Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2021-03-14 22:18:28
Статью разместил(а):
Валиева Чулпан Рушановна

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей в условиях реализации ФГОС

Pedagogical technologies in the additional education of children in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard

 

Автор: Валиева Чулпан Рушановна

МБУДО « ЦДОД» Заречье», Казань, Россия

e-mail: valieva.chul@yandex.ru

Valieva Chulpan Rushanovna

 CDOD Zarechye, Kazan, Russia

e-mail: valieva.chul@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье речь идет о современных педагогических технологиях работы на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей. Раскрываются основные педагогические технологии, которые повышают интерес современных подростков. 

Abstract: In this article, we are talking about modern pedagogical technologies of working in the classroom in institutions of additional education for children. The main pedagogical technologies that increase the interest of modern teenagers are revealed.

Ключевые слова: современные технологии, дополнительное образование, обучение.

Keywords: modern technologies, additional education, training.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

А в условиях дополнительного образования детей важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности обучающегося.

Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

Каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.

В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

А.С. Границкой  предложена технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая  рассматривается ею, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума, таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается.

Проектирование технологии состоит в следующем:

1. Объяснение нового материала.

2. Индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач).

3. Самостоятельная работа детей, которая предполагает общение.

4. Включенный контроль, взаимоконтроль.

В дополнительном образовании широко используется педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г.К. Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

- учение без принуждения;

- право на свою точку зрения;

- право на ошибку;

- успешность;

- мажорность;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

В дополнительном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

1. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

2. Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

- педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения на вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

- ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использовать индивидуальный подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Модульное обучение  (П.Ю. Цявиене, Трамп, М. Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает  программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе  выполнения  деятельности.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Цели новых информационных технологий:

1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

2. Подготовка личности «информационного общества».

3. Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

Сейчас в учреждениях дополнительного образования стали доступны ресурсы всемирной информационной сети интернет, уникальная по своим возможностям общения и коммуникаций, по гигантскому объему информации.

Стало ясно, что интернет-технологии - новое направление, которому более нельзя не уделять внимание. И опять встал вопрос о методике, и вновь события развивались по вышеописанному сценарию - учить создавать информацию в Сети пришли профессионалы, и результат был замечательный. Поэтому сегодня интернет-технологии в системе образования представляются в высшей степени интересным и перспективным направлением, и уж никак не менее значимым (и даже более популярным), чем традиционное направление программирования.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия обучающегося и педагога, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Информатизация образования требует от педагога и обучающихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

1. Знание основных понятий информатики и вычислительной техники.

2. Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники.

3. Знание современных операционных систем и владение их основными командами.

4. Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями.

5. Владение хотя бы одним текстовым редактором.

6. Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования.

7. Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:

1. Необходимо активизировать детей.

2. Вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности.

3. Подвести эту деятельность к творчеству.

4. Предоставить воспитанникам больше самостоятельности.

5. Развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение.

6. Постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.

В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Но опыт показывает, что такая творческая задача посильна далеко не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для будущих результатов задавать педагогам определенную методику (или технологию) относительно целей обучения и воспитания. В связи с этим одной из самых сложных проблем повышения квалификации кадров является обучение педагогов при внедрении современных технологий в образовательный процесс.

Задача педагога – найти такую технологию обучения, которая бы отвечала принципам природосообразности (т.е. в наибольшей степени соответствовала бы естественным механизмам усвоения опыта и знаний обучающимися) и интенсивности (т.е. позволяла бы более быстро и на более высоком уровне решать дидактические задачи).

 

Список литературы:

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. - М.: «Свет», 2012.

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

3. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. - Ростов: Изд-во «Учитель», 2017.

4. Конова В.В., Маланчик Г.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе. Методические рекомендации. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. - Красноярск, 2009.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN