Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии
Organization of work with children with disabilities in technology lessons
Автор: Павлова Маргарита Вячеславовна
МБОУ «СОШ № 13 с УИОП», г. Губкин, Белгородская область, Россия.
e-mail: pavlova.margarita2014@yandex.ru
Pavlova Margarita Vyacheslavovna
Secondary school № 13, Gubkin, Belgorod region, Russia.
e-mail: pavlova.margarita2014@yandex.ru
Аннотация: Встатье рассматривается организация работы с детьми ОВЗ на уроках технологии. Сформированные на уроках трудовые навыки помогают сделать ребенка с ОВЗ полноправным и активным членом общества.
Abstract: the article deals with the organization of work with children with disabilitiesat the lessons of technology. The work skills formed in the lessons help to make a child with a disability a full and active member of society.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, формы, методы обучения.
Keywords: inclusive education, children with disabilities, forms and methods of education.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
В настоящее время в современном школьном образовании проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной.
В последнее время все больше детей рождается с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Но каждый из них имеет право на внимание, заботу, на полноценное обучение, получение профессии. Таким образом, постепенно в школу входит инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.
Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Одним из приоритетных направлений для детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.
На формирование трудовых навыков учащихся влияет вся система учебно-воспитательной работы в школе, но непосредственная подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках технологии и внеурочных занятий.
В условиях инклюзивного обучения используют следующие формы и методы:
· Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, устный инструктаж.
· Наглядные методы: демонстрирование моделей, таблиц, схем, компьютерных презентаций.
· Методы самостоятельной работы школьников: самостоятельная работа с учебной литературой, приготовление различных блюд, их украшение, сервировка стола.
· Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета на инклюзивном уроке могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.
В процессе обучения дети с ОВЗ приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания других предметов на практике. Уроки трудовой подготовки создают наиболее благоприятные условия для исправления проблем в развитии через трудовую и познавательную деятельность.
Особое внимание уделяется формированию положительной мотивации к труду. Для этого создаются специальные ситуации успеха. Очень важна для детей похвала и положительная оценка их деятельности.
На уроках технологии дети с ограниченными возможностями здоровья включаются во все виды деятельности и изучают следующие разделы: кулинария, культура дома, создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Под контролем учителя, видя пример сидящего рядом одноклассника, ученик с проблемами в развитии сам сможет воспроизвести все необходимое.
В процессе занятий девочки приобретают навыки работы на бытовой швейной машине, в раскрое изделий, технологии пошива с соблюдением всех правил техники безопасности, элементах моделирования, знакомятся с различными фасонами одежды, влажно-тепловой обработкой ткани. С пятого класса учащиеся на практических занятиях начинают шить изделие - фартук, где предварительно обговаривается план пошива, последовательность выполнения операций, анализируется образец. Таким образом, на уроках технологии у детей развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память. Они учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, развивают речь, пополняют словарный запас новыми словами и терминами. Чтобы учащимся было легче отвечать, на уроках используется наглядность (образцы готовых изделий).
На уроках кулинарии, учащиеся знакомятся с теоретическими знаниями, а затем самостоятельно под контролем учителя готовят разнообразные блюда, сами накрывают на стол, убирают за собой и моют посуду. От таких уроков дети приходят в восторг. У учащихся развивается аккуратность, внимательность, терпение, а так как учащиеся выполняют работу коллективно, то и чувство коллективизма, ответственности.
Одним из условий для приобретения школьниками опыта разнообразных видов деятельности является проектная работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата.
Целью проектной работы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни.
К сожалению, не всегда дети с ОВЗ могут выбрать тему проекта, поэтому учитель в обсуждении с ними помогает определить тему, цель, задачи инаправления предстоящей работы. При выполнении проектной деятельности учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции создания проекта, учатся работать с дополнительной литературой. В практической части воплощается идея проекта в конкретном изделии.
В результате выполнения проекта развиваются такие качества, как: наблюдательность, воображение, продуктивно - поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы. Повышается мотивация обучающихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности.
С большим интересом дети с ОВЗ посещают кружок по декоративно-прикладному творчеству. Им нравится работать с бумагой, тканью, декоративными аксессуарами и инструментами. Поделки, сделанные учащимися, вызывает у них большой восторг ииспользуются в оформлении класса, в качестве подарков на день рождения своим родителям, друзьям.
Трудовые навыки на уроках технологии складываются постепенно, сформировавшись, они удерживаются прочно и надолго, помогая сделать ребенка с ограниченными возможностями здоровья полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь.
Литература:
1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука»,2012.
2. Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. - Санкт – Петербург, 2003. [Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт – Петербург, 2003
3. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. - М.: МГППУ, 2012.