Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Формирование информационных компетентностей в учебной и внеурочной деятельности обучающихся

Дата публикации: 2021-02-08 11:36:07
Статью разместил(а):
Титанакова Елена Валерьевна

Формирование информационных компетентностей в учебной и внеурочной деятельности обучающихся

Formation of information competencies in the educational and extracurricular activities of students

 

Автор: Титанакова Елена Валерьевна 

ГБПОУ РХ ЧГСТ, г. Черногорск, республика Хакасия, Россия.

e-mailpmalaxova10@mail.ru 

Titanakova Elena Valerevna 

GBPOU RH CHST, Chernogorsk, Republic of Khakassia, Russia. 

 e-mail: pmalaxova10@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор рассказывает о том, как формируются компетенции обучающихся на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

Abstract: In this article, the author talks about how the competencies of students are formed in the classroom and extracurricular activities. 

Ключевые слова: компетенции, применение знаний, внеурочная деятельность, обучающиеся, средняя школа.

Keywords: competencies, application of knowledge, extracurricular activities, secondary school.

Тематическая рубрика: средняя школа, СПО. 

 

Компетенция (от лат. competentia - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом)  - знания, опыт человека, людей в определенной области, сфере, дающие им возможность глубоко понимать сущность событий, явлений, экономических и социальных процессов. 

Главные ключевые компетенции, которые формирует преподаватель: 

•      Общекультурные 

•      Учебно-познавательные 

•      Коммуникативные 

•      Ценностно-смысловые 

•      Социальные 

•      Информационные 

•      Компетенции личностного самосовершенствования.

Внеурочная деятельность в значительно большей мере зависит от личности учителя, от его интересов, склонностей и т.д., (типа профессионального педагогического характера). Компетенции, формируемые на конкретном занятии по предмету, предполагают не только знание данного материала. Но и его расширенное применение в других областях, «перенос» в другую ситуацию.

Рассмотрим типы профессионального педагогического характера. Это деление условно, что оно имеет в виду лишь характеристику доминирующей черты, проявляемой в профессиональной педагогической работе со школьниками: 

  1. Интеллектуальный тип характеризуется склонностью к научной работе, в области своего предмета, к чтению литературы, ведению записей, наблюдений, к анализу своей деятельности, к созданию новых форм внеурочной работы и т.д.
  2. Волевой тип педагога характеризуется четкостью и организованностью в работе, императивным тоном в отношениях, повышенной властностью, постоянной требовательностью к себе и к ученикам.
  3. Эмоциональный тип педагога отличается повышенной способностью чувствовать переживания ученика, его духовный мир, настроения,  сопереживать в этом ученику. Его доминирующая профессиональная черта - тонкость восприятия эмоциональной жизни воспитанников.
  4. Организаторский тип - наиболее универсальный, очень ценный для любой педагогической работы, особенно внеурочной. Как известно, педагогическая деятельность - есть прежде всего организаторская, ибо, организуя жизнь и деятельность учеников, педагог тем самым обеспечивает в заданном направлении их развитие.

В младших классах преобладают эмоциональный и организаторский тип, в средних - волевой, а в старших - интеллектуальный. В целом же среди педагогов общеобразовательной школы господствует волевой тип, в СПО преобладает как интеллектуальный тип, так и волевой и организаторский. На занятиях по предметам обучающиеся применяют полученные знания ранее в новых ситуациях, расширяют свой кругозор.

Внеурочная деятельность может быть организована в виде олимпиад, заочных, дистанционных, конкурсов и мероприятий. При таком виде деятельности обучающиеся не только повышают свой уровень образования, но и видят свой результат по сравнению с другими, выявляют свои способности. Другим направлением по организации внеурочной деятельности может быть организация, подготовка к проведению праздников, мероприятий. Обучающиеся не только заняты конкретным видом работы, но и познают различные способы её выполнения, а затем могут выполнить её в других условиях. Например, при подготовке к новогоднему празднику  в группе обучающиеся могут  показать свои способности в виде поделок своими руками, показать другим мастер-класс по их изготовлению, учиться презентовать свою работу, другие выполнить стенгазету - поздравление или открытку, третьи - смонтировать ролик-поздравление и т.д.

Следующий вид внеурочной деятельности - сами мероприятия. В них используются разнообразные виды заданий: на внимательность, смекалку, скорость, использование знаний по предмету, способствовали формированию навыков групповой работы, взаимовыручки, творческого подхода, а также способствовали повышению интереса к предмету, самому мероприятию.

Компетентность проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого.

Внеурочная деятельность способствует формированию потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Таким образом, внеурочная деятельность - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении.

 

Литература:

1. Сасова И.А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся // Народное образование. - 2017. - № 10.

2. Пробст Л.Э. Профессиональное школьное образование в современных условиях // Экономика. Вопросы школьного образования. - 2017. - № 4.

3. Максимова В.И. Формирование навыков предпринимательства в школе // Экономика в школе. - 2017. - № 4.

4. Любимова Л.А. // Экономика в школе, 2018  - №3.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN