Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках английского языка

Дата публикации: 2020-05-21 01:49:34
Статью разместил(а):
Аржанова Татьяна Юрьевна

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках английского языка

Formation and development of semantic reading skills in English lessons

 

Автор: Аржанова Татьяна Юрьевна

МБОУ г. Мурманска СОШ № 31, г. Мурманск, Россия

e-mail: nez_tanya@mail.ru

Arzhanova Tatiana Yurevna

Secondary school 31, Murmansk, Russia

e-mail: nez_tanya@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлены основные стратегии по формированию и развитию навыка смыслового чтения. Рассматриваются использование предложенных стратегий на примере работы с текстом. 

Abstract: The article presents the main strategies for the formation and development of semantic reading skills. The use of the proposed strategies on the example of working with text is introduced.

Ключевые слова: смысловое чтение, урок английского языка.

Keywords: semantic reading, english lesson.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Согласно результатам исследований, в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.  

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». 

«Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» (А.А. Леонтьев, известный психолог). 

Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Иными словами, это внимательное «вчитывание» в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет навыками смыслового чтения, то у него развивается устная речь, а впоследствии и письменная.

Для формирования у учащихся навыков смыслового чтения необходимо помнить, что в методике преподавания иностранных языков наиболее распространённой классификацией видов чтения является классификация по характеру извлечения информации из текста. Выделяют четыре вида чтения: ознакомительное (направлено на целостное восприятие всего текста), просмотровое (имеет целью определение только темы текста), поисковое (поиск конкретной информации в тексте, заданной перед чтением), изучающее (полное осмысление и понимание всего текста и его разделов).

Для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей используются различные комбинации приёмов, которые в научной литературе определяют как «стратегии смыслового чтения».

Работа с любым текстом на уроках английского языка предполагает три этапа:

  1. Предтекстовый (Pre-reading);
  2. Текстовый (While-reading);
  3. Послетекстовый (Post-reading)

Для каждого этапа работы с текстом характерны свои стратегии.

Предтекстовый этап (ориентировочный) 

Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом на английском языке до чтения.

К таким стратегиям относятся:

  • ориентиры предвосхищения содержания (верно - неверно, согласен - не согласен, до - после);
  • мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы);
  • глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
  • предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
  • рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);
  • прогноз и впечатления (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации).

Следует отметить, использование перечисленных стратегий способствует актуализации изученной лексики у учащихся на уроках английского языка, развитие языковой догадки.

Текстовый этап (чтение) 

Целью стратегий на текстовом этапе является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

К таким стратегиям относятся:

·        «Чтение в кружок» (попеременное чтение)

·        «Чтение в парах»

  • «Чтение с пометками (приём «Insert»)

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.

v Знакомая информация.

+ Новая информация.

- Я думал (думала) иначе.

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

  • «Чтение с вопросами»
  • «Чтение с остановками»
  • «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).
  • «Преобразование текста в таблицу»
  • «Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)
  • «Кластер»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией. 

На данном этапе учащиеся практикуются формулировать собственное мнение и сотрудничают в поиске заданной информации в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Кроме того, работая с разными видами текстов на английском языке, у учащихся совершенствуется навык выделять существенную информацию и осознанно строить высказывания в устной форме.

Послетекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)

Целью стратегий послетекстового этапа является применение, использование материала в различных ситуациях.

Распространённые стратегии этого этапа:

·        отношение между вопросом и ответом;

·        вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);

  • ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
    • простые (Кто? Когда? Где? Как?)
    • уточняющие (Правильно ли я понял..?)
    • практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
    • интерпретационные (Почему?)
    • творческие (Что будет, если..?)
    • оценочные (Как вы относитесь ?);
  • взаимовопросы;
  • синквейн - развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности 
  • сводные таблицы;
  • задание на соотнесения;
  • верно, неверно, нет информации;
  • проверочный лист;
  • люкентекст (текст с пропусками);
  • изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
  • восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).

При регулярном применении послетекстовых стратегий на уроках английского языка у учащихся формируется умение адекватно использовать средства для построения диалогического или монологического высказывания, использовать в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте.

Таким образом, развитие способностей смыслового чтения при работе с учебными текстами на английском языке помогут учащимся овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения, т.к. цель любого обучения это способность успешно использовать полученные знания, умения и навыки не только в процессе учебной деятельности, но и в реальных жизненных ситуациях.

 

Фрагменты урока английского языка, направленного на развитие способностей смыслового чтения. 

Assignments to the Story «The Selfish Giant»

Задания на предтекстовом этапе. 

Task 1. (Мозговой штурм) Read the title and look at the pictures from the text. What is the story about?

Task 2. (Глоссарий) Look at the word and tick those which you can find in the text.

feeble

delicate

palm

linnet

hasten

twitter

Paradise

awe

Задания на текстовом этапе. 

Task 3.  (Чтение в парах) Work in pairs. Prepare a good reading of the passage «One morning the Giant was lying awake… and he jumped out of bed and looked out.» Translate the passage into Russian.

Task 4. (Чтение с пометками) Look at the questions and fill in the first two columns of the table.

  1. Where did the children use to play?
  2. Where did the Giant come back from?
  3. What kind of notice-board did he put up?
  4. What happened one winter morning when the Giant grew old and feeble?

What I know

What I want to know

What I have learnt

 

 

 

 

Now read the text and answer the questions in column three.

Задания на послетекстовом этапе.

Task 5. (Синквейн) express the main ideas of the story in Cinquain.

Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов  (описание).
Существительное (перефразировка темы). 

Task 6. (Люкентекст) Work in pairs and fill in the gaps using information from the text.

A Giant, … by name, had a wonderful ... One day he saw ……. in his garden. He put up …. . When the spring came … ….. …. The Snow and the Frost …. with the garden. One morning he heard ….and he decided …. When the Giant grew old and feeble …..The children came and found out … .

Task 7. (Изменение перспективы) Retell the story of the Selfish Giant in the name of one of the boys, who used to come and play in his garden.

 Task 8. (Задание на соотнесение) Points for discussion.

  1. Read the description of the Giant’s garden. If you had a wonderful garden with plenty of rare, exotic plants, would you let the others visit it, play in it. Why? Why not?
  2. What does the selfishness lead to?

 

Литература:

1. Зюкова В.А. Роль чтения в методике преподавания иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 46-47.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN