Проблемы девиантного поведения подростков
Проблемы девиантного поведения подростков
Problems of deviant behavior in adolescents
Автор: Маслова Ирина Владимировна
МБОУ "Школа № 153", г. Самара, Россия
e-mail: imaslova80@mail.ru
Maslova Irina Vladimirovna
School № 153, Samara, Russia
e-mail: imaslova80@mail.ru
Аннотация: в этой статье автор называет основные проблемы девиантного поведения подростков.
Annotation: in this article, the author names the main problems of deviant behavior in adolescents.
Ключевые слова: девиантное поведение, подростки.
Keywords: deviant behavior, teens.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14-17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей.
Этот факт подтверждает и статистика: в совершаемые преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Для работы с такими подростками была разработана специальная программа.
Программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику с обучающимися, так и работу с детьми девиантного поведения. Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка.
Цели программы:
- Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.
- Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
- Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.