Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Методическая разработка по выполнению научно-исследовательской (проектной) работы

Дата публикации: 2018-09-16 19:10:26
Статью разместил(а):
Фунтикова Елена Юрьевна

Методическая разработка по выполнению научно-исследовательской (проектной)  работы

Methodological development for the implementation of research (design) work

Автор: Фунтикова Елена Юрьевна

учитель МБОУ СОШ № 19, г. Междуреченск, Россия

e-mail: sate.f@yandex.ru

Funtikova Elena

teacher MBEU SOCH № 19, Mezhdurechensk, Russia

e-mail: sate.f@yandex.ru

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для учащихся основной школы при выполнении научно-исследовательской (проектной) работы.

Abstract

This methodological development is intended for students of the main school in the performance of research (design) work.

Ключевые слова: исследование, проект, деятельность

Keywords: research, project,  activities

Тематическая рубрика: Средняя школа

 

Исследовательская деятельность -  образовательная технология, использующая в качестве главного средства  учебное следование, предполагает выполнение учебных исследовательских  задач с заранее неизвестным решением, направленных  на  создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста. В процессе исследовательской  деятельности учащиеся получают субъективно новые знания с помощью научного метода.

Исследование и проект. В чем разница?

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу ) направлен на создание того, чего еще  не существует и предполагает наличие проектного замысла,  который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулирует соответственно: создать, построить,  достичь.

 Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании. Проектирование и  исследование тесно переплетены. Ни  одна исследовательская  задача  не может быть до конца разрешена без применения технологии проектирования – последовательного движение к поставленной цели.

 Именно поэтому структура и исследования включает в себя все типично проектные этапы:

1.      Постановка проблемы.

2.      Изучение теории, посвященной данной проблеме.

3.      Подбор методик исследования.

4.      Научный комментарий.

5.      Анализ и обобщение материала.

6.      Сбор собственного материала.

7.      Выводы.

Виды исследовательских работ:

доклад;

научная статья;

научный отчет;

реферат;

монография.

 

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта:

Учащийся 

Учитель 

Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования 

Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования-повышения качества образования. 

Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т.е. принципиальная воспроизводимость результата 

Научно-организационный подход, потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося 

 

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ:

Проект 

Исследование 

Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства. 

Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу 

Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности 

Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов 

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта 

Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований 

 

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Объект исследования - это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.

Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.

Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы. Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект». В теме отражается проблема в ее характерных чертах.

Ряд практических шагов-приемов, помогающих самостоятельно выбрать тему:

-    Аналитический обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.

-    Руководство принципом повторения.                                                                                  Этот принцип подразумевает следование теме, логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.

-    Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой новейшими работами в той или иной научной отрасли,  а также смежных отраслей науки, и формирование темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.

-    Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулирования темы могут послужить ранее выдвинутые  в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и  доказательстве.

Поиск информации осуществляется по следующим этапам: проведение поиска нужной информации, составление предварительного списка изданий; непосредственная работа с интернет источниками.

Определив  тему и проблему своей работы, исследователю следует овладеть понятийным аппаратом,  соотносимым с выбранной объектной областью. Возможно,  описать основные понятия и логистические связи между ними,  выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. Дать анализ, сравнить,  сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначить границы его возможных значений и применения. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам,  определить сферу их использование в исследовании.

Определение актуальности исследования.

Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учётом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Гипотеза - определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.

Основные свойства гипотезы: неопределенность истинного значения; направленность на раскрытие данного явления; выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

Требования к гипотезе:

1.      Она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше.

2.      Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме.

3.      Проверяемость.

4.      Должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений (лучше избегать ценностных суждений).

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. 

Цель соответствует теме исследования. Можно поставить целью: выявить; установить; обосновать; уточнить; разработать.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением природы, структуры изучаемого объекта (она связана с анализом взглядов на предмет исследования). Вторая задача - с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий политики. Третья задача - со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая задача - с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объемом.

Метод - это способ достижения цели исследования; путь достижения, познания истины,  сущности предметов и явлений.

Теоретические методы характеризуются обобщённостью и абстрактностью.  Они определяются по основным мыслительным операциям: анализ и синтез, сравнение абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия,  моделирование.

Общенаучные методы: наблюдение, анализ, индукция, эксперимент, синтез,  дедукция,  моделирование  и др.

Эмпирические методы. Предмет эмпирического познания- практика и результаты ее  исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил,  получении фактов об объекте, их анализ и систематизация.

Математические методы: статистические методы; методы и модели теории графов и сетевого моделирования; методы и модели динамического программирования; методы и модели массового обслуживания; метод визуализации данных (функции, графики).

Научно-исследовательская работа имеет определённую структуру:

Титульный лист.

Оглавление.

Введение.

Основную часть по разделам, главам.

Выводы по каждой главе.

Заключение.

Библиографический список.

Приложение.

 

Основные требования к выступлению:

1.      Оно должно строго соответствовать заявленной теме.

2.      Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»

3.      Раскройте её актуальность и значимость для себя и для слушателей. Обоснуйте это.

4.      Предъявите гипотезу.

5.      Представьте цель и задачи работы.

6.      Назовите, какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.

7.      Сообщите, что самого важного и интересного принесла Вам работа.

8.      Чётко сформулируйте выводы.

 

Пожелания выступающему:

Говорите убеждённо, чётко и громко.

Сообщая наиболее важную информацию, говорите: “Я подчёркиваю. Хотел бы заметить, что. Я акцентирую Ваше внимание, что 

Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование. Мы пришли в выводу... Нами было сделано...”   

Интересно, когда выступающий говорит о  мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“. 

Приветствуйте слушателей и жюри в начале и  благодарите за внимание в конце речи. 

Не уходите от заданной темы. 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN