Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Применение педагогических технологий в рамках обучения по ФГОС СПО ТОП-50 (смысловое чтение)

Дата публикации: 2020-06-25 11:23:41
Статью разместил(а):
Воробьева Татьяна Алексеевна

Применение педагогических технологий в рамках обучения по ФГОС СПО ТОП-50 (смысловое чтение)

The use of pedagogical technologies in the framework of training on FGOS SPOs TOP-50 (meaningful reading)

 

Автор: Воробьева Татьяна Алексеевна

ГАПОУ РХ «Саяногорский политехнический техникум», Республика Хакасия, Россия.

e-mail: 3tamali0829@mail.ru

Vorobeva Tatiana Alexeevna

teacher of general education

Sayanogorsk Polytechnic College, Khakassia, Russia.

e-mail: 3tamali0829@mail.ru

 

Аннотация: Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие письменно зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.

Abstract: Reading is a type of speech activity aimed at sensory perception of a written text. The purpose of reading is to obtain process written information.

Ключевые слова: смысловое чтение, работа с текстом.

Keywords: semantic reading, work with text.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало. 

Вольтер. 

В современном обществе, где в области образования идет переход к новому содержанию образовательных программ, отчетливо проявляются инновационные подходы к условиям реализации учебных программ в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Реализация образовательных проектов по переходу на новые ФГОС по наиболее востребованным профессиям и специальностям (ТОП – 50) предполагает решение как минимум следующих задач:

- оценка готовности образовательной организации к внедрению ФГОС по ТОП-50;

- разработка проекта внедрения ФГОС по ТОП-50;

- обеспечение разработки и реализации образовательных программ на основе примерных основных образовательных программ (ООП) с учетом региональной и отраслевой специфики;

- оценка потенциала развития кадров образовательной организации.

Одной из педагогических технологий, применяемой в рамках реализации ФГОС СПО ТОП-50, является методика обучения смысловому чтению.

Чтение – один из главных способов социализации, обучаемости и воспитания человека. Установленные ФГОС требования к результатам обучения выявляют необходимость в изменении содержания обучения на основе метапредметности как условия высокого качества образования.

Сегодня современный преподаватель должен стать источником новых педагогических ситуаций, новых заданий, которые помогут обучающимся достигнуть собственных конечных результатов в процессе обучения.

 Связующим звеном всех учебных дисциплин является текст, работа с которым позволяет достигнуть оптимального результата.

Во многих концепциях обучения наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Что же такое чтение? Что же такое смысловое чтение?

 Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие письменно зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Читая вдумчиво, у человека работает воображение, что позволяет его не только развивать в дальнейшем, но и активно работать с внутренними образами, возникшими на основе этого воображения. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. овладение смысловым чтением позволяет учащимся развить устную речь, а в дальнейшем и письменную.

В концепции УУД выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Это метапредметные результаты, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник любого уровня образовательного учреждения. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Современный учащийся должен уметь и владеть приемами анализа, делать выводы, рассуждать. Должен всегда находить и находиться в процессе самообучения и саморазвития. Дать человеку мотивацию к такой жизненной позиции может чтение. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Еще одна цель смыслового чтения -не просто максимально точно и полно понять содержание текста, а и уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. 

Смысловoе чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

В заключение хотелось бы заметить, что на сегодняшний день установлено, что на успеваемость учащихся влияет множество факторов. Из них главных фактор, на котором завязываются все остальные, является навык овладения смысловым чтением. Смысловое чтение – решение различного рода задач (познавательных, регулятивных, коммуникативных и т. п.), поиск нужной информации, её интерпретация, развитие образного мышления и устной речи, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом, ставившая перед собой цель формирования навыков смыслового чтения, является главной задачей в работе преподавателей, особенно гуманитарного цикла. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN