Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Развитие скоростно-силовых способностей на основе комплекса ГТО у школьников 8-10 лет

Дата публикации: 2022-09-28 22:11:16
Статью разместил(а):
Адонин Александр Александрович

Развитие скоростно-силовых способностей на основе комплекса ГТО у школьников 8-10 лет на уроках физической культуры

Development of speed and strength abilities based on the GTO complex in schoolchildren aged 8-10 years at physical education lessons

 

Автор: Адонин Александр Александрович

ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия

E-mail: a.adonin073@yandex.ru

Adonin Alexander Alexandrovich

Lyceum № 9 Belgorod, Russia

E-mail: a.adonin073@yandex.ru

 

Аннотация: Традиционное содержание занятий физической культурой не вызывает большого интереса у школьников, особенно в возрасте 8-10 лет и потому специалисты начинают активно искать, разрабатывать новые подходы к модернизации содержания и организации физической культуры в школе.

Abstract: The traditional content of physical education classes does not cause much interest among schoolchildren, especially at the age of 8-10 years, and therefore specialists are beginning to actively seek, develop new approaches to the modernization of the content and organization of physical culture at school.

Ключевые слова: развитие скоростно-силовых способностей, комплекс ГТО, школьники, уроки физической культуры.

Keywords: development of speed-power abilities, GTO complex, schoolchildren, physical education lessons.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Имеется необходимость повышения эффективности образовательного процесса в Белгородской области, повышение уровня показателей физической культуры учащихся среднего возраста и укрепление их здоровья, повышение мотивации, уровня знаний и умений в области физической культуры, физической подготовленности, сдачи норм комплекса ГТО на основе развития скоростно-силовых способностей и применения подвижных игр.

Проблема заключается в том, что развитие скоростно-силовых качеств у школьников 8-10 лет с помощью метода динамических усилий и подвижных игр направленно на то, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитым, закаленным, готовым к работе и обороны нашей Родины. Большую роль в системе физического воспитания играют уроки физической культуры, способствующие всестороннему физическому развитию, нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Моё обобщение опыта посвящено развитию скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. К таким упражнениям, используемыми на уроках физической культуры относятся различные прыжки и метания.

Для того чтобы далеко метать или прыгать, необходим высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия. Исходя из вышесказанного, возникает проблема исследования: каковы условия достаточные и необходимые, в современное время, для повышения уровня скоростно-силовых способностей у школьников 8-10 лет на уроках физической культуры.

Развитие скоростно-силовых способностей юношей 8-10 лет будет протекать наиболее эффективно, если на уроках физической культуры применять метод динамических усилий в сочетании с игровым методом. В своём исследовании я применял следующие методы: изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, диагностирование, опытная работа, метод математической статистики.

Предлагаемая мной методика позволяет повысить уровень скоростно-силовых способностей учащихся начальной школы. Исследования проводились на базе ОГБОУ «Лицей № 9 Белгорода» с 1 октября 2021 года по 1 апреля 2022 года. В нем приняли участие учащиеся двух классов, юноши в возрасте 8-10 лет в количестве 20 человек, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 10 человек в каждой, отнесённые по состоянию здоровья к основной группе. Для развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе применялись разнообразные упражнения для развития скоростно-силовых способностей, выполняемых методом динамических усилий, а также игрового метода, с использованием подвижных игр и эстафет.

Уроки по развитию скоростно-силовых способностей проводились на двух из трёх уроков недельном цикле занятий, которые повторяли в обеих группах на протяжении шести месяцев. Упражнения, выполняемые методом динамических усилий, выполнялись с преодолением веса собственного тела, а также с относительно небольшой величиной отягощений (до 30% от максимума) с максимальной скоростью или темпом.

Целью применения данного метода являлось развитие скоростно-силовых способностей, а именно – «взрывной силы». Количество повторений упражнений в одном подходе составляет 15-20 раз. Упражнения выполняются в 2-3 серии, отдых между ними по 5 мин.

Мной применялись следующие упражнения: бег прыжками в различном темпе, выпрыгивание из глубокого приседа, прыжки на одной ноге с продвижением вперед, броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками, прыжки с возвышения 50-70 см с последующим выпрыгиванием вверх, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с отталкиванием от опоры и другие; бег прыжками  в различном темпе - 3-5 раз по 2-40м; Бег в гору (крутизна до 20°) в среднем и быстром темпе - 3-4 раза по 15-25 м. (Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги). Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед - 2 - 3 серии по 10-30 прыжков. Выпрыгивание из глубокого приседа - 2-3 серии по 12-15 прыжков. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед - 2-3 раза по 15-30м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед). Многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания - 2-3 серии по 30-40 прыжков. Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками - 10-15 раз (выполнять сначала по одному, затем в паре). Прыжки с возвышения 50-70 см с последующим выпрыгиванием вверх – 2-3 серии по 15-20 раз. Броски набивного мяча двумя руками, из различных исходных положений: сидя, спиной вперед, от груди, из-за головы и т.д.). Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с отталкиванием от опоры - 2-3 серии по 6-8 раз на время.

На одном уроке нами применялись 1-2 упражнения выполняемых данным методом. Развитие скоростно-силовых способностей игровым методом проводилось преимущественно в зимний период времени, в течении второй и третей учебной четверти в условиях спортивного зала.

Мной были подобраны различные подвижные игры, разработаны эстафеты с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей, включающие элементы прыжковых упражнений, метаний и бросковых движений на дальность и точность, выполняемых лично и в составе команды.

Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; регулируя вес и количество предметов, усложнять ли упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок. Подвижные игры, применяемые в ходе исследования для развития скоростно-силовых способностей: «Снайперы», «Пятнашки», «получить мячик», «Отталкивание и приземление», «Кто выше?», «Метание в подвижную цель», «Толкание мяча в обруч», «Челнок», «Перемена мест», «Перестрелка», «Толкай из круга», «Какая команда прыгает дальше?» Эстафеты: «Встречная эстафета с обменов набивными мячами», «Эстафета в скачках на одной ноге», «Эстафета прыжками на двух ногах», «Эстафета в приседе» и др. Продолжительность игр составляла от 10 до 15 мин. Проводились во второй половине основной части урока.

В начале эксперимента по показателям физического развития и физической подготовленности были сформированы две группы: первая - экспериментальная, а вторая - контрольная. Численность групп составила по 10 человек. Методика тренировки экспериментальной и контрольной групп отличалась тем, что контрольная группа занималась по ранее используемой программе. Занятия в экспериментальной группе проводились по разработанной методике.

Исходный уровень развития скоростно-силовых способностей в обеих группах определили по представленным тестам: прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, бросок набивного мяча двумя руками из положения сидя. Метание теннисного мяча на дальность.

Тестирование показало, что исходный уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента не имеет существенных отличий.

По окончании педагогического эксперимента было проведено контрольное тестирование. В сравнительном анализе данных экспериментальной и контрольной групп было выявлено, что во всех четырех тестах произошли статистически достоверные изменения в пользу испытуемых экспериментальной группы. Проведение педагогического эксперимента и полученные результаты свидетельствуют о том, что экспериментальная методика развития скоростно-силовых способностей юношей 14-15 лет на уроках физической культуры с использованием метода динамических усилий в сочетании с игровым методом предложенная мною является эффективной.

Выводы:

1. Теоретический анализ позволил определить, что эффективным методом для развития скоростно-силовых способностей является метод «динамических усилий», а также то, что уровень скоростно-силовых способностей можно повысить посредством проведения подвижных игр на уроках физической культуры.

2. Начальный уровень тестирования показал, что экспериментальная и контрольная группы находились примерно на одинаковом уровне развития скоростно-силовых способностей (по средне групповому показателю).

3. Разработана экспериментальная методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей юношей 8-10 лет.

4. Результаты педагогического эксперимента позволяют судить об эффективности разработанной методики по развитию скоростно-силовых способностей у юношей 8-10 лет. Так в тестах «Прыжок в длину с места», «Прыжок в длину с разбега», «Бросок набивного мяча двумя руками из положения сидя» и «Метания теннисного мяча на дальность» юноши экспериментальной группы имели достоверный статистически значимый прирост показателей (Р<0,05). В контрольной группе достоверного прироста нами не обнаружено (Р>0,05).

Данная методика может быть рекомендована для практического применения.

Практические рекомендации:

- Задачи развития скоростно-силовых способностей у юношей 8-10 лет могут быть решены средствами силовой подготовки, используя метод динамических усилий, а также использования игрового метода.

- Упражнения и игры по развитию скоростно-силовых способностей рекомендуется выполнять на 2-х уроках в трех недельном цикле. Вес отягощений и количество повторений можно корректировать, исходя из уровня подготовленности учащихся, индивидуальных особенностей.

- В качестве средств для развития скоростно-силовых способностей использовать упражнения, выполняемые методом динамических усилий, с преодолением веса собственного тела, а также с относительно небольшой величиной отягощений до 30% от максимума) с максимальной скоростью или темпом.

- Применение в системе на уроках физической культуры подвижных игр, эстафет направленных на воспитание скоростно-силовых способностей, позволяет добиться повышения уровня данных способностей.

 

Литература:

1. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. Москва, издательство Академия, 2017.

2. Цабыбин. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Москва, издательство Учитель, 2019.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN