Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Роль диалогового обучения на уроке в рамках реализации требований ФГОС

Дата публикации: 2019-06-19 06:29:10
Статью разместил(а):
Родионова Снежана Анатольевна

Роль диалогового обучения на уроке в рамках реализации требований ФГОС

The role of learning in class dialog box, in the framework of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standards

 

Автор: Родионова Снежана Анатольевна

МБОУ "СОШ №196", г Новосибирск, Россия.

e–mail: SRodionova@s196.edu.ru

Rodionova Snezhana Anatolyevna

School № 196, Novosibirsk, Russia.

e–mail: SRodionova@s196.edu.ru

 

Аннотация: Статья раскрывает сущность внедрения системы обучения через организацию диалога между всеми участниками образовательного процесса на уроках английского языка в рамках реализации требований ФГОС. Автор статьи делится опытом организации системы обучения через диалог и результатами успешности обучающихся.

Abstract: As the title implies the article describes the dialogic teaching and its meaning for teaching linguistic features. The author of the article summarizes the experience of using new methods of teaching English and considers that this innovation in teaching will help student to be successful in learning language.

 

Ключевые слова: речь, диалоговое обучение, устная речь.

Keywords: speech, dialogue learning, speaking.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ученика в целом. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь - основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение развиваются и совершенствуются в процессе овладения иностранной речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.

Речь человека - это его визитная карточка, поэтому важно помогать учащимся развивать речевые навыки и навыки ведения диалога. Учителя должны создавать диалогическую модель класса, в которой ученики будут взаимодействовать друг с другом в целях обнаружения новых и лучших способов совместного выстраивания смысла. На помощь в решении данного вопроса приходят приемы диалогового обучения.

Диалоговое обучение (англ. dialogic teaching) - подход в преподавании и обучении, построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы, с целью объяснения учебного материала учителем и усвоения его учащимися. Диалоговое обучение предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию их учебной деятельности.

Это все в теории, а на практике осуществление форм диалогового обучения оказалось не такой уж простой задачей, в английском языке есть слово challenge – вызов или задача, решение которой является сложным, но интересным. В этом случае тем самым “challenge” является внедрение диалогового обучения на уроках. Основной интерес заключается в специфике преподаваемого предмета и актуальности данной темы для предмета, я веду английский язык. А сложность основная заключается в осуществлении диалога между учениками и учителем на изучаемом языке.  

В нашей современной школе считается, что знание языка и способность разговаривать на этом языке – это разные вещи. Для многих знание языковых дисциплин заключается лишь в изучении грамматических норм языка, в способности учеников различать временные формы и правильном употреблении артиклей. Учебные программы, рассчитаны только на усвоение грамматического материала, учебники содержат учебный материал, нацеленный только на отработку навыка письма, чтения и усвоения грамматики. 

Многие современные ученые заявляют о центральной роли речи в процессе обучения. Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В ходе осуществления диалога на уроке ученики и учитель являются равноправными участниками, каждый участник имеет право высказать свою точку зрения, и каждая сторона и ученики и учителя имеют равные условия для продолжения своего развития как профессионального (в случае с учителем: методика преподавания, развития ЗУН в области преподаваемого предмета), так и общеобразовательного ученик (углубление знаний по предмету, развитие критического мышления, развитие самообразования и тд) Барнс утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств:  говорения, обсуждения и аргументации.

Осознавая реалии моих профессиональных условий, считая речь одной из ведущих видов деятельности в ходе изучения английского языка и желая вовлечь учащихся в процесс обучения, я принялась организовывать процесс обучения на моих уроках с использованием метода диалогового обучения.

Приходя в класс на уроки, я в первую очередь пробую донести до учащихся, что способность организовать собственное высказывание и поддержать беседу в процессе обучения, это не только способность правильно употреблять ранее изученные слова и грамматические нормы английского языка, это способность применять, синтезировать свои знания, управление эмоциями, или даже в случае с организацией речи на иностранном языке отключение своих эмоций, волнение часто мешает высказать свою точку зрения, а страх ошибиться мешает решиться сказать что-либо вообще.  Я пытаюсь донести, что меня интересует мнение учащихся, что мнения у всех могут быть разные.

Организовав постоянные рабочие группы, мы с учащимися изучаем английский язык совместно. Первое задание, которое учащимся было мною предложено  представление своей группы: такого мини-концерт от учеников я не ожидала.  Каждая группа выступила со своим девизом и названием, обозначив себя как слаженный креативный коллектив. А я сделала вывод, что творческие задания учащимися могут быть выполнены наилучшим образом с использованием методов диалогового обучения.  

Наибольшее опасение у меня вызывало изучение грамматического материала, грамматика всегда вызывает у учащихся затруднения в изучении и усвоении. На одном из уроков я предложила учащимся самостоятельно в группах изучить обширный грамматический материал, представить его в виде таблицы и затем, используя  стратегию «торговая лавка», выбрать наилучшую групповую работу. Результат работы учащихся меня поразил, если не сказать большего. Все учащиеся владели материалом на довольно хорошем уровне, процесс обмена знаниями и обсуждения наилучших способов представления этих знаний стал более эффективным, значимым и осознанным.

Я стараюсь планировать деятельность учащихся на уроке так, чтобы каждый из учеников мог выразить личное мнение по каким-либо вопросам, мой предмет позволяет организацию различных видов бесед: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательский тип беседы.

Еще один вид деятельности, который позволяет мне развивать навык ведения диалога – это самооценивание и взаимооценивания в форме комментариев. Учащиеся с удовольствием говорят о том, что им понравилось в работе других групп, пар, а так же объективно указывают и на недостатки работы, на те, ее составляющие, которые требуют доработки, и подсказывают пути решения проблемы.

Выгодский в своих исследованиях предполагал, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Данная идея нашла подтверждение в моих наблюдениях за результатами работы класса в течение сентября месяца. Слабые учащиеся начали систематически выполнять задания, они стали владеть учебной информацией на более высоком уровне, и самое главное, что они могут применить совместно изученную ранее информацию в нестандартной учебной ситуации, а значит, усвоении знаний идет более успешно, чем это происходило ранее.

Языковые навыки учащихся можно разделить на знания и умения. В первом случае учащиеся знают или не знаю какие-либо лексические или грамматические нормы языка. А во втором учащиеся знают нормы, но, к сожалению, не могут применять свои знания, так как выражение собственного мнения учащимися является для них сложной задачей даже на родном языке. Китайская пословица гласит: «Учителя открывают дверь, входишь ты сам». Согласно этой пословицы и собственного понимания проблемы моих учащихся, надеюсь что диалоговое обучение- это та самая дверь, которую я открываю своим ученикам, а дорогу знаний мои ученики осваивают самостоятельно.

 

Используемая литература:

1. Выготский Л.С. Разум в обществе: под ред Макула .В, Джон Стейнер, Скрибнер С. И Суберман Е. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978

2. AlexanderR. Towards dialogic teaching: rethinking classroom talk (Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе). / R. Alexander // Cambridge: Dialogos UK. – 2004. – 191c.

3. Barnes D. Language and learning in the classroom (Языки обучение в классе) / D. Barnes //  Journal of curriculum studies.- 3(1). – 1971.-  27-38 c.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN