Использование интерактивного и иммитационного методов обучения при изучении профессиональных модулей
Использование интерактивного и иммитационного методов обучения при изучении профессиональных модулей
The use of interactive and immitude methods of learning when studying professional modules
Автор: Попкова Галина Сергеевна
КГБПОУ Красноярский политехнический техникум, г. Красноярск, Россия.
e-mail: popkovagalina@mail.ru
Popkova Galina Sergeevna
Krasnoyarsk Polytechnic Technical School, Krasnoyarsk, Russia.
e-mail: popkovagalina@mail.ru
Аннотация: В этой статье автор описывает методическую разработку по применению интерактивного и имитационного методов учебной деятельности при изучении профессиональных модулей и приводит пример использования при изучении одной из тем профессионального модуля.
Annotation: In this article, the author describes a methodological development for the application of interactive and simulation methods for learning activities when studying professional modules and provides an example of use in studying one of the topics of a professional module.
Ключевые слова: методическая разработка, блок-схема вопросов, нестандартные производственные ситуации.
Keywords: methodical development, block - scheme of questions, non-standard production situations.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Введение.
На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, инициативных, предприимчивых, творческих специалистах.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов, которое происходит в процессе углубленного изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
Для повышения интереса студентов необходимо правильно организовать учебную деятельность, выбрать формы и методы обучения, содействующие стремлению студентов непрерывно пополнять профессиональные знания.
Многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Суть интерактивного метода состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Совместная деятельность при освоении учебного материала позволяет обмениваться знаниями, идеями, каждый вносит свой индивидуальный вклад.
Профессиональная подготовка ориентируется на конкретную практическую деятельность, поэтому очень важно обеспечить единство теоретической и практической подготовки. На первый план выдвигается прикладной характер подготовки будущих специалистов. Например, специфической чертой практических занятий является решение реальных производственных задач и ситуаций, когда теоретические знания должны стать инструментом практической деятельности.
Актуальность методической разработки.
1. Создание условий, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций через внедрение в образовательную деятельность интерактивных форм обучения.
2. Использование имитационных методов учебной деятельности, а именно: ситуационные тесты (метод инцидента); практические занятия по решению ситуационных задач – анализ конкретной ситуации, возникающей при проведении технологических процессов производства различных видов продукции или полуфабрикатов, при эксплуатации оборудования.
Такие занятия позволяют осуществить неразрывную связь теоретического и практического обучения.
Цель методической разработки: Обобщение положительного педагогического опыта и возможностей использования элементов интерактивного и имитационного методов при реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности.
Новизна методической разработки.
На современном этапе продолжается внедрение компетентностного подхода в образовательной деятельности. Мы встречаем много теоретических статей, но в методической литературе недостаточно конкретных примеров, демонстрирующих применение таких технологий, особенно в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
В данной методической разработке смоделирована технология интерактивного и имитационного методов учебной деятельности.
Одним из методов интерактивной работы студентов является работа по блок – схеме вопросов «Как?» «Почему?» «А что, если?».
В результате решения этих вопросов студенты проявляют инженерный подход к проблеме, могут появиться новые технические решения. Такая постановка вопросов развивает творческое мышление, изобретательский подход к решению технических задач, кроме этого, заинтересовывает в изучении научно-технической информации.
Структура:
1. Студенты изучают новый материал, где получают стандартные ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
2. Далее получают блок-схему вопросов по предмету изучения. Работа с блок-схемой может проводиться на аудиторных занятиях и как самостоятельная работа дома.
При работе с блок-схемой студенты показывают:
- достаточно глубокие знания по основному предмету;
- используют знания, полученные на других профессиональных дисциплинах;
- математические умения и навыки для доказательства своих соображений;
- при решении ситуационных задач проводят анализ ситуации, выявляют причины возникновения, возможные её последствия и рекомендуют методы решения или исправления.
Умение перенести полученные ранее знания на решение новых задач – это уровень творчества.
При ответах на вопросы «Что будет, если?» студент обязательно должен выделить положительные и отрицательные стороны ответов и сделать вывод о целесообразности внесённых изменений.
Для удобства два секретаря фиксируют предложенные варианты ответов, причём один из них только положительные стороны, другой – отрицательные.
При сравнении всех «за» и «против» по каждому пункту обсуждения - рождается правильный ответ.
Такая работа учит применять анализ, один из методов научного исследования.
Процесс работы над проблемной производственной ситуацией может быть индивидуальным или в паре. В результате должна быть предложена своя версия решения задачи.
Коллективный разбор и поиск наиболее оптимального варианта решения задачи развивает у студентов:
- умение технически грамотно и логично выражать свои мысли;
- умение делать выводы и аргументировать решения;
- остаивать свою точку зрения.
Этот пункт можно организовать как технический семинар, где практически каждый будет иметь возможность выступить по любому из обсуждаемых вопросов.
Пример проведения урока.
В данной методической разработке представлен пример проведения урока контроля знаний, умений и навыков студентов по теме 1.4 «Технологические процессы и организация переработки древесины для получения сульфатной целлюлозы» из ПМ.01 Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины МДК01.01. «Организация и технология производства волокнистых полуфабрикатов».
Блок-схема вопросов:
Иммитационные методы обучения - решение нестандартных производственных ситуаций
Проблемные производственные ситуации, возникающие в процессе варки сульфатной целлюлозы на установках «Камюр»:
1. Низкая температура в зонах варочного котла непрерывного действия.
2. В процессе варки в варочном котле происходит зависание щепы. Укажите места в котле, где это возможно.
3. Повышенное количество непровара после сульфатной варки.
4. Гидроудары в системе верхней циркуляции, связывающей верхнюю горловину котла с питателем высокого давления.
5. В процессе работы уменьшилась производительность выносных теплообменников и повысился расход пара на подогрев щёлока.
6. Щепа имеет мятые кромки.
7. Повышенное содержание волокна в отбираемом из котла щёлоке.
8. В процессе работы повысился расход пара на подогрев щёлока.
Работать по решению нестандартных производственных ситуаций студентам предлагается в паре.
Пример предлагаемых для решения ситуационных задач:
1. При работе варочной установки «Камюр» снизилась производительность, а расход пара на нагрев варочного щёлока увеличился. В сваренной целлюлозе количество непровара превышает норму. Укажите возможные причины и методы устранения нарушений. Как это повлияет на общие показатели работы цеха?
2. При работе варочной установки «Камюр» происходят гидроудары в системе верхней циркуляции, связывающей верхнюю горловину котла с питателем высокого давления. Уменьшилось количество отработанного щелока, отбираемого в верхний расширительный резервуар. Укажите возможные причины и методы устранения нарушений. Как это повлияет на процесс варки?
Список литературы:
1. Рушинцева И.В. Имитационные технологии в методической подготовке будущих инженеров-педагогов / И. В. Рушинцева // Технологические аспекты образовательного процесса: проблемы, поиск, опыт: сборник научных трудов / Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. гос. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования, Акад. проф. образования. - Екатеринбург, 2000. - С. 61-70.
2. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Гущин Ю.В. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, с. 1-18, 2012.