Структура самообразования студентов-юристов
Структура самообразования студентов-юристов
Self-education structure of law students
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Воронеж, Россия.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Zhigulin Andrey Alekseevich
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается структура самообразования студентов-юристов как целенаправленная, систематическая познавательная деятельность, способствующая личностному включению обучающихся в процесс освоения профессиональной юридической деятельности.
Abstract: The article examines the structure of self-education of law students as a purposeful, systematic cognitive activity that contributes to the personal inclusion of students in the process of mastering professional legal activity.
Ключевые слова: студент-юрист, самообразование.
Keywords: law student, self-education.
Тематическая рубрика: Высшая школа.
Самостоятельная работа в системе профессиональной подготовки студентов-юристов – это целенаправленная, систематическая, структурированная самим субъектом познавательная деятельность, способствующая личностному включению обучающихся в процесс освоения профессиональной юридической деятельности и осуществляемая на основе опосредованного организационного воздействия со стороны преподавателя с использованием. интерактивных, современных информационно-коммуникационных технологий и технологических платформ электронного обучения.
Модель подготовки студентов-юристов к непрерывному самообразованию в процессе самостоятельной работы в вузе включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный.
Целевой компонент модели представлен иерархией образовательных целей (высший базовый уровень, этапно-конструктивный уровень) с учетом особенностей подготовки будущих юристов в условиях цифровизации.
Содержательный компонент модели проектирует познавательное пространство формирования готовности студентов-юристов к непрерывному самообразованию средствами самостоятельной работы.
Технологический компонент модели представлен формами, методами и самостоятельной работы с использованием интерактивных, современных информационно-коммуникационных технологий и технологических платформ электронного обучения.
Результативный компонент модели раскрывает представления о планируемых результатах процесса формирования готовности к непрерывному самообразованию, предполагает мониторинг данного процесса [1].
Формирование готовности студентов-юристов к непрерывному самообразованию происходит наиболее эффективно при создании определенных условий: моделирования содержания самостоятельной работы с учетом современных условий осуществления юридической деятельности в цифровой среде; изменение роли преподавателя в организации и сопровождении самостоятельной работы студентов: консультирование и оказание индивидуальной педагогической поддержки студенту в его самостоятельной познавательной деятельности, создание условий для объективной оценки прогресса обучающегося в самообразовании; использование интерактивных технологий, современных информационно-коммуникационных технологий, технологических платформ электронного обучения, позволяющих: создавать и размещать курсы, включающие в себя различные виды интерактивных заданий; организовывать непрерывный контроль усвоения знаний (тестовые, контрольные, расчетно-графические задания и т.п.) [2].
Таким образом, структура готовности к непрерывному самообразованию студентов-юристов представлена совокупностью следующих компонентов:
– мотивационно-ценностный компонент, включающий в себя ценностное отношение к избранной профессии и комплекс мотивов, обеспечивающий эффективность самообразования;
– процессуально-деятельностный компонент, представленный совокупностью умений самообразования, рационального осуществления деятельности по самообразованию от определения целевых установок до получения конкретных результатов и их оценки;
– когнитивно-оценочный компонент, включающий: знание и оценку себя как будущего профессионала и субъекта самообразовательной деятельности, индивидуальную профессиональную концепцию; профессиональное юридическое мышление;
– эмоционально-волевой компонент, включающий в себя способности к саморегуляции поведения, развитые волевые качества и эмоциональную устойчивость.
Список литературы:
1. Батыршина А.Р. Технология организации самостоятельной работы студентов / А.Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 9. – С. 83.
2. Стородубцева Т.Н. Модель организации самостоятельной работы бакалавров / Т.Н. Стородубцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-5. – С. 911.