Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Идентичность как фактор профессионального самоопределения старшеклассника

Дата публикации: 2020-05-25 20:39:40
Статью разместил(а):
Чушкин Александр Анатольевич

Идентичность как фактор профессионального самоопределения старшеклассника

Identity as a factor of professional self-determination of a high school student

 

Автор: Чушкин Александр Анатольевич

МОУ "Гимназия № 8", Волгоград, Россия.

E-mai: mou124@ya.ru 

Chushkin Alexander 

Gymnasium 8, Volgograd, Russia.

E-mai: mou124@ya.ru 

 

Аннотация: Исследование влияния идентичности на формирование профессионального самоопределения старшеклассника и возможности создания условий для эффективного их развития активными методами обучения.

Abstract: Research of the influence of identity on the formation of professional self-determination of high school students and the possibility of creating conditions for their effective development by active methods of teaching. 

Ключевые слова: профессиональный выбор, профессия, самоопределение.

Keywords: professional choice, profession, self-determination. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Причиной неадекватного выбора профессии могут быть внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. По мнению Э. Эриксона, задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Он утверждал, что кризис идентичности характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование, а зрелая идентичность достигается тогда, когда индивид пережил кризис и сделал осмысленный выбор профессии и идеологии. (Эриксон Э., 2008). 

Чтобы доказать влияния идентичности на профессиональное самоопределение старшеклассника, было проведено исследование, которое проводилось на базе общеобразовательной школы МОУ "Гимназия № 8" и МОУ "СШ № 115". Выборку представляли учащиеся девятых классов в количестве 20 человек и учащиеся одиннадцатых классов в количестве 20 человек. Выбор испытуемых обусловлен особенностью возрастного развития: формирования социальной ситуации и система нашего образования выдвигает к старшекласснику требования определения своей дальнейшей учебной — профессиональной деятельности, и ученик стоит на пороге жизненно важного выбора.  

В качестве психодиагностических методов нами были использованы: методика «Определения познавательного элемента самосознания», методика “Исследование мотивационных факторов выбора профессии”, методика «Референтометрия» (Курсовые и исследовательские работы по психологии: Учебно-методическое пособие, 2001). Изучаемые в настоящем исследовании мотивационные факторы выбора профессии и субъективные и объективные идентификаторы личности старшего школьника обнаружили тесную взаимосвязь, что позволило сделать некоторые выводы.  

Во-первых, у одиннадцатиклассников преобладают объективные идентификаторы, в то время как у девятиклассников субъективные идентификаторы. Это свидетельствует об устойчивости самооценки у выпускников, т.е. они ориентированы на свое объективное социальное положение (ученик, сын, дочь, спортсмен, внучка), а преобладание субъективных идентификаторов в 9 классе говорит о неустойчивости самооценки, нестабильности, внутренней конфликтности в самосознании испытуемого (я – невезучий человек, в общем – то замкнутый, смелый и т.д.), так как субъект ориентирован на оценку личностных качеств, которая во многом зависит от оценки других людей, успешности и не успешности деятельности. 

Во-вторых, у учащихся одиннадцатого класса внутренние мотивационные факторы более ярко выражены, чем у учащихся девятого класса. Этому способствует полученный ими опыт на уроках технологии, где учащиеся пробовали себя в той или иной профессии, и имеют более реальное представления о своей будущей профессиональной деятельности. В-третьих, у испытуемых одиннадцатого класса значимыми людьми в сфере общения являются родители, а у испытуемых девятого класса – сверстники. Такое положение вещей обусловлено возрастными особенностями: ученики девятого класса переживают подростковый период с его ведущей деятельностью – общение со сверстниками, а одиннадцатиклассники – юношеский период с более зрелыми установками и ориентацией на взрослую жизнь.   

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о существовании актуальной проблемы несформированности мотивов профессионального самоопределения у учащихся девятых классов и отсутствия должного уровня идентификаторов для адекватного их формирования. Следовательно, молодые люди сталкиваются с большими сложностями в области познания своего внутреннего мира, осознании своих целей, интересов и потребностей, в получении разнообразной и достоверной информации формируется активная и адекватная личность, обладающая достаточным потенциалом для реализации жизненных целей и планов.  

Актуальность данного исследования в том, что именно после девятого класса многие ребята пытаются определиться с выбором профессии и поступить в профессиональные учебные заведения. При этом они испытывают большие затруднения и нуждаются в помощи узких специалистов (психологи, профориентаторы, социологи). Проведенное исследование показало целесообразность изучения влияния идентичности на формирование профессионального самоопределения старшеклассника и возможности создания условий для эффективного их развития активными методами обучения.

В данном случае, можно использовать различные игры-тренинги, где участники получают возможность в реальном времени и в реальной обстановке сформировать необходимые умения и навыки, и применить их в деятельности, провести «работу над ошибками», если это необходимо, и закрепить их. 

 

Список литературы:

1. Курсовые и исследовательские работы по психологии : Учеб.-метод. пособие / М-во образования Рос. Федерации. Ом. гос. пед. ун-т; [Л.Н. Антилогова и др.]. - Омск : Ом. гос. пед. ун-т, 2001.

2. Трагедия личности: [перевод с английского] / Эрик Эриксон. - Москва : Эксмо : Алгоритм, 2008. 

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN