Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Система подготовки к олимпиадам по физике

Дата публикации: 2020-08-31 03:18:05
Статью разместил(а):
Тартачакова Татьяна Николаевна

Система подготовки к олимпиадам по физике

Physics preparation system

 

Автор: Тартачакова Татьяна Николаевна

МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова», г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия.

E-mail: tania-sowa@mail.ru 

Tarachkova Tatiana  

Lyceum named after A. G. Bazhenov, Chernogorsk, Republic Of Khakassia, Russia.

E-mail: tania-sowa@mail.ru 

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы и приёмы подготовки учащихся старших классов к предметным олимпиадам по физике.

Abstract: The article discusses methods and techniques for preparing high school students for the subject Olympiad in physics.

Ключевые слова: метод обучения, приёмы обучения, олимпиада по физике.

Keywords: teaching method, teaching techniques, olympiad in physics.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Предметные школьные олимпиады являются одной из самых массовых форм внеурочной работы по всем предметам. Олимпиады для школьников -это конкурс на лучшие знания по предмету. Олимпиады способствуют подготовке учащихся к жизни в современных условиях-условиях конкуренции.

Участие в предметных олимпиадах разного уровня позволяет учащимся получать более глубокие знания, развивать творческие способности, приобретать информационные компетенций, повышать грамотность. 

Учитель в свою очередь изучая опыт своих коллег повышает свой профессиональный рост, занимается самообразованием.

Предметные олимпиады призваны решать задачи: выявить и развивать одарённых детей; повысить эффективность обучения; формировать активную личность занимающуюся самообразованием.

Для качественной подготовки ученика к олимпиаде необходимо: работу проводить в системе; использовать различные приёмы для мотивации; пополнять и систематизировать специальную литературу; использовать интернет ресурсы. 

Задачи, которые предлагаются участникам олимпиад, несколько отличаются от типовых школьных задач. Главная характерная особенность олимпиадной задачи – ее нестандартность, то есть внешняя непохожесть на типовые задачи. Для решения большинства олимпиадных задач практически никогда не требуется знание материала, изучение которого не предусмотрено школьными программами физики и математики. Однако решение олимпиадных физических задач требует умения строить физические модели, глубокого понимания физических законов, умения самостоятельно применять их в различных ситуациях, а также свободного владения математическим аппаратом (без последнего получение решения большинства физических задач невозможно).

В настоящее время издано большое количество литературы, которая может быть использована для подготовки учащихся к участию в олимпиадах высокого уровня по физике (как при самостоятельных занятиях, так и при работе с учителем). Ниже приведен краткий обзор литературы, которая может быть рекомендована для подготовки к участию в различных олимпиадах по физике. В этих книгах можно найти большое количество задач, которые в разные годы предлагались участникам различных физических олимпиад. Многие задачи, опубликованные в этих сборниках, снабжены решениями.

В книге [1] содержатся условия задач, которые предлагались ученикам 8-х – 11-х классов на теоретических турах Московских городских олимпиад по физике в 1986–2007 гг. Большая часть помещенных в этих книгах задач снабжена подробными решениями.

К задачам олимпиадного уровня трудности можно также отнести задачи, опубликованные в пособиях и сборниках [2], [3], [4]. Особо следует отметить задачник [5], созданный на основе опыта преподавания физики старшеклассникам в Новосибирском специализированном учебно-научном центре при НГУ. В этом задачнике собрано большое количество довольно трудных школьных задач и отсутствуют решения (есть только ответы). Самостоятельная работа с этой книгой при подготовке к олимпиадам является особенно эффективной, но она возможна только при довольно высоком исходном уровне знаний учащегося.

Для подготовки к олимпиаде учащихся 7-х – 8-х классов можно рекомендовать книгу [6] (следует помнить, что на момент ее издания в нашей стране было введено десятилетнее полное среднее образование, поэтому 6-й и 7-й классы того времени соответствуют нынешним 7-му и 8-му классам).

Весьма полезным, особенно на начальном этапе подготовки к олимпиадам, является классический задачник [7].

Для целенаправленной подготовки к олимпиадам по физике «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!» можно рекомендовать сборники заданий [8] – [10], в которых собраны задачи, предлагавшиеся на этих олимпиадах с 2001 года.

Готовясь к олимпиадам по физике, нужно помнить о том, что олимпиада – это всего лишь интеллектуальное соревнование, которое проводится, прежде всего, с целью повышения интереса школьников к изучению предмета. Поэтому не следует расстраиваться, если стать победителем олимпиады не удалось. В любом случае подготовка к олимпиаде позволяет глубже освоить школьную программу, изучить дополнительные вопросы курса физики, научиться решать различные типы задач (в том числе, весьма трудных). В конечном итоге, все это принесет ощутимую пользу в плане получения хорошего образования и положительно скажется при сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

 

Список литературы: 

1. Варламов С.Д., Зинковский В.И., Семёнов М.В., Старокуров Ю.В., Шведов О.Ю., Якута А.А. Задачи Московских городских олимпиад по физике. 1986 – 2005. Приложение: олимпиады 2006 и 2007. (изд. 2-е, испр. и доп.) / Под ред. Семёнова М.В. , Якуты А.А. – М.: Изд-во МЦНМО, 2007. – 696 с.

2. Буздин А.И., Зильберман А.Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача... – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 240 с. – (Библиотечка «Квант». Вып. 81.)

3. Слободецкий И.Ш., Асламазов Л.Г. Задачи по физике. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1980. – 176 с. – (Библиотечка «Квант». Вып. 5). А также 2-е изд. – М.: Бюро Квантум, 2001. – 160 с. (Библиотечка «Квант». Вып. 86).

4. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1964 (и все последующие издания до 4-го, М.:, Просвещение, 1983).

5. Задачи по физике: Учебное пособие / Под ред. О.Я. Савченко. – 4-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2001. – 368 с.

6. Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6--7 классах средней школы: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

7. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 10--11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 398 с. (и все предыдущие издания).

8. Задачи вступительных испытаний и олимпиад по физике в МГУ (сборники за 2001–2009 гг.). – М.: Физический ф-т МГУ.

9. Драбович К.Н., Макаров В.А., Чесноков С.С. Физика. Практический курс для поступающих в университеты. – М.: Физматлит, 2006. – 544 с.

10. Драбович К.Н., Макаров В.А., Чесноков С.С. Подготовка к вступительным испытаниям в МГУ. Физика. 770 задач с подробными решениями. – М.: «Макс пресс», 2009. – 456 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN