 

Концепция развития образования РФ формулирует современные представления о фундаментальном образовании, как об образовании, благодаря которому образовательное учреждение должно вооружить обучающегося таким способам действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Сегодня от школьника требуется не механическое зазубривание, а умение использовать информацию, логически размышлять, делать выводы. Важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных действий, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идет речь в ФГОС второго поколения.

В своей педагогической деятельности автор статьи большое внимание уделяет развитию детской одарённостиобучающихся в изучении физики. В ходе деятельности используетметоды, формы работы, обеспечивающие успех в учебной деятельности, развивающие творческие способности обучающихся. Учителем широко используется проектно-исследовательская деятельность, как на уроках физики, так и во внеурочное время.

В ходе исследовательской деятельности новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность и вместе с ребёнком подводит итог. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.

Под «исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • собственные выводы.

Исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет её, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

Главная цель данного подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности» [1] Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается учителем как важнейший фактор развития творческих способностей. Ребёнок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, направляемого педагогом.

Основой исследовательской компетенции служат исследовательские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся. Это умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям. Также важным является умение классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности.

Исследовательской деятельностью с обучающимися педагог занимается на протяжении многих лет. Вашему вниманию предлагаются некоторые наработки по организации и проведению исследований в области физики.

Любое исследование начинается с определения цели и задач. Цель формулируется кратко и предельно точно, начинается, как правило, с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести», «изучить». Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Представим себя в роли альпиниста, целью которого является покорение вершины. Успех восхождения зависит от того, как правильно рассчитает свои силы и возможности альпинист. Поэтому процесс исследования нужно разбить на отдельные этапы - задачи. Каждая задача – это ступенька к достижению цели – к покорению вершины.

Необходимо определить объект и предмет вашего исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования – более узкое понятие, он является элементом объекта, исследуемого в работе. Предмет исследования – это элемент объекта, исследуемый в вашей работе (см. рис. 1)

 361 01

Рис. 1. Объект и предмет исследования.

Одним из самых ответственных и важных моментов является выбор темы исследования. Удачная формулировка темы создаёт предпосылки успеха работы в целом.

При выборе тем учебных исследований полезно учитывать рекомендации, сформулированные А.И. Савенковым на основе эксперимента:

  • «тема должна быть интересной ученику, она должна его увлечь. Исследовательская работа учащихся, как и всякое творчество, возможна и эффективна лишь при условии добровольного в ней участия;
  • тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности;
  • тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро;
  • тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у его руководителя;
  • работа над темой должна быть обеспечена ресурсами» [2]

По мнению автора данной статьи, именно с формулировкой темы возникают затруднения.

Поэтому предлагается  примерный алгоритм формулирования тем исследовательских работ в зависимости от их видов. Как правило, формулировка темы начинается со слов Развитие, Исследование, Формирование, Особенности, Воспитание  предмет и объект исследования связывают друг с другом словами в ходе, в процессе или предлогом (см. рис. 2)

Например, тема исследовательской работы 1) «Исследование условий, влияющих на рост кристаллов»,была сформулирована следующим образом: начинаем со слова «Исследование», затем добавляем предмет исследования «условия, влияющие на рост», добавляем объект « кристаллы».

361 02

Рис. 2. Формулирование темы исследования.

Темы исследовательских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений.

В исследовательских работах во введении выдвигается гипотеза, которая впоследствии доказывается или опровергаетсяв ходе исследования. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Учебные исследования можно разделить также на монопредметные, межпредметные и надпредметные. Первые из них предполагают, что учащиеся ограничиваются рамками одного учебного предмета и направлены на его изучение. Межпредметные исследования требуют привлечения для решения проблемы знаний из различных предметов. Так, творческая группа обучающихся успешно участвовала в проектно-исследовательском проекте, результатом которого стала, созданная ими книга «Великие ученые – спортсмены». Для создания данной книги, во-первых, обучающимся было необходимо освоить программу Storyjumper, в которой создавалась данная книга, во-вторых, необходимо найти дополнительную информацию о великих ученых-физиках, связанную с их спортивными увлечениями. Прослеживается, как минимум связь трех предметов: физика, информатика, физическая культура.

Рекомендуемая структура исследовательской работы.

Работа должна быть построена по определенной структуре, которая является общепринятой для исследовательских работ.

  1. Основными элементами этой структуры являются титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, приложение. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу.
  1. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.
  2. Введение. В данной части работы в краткой форме обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи, формулируются объект и предмет исследования, сообщается, теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.
  3. В основной части подробно излагаются ход исследования, обосновываются и анализируются промежуточные результаты. Её содержание должно точно соответствовать теме ориентирования на умение исследователя логично и аргументировано излагать материалы. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.
  4. Заключение. В заключительной части работы должны быть представлены итоговые результаты исследования. Здесь необходимо выразить собственное мнение, указать выявленные в ходе анализа проблемы и преимущества, отметить практическую значимость исследования.
  5. В конце работы приводится список используемой литературы, оформленный по образцу. В тексте работы могут быть ссылки на источники на языке оригинала.
  6. В приложении помещаются вспомогательные или дополнительные материалы (таблицы, графика, рисунки).

По времени и месту проведения исследования могут быть урочными и внеурочными. Поэтому первые проводятся на уроках и факультативных занятиях. При этом они выполняют двойную роль:

1) помогают учащимся самим добыть новые знания, которые входят в учебную программу;

2) способствуют развитию их исследовательских умений.

На уроках обучающиеся могут выполнять отдельные элементы исследований, наблюдать полный цикл исследовательской деятельности, осуществляемый учёными (например, на видео), сами выполнять целостные исследования. При этом могут проводиться нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-творческий отчёт, урок-защита выполненного исследования и др. Обучающимся могут предлагаться домашние задания исследовательского характера.

Внеурочные исследования по содержанию охватывают более широкий, чем учебная программа, контекст: они могут быть межпредметными и выходить за рамки учебных предметов; могут проводиться в рамках ученического научного общества, подготовки к конференциям, конкурсам исследовательских работ. По продолжительности исследования могут быть краткосрочными (занимать, например, урок или его часть); среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы).

Исследования могут выполняться отдельными учащимися или их группами. В школах с малой накопляемостью классов участники могут быть как из одного класса, так и из различных возрастных категорий. Это могут быть одноклассники или 10-классник и 9-классник (8-классник и 7-классник). Практика показывает, что интересы таких возрастных групп совпадают, что облегчает исследовательский процесс.

Презентацию результатов исследования ученики проводят на уроке, школьной научно-практической конференции, затем с выходом на муниципальный и более высокие уровни. Большое внимание в своей работе учитель отводит на подбор материала для публичного выступленияобучающихся непосредственно из исследовательской работы. В зависимости от предоставленного для выступления времени, составляется план выступления, готовится иллюстративный материал для презентации и делаются наброски доклада для публичного выступления. Если ученику предстоит это делать впервые, несколько раз он презентует свою работу перед учителем. Суть выступления должна отражать общий смысл исследования, задача докладчика точно изложить суть своего ис­следования. Подготовленная исследовательская работа и написанный к ней доклад, это разные по жанру работы, относящиеся к научному творчеству.

Чаще всего, публичное выступление предусматривает вопросы участников после выступления. Докладчику необходимо предварительно хотя бы в общих чертах представлять, о чём его могут спросить после завершения своего доклада. Поэтому всегда перед публичной презентацией, обращается на это внимание: задаются докладчикам вопросы. Учимся правильно отвечать. Ответы на вопросы по докладу должны быть убедительными, краткими и внятными. Очень важно уложиться с сообщением в установленное регламентом время.

В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации ученика.

Данные рекомендации по проведению исследований пригодятся педагогам разных областей. Деятельность учителя направлена на создание положительной мотивации, развития интереса к обучению физики. Проектно-исследовательская деятельность для обучающихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – создателя, первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность школьнику развивать свои творческие способности, развивает в нем познавательный интерес к изучению физических явлений.

Один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую деятельность. Педагогом исследовательская деятельность организуется таким образом, что она открывает возможности для создания интереса школьника, как к индивидуальному исследованию, так и к коллективному. Исследовательская деятельность учит наблюдать, описывать наблюдаемое, анализировать информацию, сопоставлять свой и чужой опыт, устанавливать причинно-следственные закономерности. Исследовательская деятельность решает основную задачу школьного курса физики: стремится научить обучающихся пользоваться научным методом познания.

В перспективе участники могут быть как из одного класса или школы, так и из различных школ района. Это возможно благодаря применению телекоммуникационных средств (чат, электронная почта). Для того, чтобы заинтересовать обучающихся исследовательской деятельностью можно использовать виртуальные образовательные лаборатории. Интересен тот факт, что абсолютное  большинство обучающихся, однажды попробовав себя в исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Их результат становится наглядным примером для других обучающихся. Поэтому количество школьников, желающих заняться исследованием, увеличивается. И это очень радует, дает стимул для дальнейших исследований.

 

Список литературы:

  1. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев // Школьные технологии. – 2010 № 5
  2. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. / А.И.Савенков. – М.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN