Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Модель ранней профилизации школьного образования

Дата публикации: 2019-11-01 14:39:39
Статью разместил(а):
Пономарева Татьяна Викторовна

Модель ранней профилизации школьного образования

(из опыта работы учреждения по созданию классов МЧС)

The  model of early profiling of school education

(on the example of the work of the school to create  classes of the Ministry of Emergencies)

 

Автор: Пономарева Татьяна Викторовна

МБОУ «СОШ № 52», г. Барнаул, Россия

e-mail: dirtv@mail.ru

Ponomareva Tatyana Viktorovna

School № 52, Barnaul, Russia

e-mail: dirtv@mail.ru

 

Аннотация: В статье описывается опыт школы по созданию модели ранней профилизации обучения. Профилизация на первой ступени обучения открывает для учащихся новые возможности пройти профессиональные пробы в более раннем возрасте. Реализация выстроенной в учреждении модели позволяет начать подготовку новых современных кадров с самого раннего возраста.

Abstract: The article describes the school's experience in creating a model of early profiling of education. Profiling at the first stage of training opens up new opportunities for students to undergo professional tests at an earlier age. The implementation of the model built in the institution allows you to start training new modern personnel from a very young age.

Ключевые слова: профилизация, обучающие модули, начальная школа.

Keywords: profiling, teaching modules, elementary school.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Современые тревования мира нацелены на формирование набора личностных качеств современного выпускника: гражданственность, самоопределение в профессии, креативность, коммуникативность, умение работать в команде, наличие критического мышления. Можно ли сформировать эти качества только на уроках? В каком объеме формировать и в каком возрасте начинать процесс формирования? И можно ли их вообще сформировать?

Периоды развития детской психики проходят определенные стадии. На стадии первой ступени обучения любая деятельность ребенка— это знакомство с окружающим миром. Чем полнее будет картинка, чем глубже будут знания о мире, тем больше у ребенка  потом будет инструментов для общения с миром, а это является очень важным для формирования мировоззрения человека. В раннем возрасте познавательная активность находится на самом высоком уровне, через познание окружающего мира происходит взросление, ребенок старается заполнить знаниями весь свой вакуум, который сможет в дальнейшем помочь ему в реализации себя, как нужной «ячейки» обществу.  Поэтому вектор развития учреждения вы видим именно в ранней профилизации образовательной среды.

В раннем возрасте у ребенка практически отсутствует страх перед познанием нового, чем старше становится ребенок, тем более страшит его будущее. Чем ранее ребенок  начнет профессиональные пробы, тем более осознанным станет его выбор, тем больше останется времени на то, чтобы изменить цель, адаптировать ее под свои предпочтения.

 Мы практическим путем пришли к выводу, что познавательную активность можно не просто направлять, но и моделировать, начиная  уже с первой ступени обучения.Для этого мы  создаем особую среду в в виде профильного класса и смоделированной воспитательной работы в нем. Особая среда – особые навыки, особое мышление, особые ученики. Учеба в профильном классе делает ученика немножечко особенным, не похожим на своих сверстников. Формируется особый имидж ученика, способствующий формированию личностных качеств на ранней ступени обучения: ответственности за поведение, за учебу,  за принадлежность в особому сообществу  мотивированному учеников.

Профилизация на первой ступени обучения  открывает для учащихся новые возможности пройти профессиональные пробы в более раннем возрасте. «Сомнительно»- скажетевы, «не сомневайтесь» - ответим мы.

 Программа за счет пролонгированного срока действия ежегодно расширяется разными дисциплинами, что позволяет расширить спектр профессиональных проб, попробовать себя  в разных сферах деятельности, познакомиться с разными другими профессиями. Например, в опыте, представленном  школой 52, программа кадетского класса МЧС содержит не только профильные дисциплины, но и  такие дисциплины как хореография, медицина катастроф, этика и психология общения. Более того,  для реализации практической части программы обучения профильного класса МЧС,  ребята совершают военно-полевой выход, где на практике применяют знания технологии (разбить палаточный лагерь, смастерить стол, душ и другие объекты быта и гигиены), географии (умение ориентироваться по компасу, природным признакам, умение работать с картой местности), истории, математики (рассчитать время и расстояние в пути) и т.д.

Реализация программы профильного класса для школы невозможна без привлечения социальных партнеров, которые еще больше расширяют площадку профессионального самоопределения.

Профильные классы для школы - это бренд, визитная карточка школы. Грамотно выстроенная модель профильных классов  позволит создать особый имидж образовательного  учреждения.

Модель ранней профильной подготовки вводится посредством реализации нескольких этапов:

Подготовительный этап:

1.     Определение тематической направленности программы обучения в классе(ах), т.е. тема профиля. Обсуждение, выбор профиля на педагогическом совете.

2.     Создание рабочей группы единомышленников, способных реализовать идею коллетива.

3.     Изучение опыта других образовательных организаций.

4.     Привлечение родителей для поддержания идеи, создания нового имиджа образовательного учреждения.

5.     Просчет рисков, ресурсов для обеспечения реализации программы. Обновление кадровых и материально-технических условий.

Основной этап:

6.     Содержательное определение дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой под тематическую идею профиля.

7.     Формирование пакета нормативной базы, перспективной дорожной карты или плана развития на несколько лет.

8.     Внедрение дополнительной общеразвивающей программы в образовательную среду. В процессе внедрения сращение двух программ: образовательной и дополнительной в единое образовательное пространство, построение единого линейного расписания.

9.     Определение круга социальных партеров,  составление и реализация совместных планов деятельности.

10.                       Установление единой атрибутики, единой одежды, традиций и т.д.

Основной этап не ограничивается сроками реализации.

На каждом из этапов проводится мониторинг промежуточных результатов в виде уровня удовлетворенности родителей результатами работы.

Представленные этапы представляют соббой универсальную модель, содержательный аспект которой выбирает само учреждение по своему выбору.

Для нашего образовательного учреждения содержание представляет собой программу кадетского образовния и программу «Школа спасателя», реализуемую за счет привлечения средств физического и(или) юридического лица.

Реализация выстроенной в нашем учреждении модели, на наш взгляд,  позволяет начать подготовку новых современных кадров для края с самого раннего возраста. В ходе подготовки создается особая патриотическая среда, способная заложить с самого раннего возраста основы гражданственности, нравственности, любви к своей малой Родине. «Не воспитывай, просто живи...» - вот так и начинают жить дети: единой командой, единой формой одежны, едиными ценностными установками, едиными профессиональными интересами». В итоге, такой подход позволяет не только сформировать личностные качества, определиться в профессии, но и дать быстрый стартап в профессии в будущем.

Конечно, для создания модели профильного обучения с первой ступени обучения необходимы определенные условия, в том числе кадровые, материально-технические, финансовые. Но ценость полученных результатов в виде мотивированного выпускника с набором личностных качеств намного превосходит все затраты.


.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN