Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Метод проектов как способ повышения качества обучения французскому языку

Дата публикации: 2020-03-25 07:26:24
Статью разместил(а):
Клишина Галина Анатольевна

Метод проектов как способ повышения качества обучения французскому языку

The project method as a way to improve the quality of teaching the French language

 

Автор: Клишина Галина Анатольевна 

МАОУ "ОЦ", г. Новосибирск, Россия

E-mail: g.klishina@ngs.ru 

Klishina Galina Anatolyevna

OC "Gronstal", Novosibirsk, Russia

E-mail: g.klishina@ngs.ru 

 

Аннотация: В статье рассмотрено применение метода проектов, целью которого является развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребёнка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Даётся характеристика проектной методики применительно к уроку иностранного языка, условия ее реализации, формы работы над проектом, практическое применение этого метода.

Abstract: The article considers the application of the project method, the purpose of which is the development, growth of creative interests and abilities of each child, stimulation of his independent productive learning activity. The characteristics of the project methodology in relation to the lesson of a foreign language, the conditions for its implementation, the form of work on the project, the practical application of this method are given.

Ключевые слова: проектная методика, интересы ученика, мотивация учебной деятельности.

Key words: design methodology, student interests, motivation of educational activity. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В чем смысл моей педагогической деятельности? Ответ на этот вопрос сформулирую кратко: я люблю свою профессию, люблю ребят. Мне нравится проникать в сложный духовный мир ребенка, открывать в нем новое, изумляться новому, наблюдать ребенка в процессе становления и развития и вместе с ним радоваться конечному результату. 

Обучение французскому языку, как и любому другому иностранному языку, требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика – это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть, по возможности, естественно – мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего «я». Для достижения целей обучения, для развития коммуникативной компетенции необходимо общение.

Осуществление проектной деятельности на уроках французского языка позволяет мне более эффективно решать задачи личностно - ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? Соответствуют ли приобретённые знания тем задачам, которые человек поставил перед собой. Ответ держать, прежде всего, учителю.

И я задаю себе вечный вопрос: Какой я учитель? Могу ли я отдать своим ученикам всё то, что уже накоплено, задумано? Как построить урок так, чтобы мы с детьми обогащали друг друга? Как пробудить стремление учащихся к реализации своих способностей, заинтересовать? Ответ очевиден: каждый наш урок должен нести новизну, быть увлекательным, чтобы поддерживать у школьников внимание, познавательный интерес. Всё это позволяют воплотить в жизнь современные технологии обучения французскому языку, нетрадиционные формы урока. 

Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний; с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.   

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.  Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса.

Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартам, необходима активная устная практика для каждого ученика группы. 

Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур. 

Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть развивающего, личностно – ориентированного характера обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств, для ее разработки и решения. 

Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями. 

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.

Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.   

Главные цели введения в школьную практику метода проектов: 

- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

- показать умение использовать приобретенный исследовательский опыт;

- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом, важно соблюдение некоторых условий:

- тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на составление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д.;

- проблема, предлагаемая ученикам, формируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;

- необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.

Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнения заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важнейших задач: 

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка; 

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников; 

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом; 

- в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности; 

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности; 

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видео запись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, концерт, дискуссия и т.д.) и документации, учащиеся выбирают сами. 

Считаю, что большинство детей учатся с полной отдачей, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам французского языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая: 

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность; 

- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей; 

- дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других; 

- создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр. 

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся. 

Владение иностранным языком всегда было актуальным для выпускника средней школы. Сегодня же выпускнику недостаточно просто владеть иностранным языком или другими предметными знаниями, необходимыми ему для получения дальнейшего образования, он должен уметь найти свое место в профессиональной жизни, уметь решать множество жизненных задач, уметь находить выход из различных ситуаций.  

При изучении любого предмета важна мотивация. Она является основной движущей силой в изучении иностранного языка.  

В ходе работы передо мной встала необходимость повысить мотивацию и уделить внимание тому, как учащиеся выполняют регулятивные, познавательные и коммуникативные действия во время выполнения учебного задания продуктивного характера на уроках французского языка.

По данным наблюдения за уровнем сформированности УУД у учащихся , в ходе урочной деятельности был выявлен низкий уровень владения этими действиями, который проявляется в неумении ставить цели, планировать свою учебную деятельность, аргументировать свой ответ, искать доказательства и необходимую информацию в тексте, анализировать и интерпретировать полученную информацию, читать схемы и комментировать графики, уметь высказывать свое мнение на изучаемом языке, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы и контролировать действия партнера, уметь выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам и т.д.

Поведенческими индикаторами здесь являются  выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и самоконтроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения, отсутствие инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации и др. Кроме того  учащиеся пассивно наблюдают за учебным процессом, отмалчиваются на уроках, не проявляя особой активности и инициативы, у некоторых из них отсутствует желание учиться.   К сожалению, до сих пор в нашем образовании делается акцент на довлеющую роль учителя в процессе обучения. Учитель выполняет привычную роль как задающий план работы, учитель несет ответственность за все, в том числе и за полученные знания, учитель чрезмерно, на наш взгляд, опекает ученика. Как следствие этого ученики не самостоятельны, испытывают трудности при выполнении продуктивных заданий, не могут самоопределиться в профессиональном плане.

Педагогическая ценность метода проектов заключается в следующем: результаты обучения - самостоятельное применение знаний, умений и навыков французского языка для обмена и получения информации, открытия мира, познавательной деятельности соответствуют поставленным целям и задачам при обучении французскому языку как второму иностранному и достигаются в процессе обучения на основе взаимосвязи углубленного изучения иностранного языка с социокультурным развитием учащихся.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

                                                    

Список литературы: 

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. – 2000. - № 9.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / Народное образование. - 2014. - № 7.

3. Пикеева Е.Н. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Молодой ученый. - 2014. - № 7.

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностранный язык в школе. - 2007. - № 2.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN