Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование функциональной грамотности в процессе воспитания

Дата публикации: 2023-01-30 00:39:24
Статью разместил(а):
Клычкова Галина Андреевна

Формирование функциональной грамотности в процессе воспитания

Formation of functional literacy in the process of education

 

Автор: Клычкова Галина Андреевна

МБОУ "Канадейская средняя школа", с. Канадей, Ульяновская область, Россия

e-mail: russkina-kli4kova75@yandex.ru

Klychkova Galina Andreevna

Kanadei Secondary School, Kanadei village, Ulyanovsk region, Russia

e-mail: russkina-kli4kova75@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается применение функциональной грамотности в воспитательном процессе классным руководителем и компетенции, которыми должен обладать классный руководитель.

Abstract: The article deals with the application of functional literacy in the educational process by the class teacher and the competencies that a class teacher should have.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетенции классного руководителя.

Keywords: functional literacy, competence of the class teacher.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

«… образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе …». А. Эйнштэйн.

 

После окончания школы, сдачи ГИА, молодые люди выходят в жизнь, где им пригодятся не только предметные знания и умения, но и умение грамотно повести себя в разных жизненных ситуациях.                          

Поэтому, цель воспитательного процесса – способствовать формированию ситуативного поведения подростка в конкретных социальных обстоятельствах, направленного на решение жизненно важных проблем. Другими словами, применять функциональную грамотность не только в обучении, но и в воспитании школьников.

Функциональная грамотность (лат. - направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. 

В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей заучивать и повторять алгоритм определённых действий, а способствовать осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать  потребности в приобретении необходимой информации, овладении определённым способом действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может применить полученные знания и умения.

Основные признаки функционально грамотной личности – человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и способностями: 

- Способность выбирать и использовать различные технологии. 

- Способность видеть проблемы и искать пути их решения. 

- Способность учиться на протяжении  жизни. 

Функционально грамотный человек владеет механизмом быстрой адаптации в современном мире. 

Формирование Функциональной грамотности классным руководителем направлено на решение, в основном, бытовых проблем и связано с решением стандартных задач. Функциональная грамотность человека обнаруживается в конкретных обстоятельствах определенной ситуации. Результат его деятельности характеризует человека или как грамотного или как функционально неграмотного.

Например, читательскую функциональную грамотность в жизненной ситуации можно продемонстрировать с трёх сторон: со стороны автора статьи, который приносит материал в журнал, который имеет целью донести до читателей определённую информацию; редактора журнала, цель которого чтение и соотнесение содержания согласно требованиям журнала; и читателя, который может читать с целью извлечения информации или просто для развлечения и получения удовольствия. Человек, не владеющий читательской функциональной грамотностью, не сможет редактировать статью или извлечь из неё информацию, ради которой писалась статья. Так, многие молодые люди характеризуют роман  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», как детектив о том, как студент убил старушку …

Справедливости ради, следует заметить, что развитие функциональной грамотности это процесс, который длится всю жизнь. И термин функционально неграмотный человек относится только к настоящему моменту времени.

В качестве источников для заданий на внеурочных занятиях или классных часах используются вспомогательный материал из повседневной жизни: объявления, реклама, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать проблемные ситуации, ролевые игры такие как «Юный финансист», «Грани творчества», «Театральный сундучок», «День рожденья», «В кино с друзьями», «Подозрительные звонки и знакомства», «Безопасность в интернете», «Я  на улице» и т.д.

Формы занятий:

· ситуационная игра,

· образно-ролевые игры,

· исследовательская деятельность,

· практикум,

· мастер-класс,

· дискуссия, обсуждение.

В качестве приёмов для организации деятельности обучающихся и поддержки их мотивации можно использовать следующие: 

1. Для определения проблемы и цели - приёмы «Мозговой штурм», «Дерево целей», «Визуальное ранжирование», «Дерево проблем». 

2. Для поиска вариантов решения - «Цветок лотоса», «Анализ альтернатив». 

3. Для защиты проекта - «Шесть шляп мышления», «Круглый стол». 

4. Для рефлексии – «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Заверши фразу», «Мини–сочинение».

Функциональная грамотность учителя –  основа развития функциональной грамотности ученика. 

Современные педагоги отличаются от прошлых поколений тем, что они придерживаются компетентностного подхода. Последний подразумевает под собой общую систему формирования целей, разделения содержания, оценку результатов организационной и технологической структуры обучения.                                          

В компетентностном подходе происходит акцентирование не на усвоении материала и информативности, а на умении решать проблемы, преодолевать трудности с помощью полученного личного опыта.

Центральной точкой этого процесса является функциональная грамотность, потому что она подразумевает умение человека решать жизненные и профессиональные вопросы, используя прикладные знания. Чтобы происходило формирование функциональной грамотности учителя, он должен иметь такие компетенции, как:

- Профессиональную. Сюда относится решение профессиональных вопросов и основных задач, понимание и внедрение в образовательный процесс современных технологий, владение способами педагогической диагностики, организация оценочно-ценностной рефлексии.

- Коммуникативную. Навык разработки плана по выстраиванию отношений с людьми, объединять их для совместной работы над решением общих задач. Способность показывать результаты своей деятельности обществу, выбирать наиболее подходящие формы и методы демонстрации.

- Информационную. Результативный поиск, отбор нужной информации, её преображение под особенности образовательной программы и дидактических принципов. Применение в процессе обучения компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых учебных ресурсов.

- Правовую. Грамотное применение на занятиях законодательных и других нормативных правовых документов, а также узконаправленных актов и другой документации во время решения подходящих вопросов.

Развитие функциональной грамотности учителя делится на три уровня: личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.

В первом, личностном, уровне смотрят на то, насколько человек способен совершать определённую работу. Он тесно взаимодействует с позитивным типом мышления, основанного на том, что всё в мире подчиняется законам гармонии, добро всегда побеждает зло, а каждый человек имеет хорошие качества. Подобное оптимистическое мировоззрение раскрывает новые возможности и ресурсы в профессиональной сфере.

Не менее важным качеством личности учителя считается умение реально смотреть на свою работу и владеть самоконтролем, осознавая, что только он ответственен за свои действия, а не окружающие люди или сложившаяся ситуация. Личностный уровень функциональной грамотности – это комплекс устойчивых личностных качеств и стиль преподавания.

Под личностно-профессиональным уровнем подразумевается пригодность для работы в сфере образования. Это деятельность по реализации педагогического процесса. Профессиональное развитие – естественный вид самореализации педагога, в основе которого лежит навык объединения всех субъектов образования, организации развития и воспитания обучающихся. 

К профессионально-техническому уровню относится полное постижение знаний, умений и навыков, современных образовательных и информационных технологий в конкретной сфере деятельности, цель которого заключается в развитии учеников. 

На формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д.

Требования к компетентностям классного руководителя, если он ставит задачу формирования функциональной грамотности воспитанников.

Классный руководитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют функциональную грамотность. Только тогда учитель сможет целенаправленно использовать задания по функциональной грамотности в воспитательном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания.

Классный руководитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) деятельности учащихся. А это - педагогическая компетентность.

Классный руководитель должен быть компетентен в разработке и создании плана занятия: уметь удерживать или переводить внимание воспитанников, применять на своих занятиях различные формы подачи информации: посредствам фото, видео, аудио или  компьютера.

Классный руководитель должен быть компетентен в руководительстве классом: поддерживать высокий уровень активности учащихся, использовать многообразие форм воспитания.

Классный руководитель должен уметь организовать условия, которые дают возможность ученикам максимально принимать участие в воспитательном процессе, проявлять самостоятельность: индивидуальные задания в коллективе и в паре, эмоциональная вовлечённость учащихся, выстраивание взаимоотношений в классе.

Классный руководитель должен уметь строить своею деятельность так, чтобы она как можно лучше подходила ученикам: разделение заданий по уровню сложности и объёму, самостоятельная работа и ответная реакция, применение творческих заданий.

Классный руководитель должен владеть различными способами оценки: инструментов оценивания, партнёрская оценка, личное самооценивание или в группе.

Когда классный руководитель сам вовлечён в процесс деятельности, создаётся нужная атмосфера в классе: дети принимают энергичное участие в жизни класса, они активны, им интересно всё, что происходит на занятиях, они отвечают эмоционально и нестандартно. Атмосфера на занятиях живая и воодушевляющая, дети чувствуют себя комфортно.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN