Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Интеллект-карты: как эффективно учиться

Дата публикации: 2020-09-29 23:11:22
Статью разместил(а):
Акинчина Виктория Николаевна

Интеллект-карты: как эффективно учиться

Mind maps: how to learn effectively

 

Автор: Акинчина Виктория Николаевна

ГБОУ "Лицей № 597", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: vikulka.akinchina@mail.ru

Akinchina Viktoriia Nikolaevna

Lyceum № 597, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: vikulka.akinchina@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается одно из решений проблемы эффективного обучения с помощью интеллект-карт, раскрывается суть метода с точки зрения его применения обучающимися в своей деятельности.

Abstract: The article discusses one of the solutions to the problem of effective teaching using mind maps, reveals the essence of the method from the point of view of its application by students in their activities.

Ключевые слова: интеллект-карта, ассоциативное мышление, визуальное мышление.

Keywords: mind map, associative thinking, visual thinking.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В настоящее время школьное образование особое внимание уделяет результатам освоения образовательной программы, которые помогут учащимся реализовать себя в будущем с учетом современных социально-экономических условий. Данные требования к результатам образования можно найти в федеральном государственном образовательном стандарте.

В связи с этим учитель должен спланировать и сделать процесс обучения таким образом, чтобы обучающийся смог самореализовываться, быть готовым к продуктивной и творческой деятельности на всех этапах своего жизненного пути.

Тогда возникает проблема – как научить детей самостоятельно работать с информацией, применять эти знания в нестандартных условиях и при этом адекватно оценивать результаты своей деятельности.

На протяжении веков для решения множества проблем, возникающих в процессе деятельности человека, использовались графические методы записи и структурирования информации.

В конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека были разработаны семантические сети, которые позволяли записать информацию в виде диаграмм.

В дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х.

Изобретателем современного вида диаграмм связей считается британский писатель Тони Бьюзен. Он разработал метод интеллект-карт, который обеспечивает:

  • быстрое усваивание сути сказанного, прочитанного, увиденного;

  • четкое планирование действий человека по степени важности;

  • экономию времени;

  • лучшею фокусировку человека в различном материале;

  • быстрое просматривание, легкое запоминание и вспоминание какой-либо информации;

  • применение в полной мере креативности и творчества составителя интеллект-карты.

В разной литературе «интеллект-карты» еще называют как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «диаграммы связей», «ассоциативные диаграммы», «схемы мышления».

Есть три принципа нашего мышления, которые составляют основу ментальных карт:

  • ассоциативное мышление, которое представляет связи одного понятия с другим (ассоциации);

  • иерархическое мышление, которое устанавливает порядок подчиненности низших звеньев к высшим;

  • визуальное мышление, которое является конечным проявлением самого мышления.

Идея ассоциативных карт состоит в следующем:

  1. В центре карты записывается главная мысль.

  2. От нее в разные стороны отходят ветви, на которых располагаются объекты, связанные с ней.

  3. При необходимости от таких объектов также отходят ветви, соблюдая уровни иерархии и т.д.

Все взаимосвязи основываются на ассоциациях человека по отношению к тем или иным объектам карты.

В результате, получается древовидная структура, которая демонстрирует ход мышления человека относительно центрального образа.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что одним из решений поставленной проблемы является метод интеллект-карт.

В настоящее время тема освещена в основном в работах самого автора Тони Бьюзена [1-5], но о ней можно найти и в трудах Мюллера Хорста [8], Е.П. Перминовой [6] и др.

Тем не менее, все статьи и разработки в образовательной области рассматривают данный метод как средство обучения и интеллект-карты даются детям уже в готовом виде.

Наша же задача состоит в том, чтобы научить ребят создавать и использовать интеллект-карты самостоятельно, причем не только в обучении, но и в других сферах деятельности.

Мышление учащихся в возрасте 15-18 лет становится диалектическим. Они могут думать абстрактно, строить причинно-следственные связи, осознанно оценивать результаты своей работы. Поэтому именно в этот период изучение метода интеллект-карт будет наиболее полезно для них.

Поскольку тема выходит за рамки учебных предметов, то организовать обучение можно, например, на межпредметном элективном курсе, но не стоит забывать, что в образовательных учреждениях сейчас применяется еще и электронное обучение, поэтому курс должен иметь дистанционную поддержку.

 

Литература:

  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление: пер. с англ. /Тони и Барри Бьюзен – Мн.: Попурри, 2003. – 304 с.

  2. Бьюзен Т. Думайте эффективно: пер. с анг. / Тони Бьюзен. – Мн.: Попурри, 2009. – 96 с.

  3. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления: пер. с анг. / Тони Бьюзен. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 208 с.

  4. Бьюзен Т. Могущество творческого интеллекта: пер. с анг. / Тони Бьюзен. – Мн.: Попурри, 2004. – 168 с.

  5. Бьюзен Т. Суперинтеллект: пер. с анг. / Тони Бьюзен. – Мн.: Попурри, 2014. – 400 с.

  6. Перминова Е.П. Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт / Е.П. Перминова // Вестник ЮУрГУ. –2011. – № 13. – С. 135-140.

  7. Самохина В.М. Применение интеллект-карт в обучении / В.М, Самохина // Молодой ученый. – 2016. – № 29. – С. 598-600.

  8. Хорст М. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей: пер. с анг. / Мюллер Хорст. – М.: Омега- Л, 2007. – 126 с.

  9. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках: метод. пособие / авт.-сост. В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова. – М., 2013. – 46 с.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN