Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Фитнесс как инновационная технология физической культуры

Дата публикации: 2023-03-22 14:22:58
Статью разместил(а):
Адонин Александр Александрович

Фитнесс как инновационная технология физической культуры

Fitness as innovative technology of physical culture

 

Авторы:

Адонин Александр Александрович

ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия

E-mail: a.adonin073@yandex.ru

Adonin Alexander Alexandrovich

Lyceum № 9, Belgorod, Russia

E-mail: a.adonin073@yandex.ru

Чернышов Дмитрий Андреевич

ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия

E-mail: dmitrij.chernyshov.1998@inbox.ru  

Chernyshov Dmitry Andreevich

Lyceum № 9, Belgorod, Russia

E-mail: dmitrij.chernyshov.1998@inbox.ru

 

Аннотация: В статье проанализировано понятие и описано содержание фитнесса как инновации в физической культуре. Выделены основные этапы преобразований. Даноопределение технологии. Представлены группы научно обоснованных фитнесс-технологий.

Annotation: The article analyzes the concept and describes the content of fitness as innovations in physical culture. The main stages of transformations are highlighted. The definition of technology is given. Groups of scientifically based fitness-technologies are presented.

Ключевые слова: фитнесс, педагог, физическая культура.

Keywords: fitness, teacher, physical culture.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

В период быстро и интенсивно меняющегося современного мира становятся актуальными вопросы инноваций в системе образования подрастающего поколения и его физическая культура. Меняются представления и взгляды людей на роль двигательной активности для здоровой жизни, благополучия и успешности. Все больше специалистов различных отраслей человеческой деятельности обращают внимание на вопросы оздоровления людей. В этой связи «… возникают новые социо-культурные явления, признанные решать первоочередные задачи, стоящие перед человечеством» [5 с.61].

К числу таких явлений относится «Фитнесс». Слово «фитнесс» в переводе с английского означает «годность, пригодность» (от «to be fit for» быть пригодным.

Специалисты В.Е. Борилкевич, Т.А. Кудра, Е.Г. Сайкина, Б.Д. Френкс, Э.Т. Хоули высказываются об отсутствии понятийного единства в характеристиках фитнесса. Вместе с тем, В.В. Незгодинская из анализа определений данных различными авторами выделяет объединяющее и считает, что: «… фитнесс можно определить как систему физкультурно-оздоровительных методик и программ, составленных с учетом возрастных, половых и физиологических особенностей человека, направленных на улучшение и формирование здоровья, а также позволяющих изменить формы тела, вес и надолго зафиксировать полученные результаты».

В определении специфических особенностей фитнеса Е.Г. Сайкина и Г.Н. Пономарев указывают, что фитнесс – это инновационное направление оздоровительной физической культуры, совокупность передовых технологий, средств, методов, форм и современного оборудования способствующие оздоровлению, повышению физической культуры.

Однако, следует отметить, фитнесс утвердил себя как совокупность средств для достижения разностороннего физического развития человека, коррекции и реабилитации физических и функциональных нарушений, он же существует и как вид спорта. Спортивный фитнес широко представлен в соревновательном бодибилдинге и как разновидность гимнастики.

Термин «фитнесс» употребляется в различных значениях и по мнению Е.О. Ковшура (2013) может быть назван: общий (социальный, физический, духовный, психологический), физический и спортивно ориентированный. Находясь в динамическом процессе, фитнес постоянно развивается, дополняется и совершенствуется, включая все новые составляющие. Инновационная сущность этого явления как характерное изменение в традиционной системе физической культуры была описана в трудах И.А. Колесниковой (2001), Е.Г. Сайкиной (2012), Ж.Е. Фирилевой (2013).

 Из западной культуры фитнесс пришел в отечественную физическую культуру в 80-е – 90-е годы. В этот период четко выделяют начальный этап формирования нового явления. Внедрение его в нашу жизнь предопределило становление индустрии фитнесса в России. Следом за списком фитнесс-услуг появились системы подготовки специалистов по фитнессу. Все это стало этапом трансляции и распространения инновации. Можно утверждать, что фитнесс имеет прочную связь со временем, так как отвечает современным общественным запросам, решая актуальные задачи:

- приобщение людей разных возрастных групп к систематическим занятиям физическими упражнениями через повышение интереса;

- удовлетворение разнообразных потребностей в двигательной активности;

- изменение показателей, в сторону улучшения, уровня здоровья населения страны.

Одновременно, фитнесс стал ярким событием в культурной жизни общества. Он и исходная точка, и средство прогресса. Использование музыкального сопровождения из разных народных культур, в различных фитнес-программах, позволяет говорить о его связи с мировой культурой [2].

Наконец, фитнесс – это новые виды двигательной активности, не существовавшие в таком виде ранее. Речь идет о программах: степ-аэробика, фитбол-аэробика, тайбоаэробика, аква-аэробика, йога-пилатес, аэро-йога, джампинг, кик-фит, зумба и др. В свою очередь новые виды двигательной активности побуждают к появлению новых видов спорта (спортивная аэробика, фитнес аэробика, бодибилдинг и др.). Регулярные занятия фитнесом расширяют физкультурные технологии с применением новых средств, форм и методов организации занятий, нового спортивного инвентаря и оборудования (степ платформы, нудлы, тренажеры, танцевально-ритмические занятия в воде и на батуте, … и др.).

Благодаря развитию фитнес-индустрии, формированию ее управленческой структуры появляются новые специальности. Теория и методика физической культуры обогащается новой терминологией. Появление все новых и новых фитнес-программ, фитнестехнологий побудило научное сообщество к их обоснованию, проверке эффективности.

Основным проводником фитнеса, его идей является педагог. В этой связи, необходимость кадровой подготовки для фитнес-индустрии подтолкнуло к дополнению, коррекции и пересмотру содержания системы обучения специалистов среднего и высшего профессионального образования по физической культуре и спорту. Так стали актуальными специализированные программы подготовки и переподготовки, курсы повышения квалификации, а в рамках конкурсов профессионального мастерства молодых профессионалов WorldSkills Russia с 2016 года, появилась компетенция под названием «Физическая культура, спорт и фитнесс» [1].

Следует подчеркнуть, что внедрение и широкое распространение фитнесса потребовало от специалистов и нашего общества в целом интеллектуальных, творческих, организационных, материальных вложений. Как результат, появилась новая логика общественного мышления, можно ее назвать идеологией фитнеса. В самом общем смысле, она выражается как первостепенность ожидания от занятий физическими упражнениями решения задач оздоровления, повышения дееспособности, счастливого долголетия через личностный интерес множественную вариативность и свободу выбора. Таким образом, специалисты отмечают, что фитнесс прочно опираясь на идеи, традиции, средства, методы, формы традиционной физической культуры их дополнил новым содержанием, обновил существующие подходы к их применению и следовательно - «является инновацией на современном этапе развития оздоровительной физической культуры» [3].

Так как в основе целеполагания идеологии фитнесса все же лежит приоритет здоровья человека, то все существующие и вновь создаваемые фитнес-технологии несут оздоровительную направленность. В свою очередь фитнесс-технология, развиваясь интегрирует в образовательную, спортивную, рекреационную и реабилитационную деятельность человека. Теория и методика оздоровительных видов гимнастики и фитнесса, как ее компонента описана в трудах В.И. Григорьева, В.Д. Кряжева, Ю.В. Менхина, Е.Г. Сайкиной.

В педагогическом процессе физического воспитания долгое время было неприемлемым использовать термин «технология», считая невозможным построить и точно воспроизвести задуманное, не ориентируясь на интуицию, ситуацию текущего момента, не используя экспромт в достижении поставленных задач. Однако профессор С.П. Евсеев (2016) обращает внимание на то, что план-конспект урока и есть начало технологии, а «технология обучения», или «педагогическая технология» и есть заранее спроектированный учебно-тренировочный, учебно-воспитательный процесс.

Термин «технология» рассматривают от составляющих - греческого «techne» искусство, мастерство и «logos» учение. В самом общем смысле технологию можно понимать как систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение поставленных задач. В научной литературе описаны четыре основных подхода в определении педагогической технологии:

- как дидактическая концепция, часть педагогической науки;

- педагогическая система;

- педагогический процесс;

- алгоритм деятельности.

Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является технология как алгоритм деятельности участников педагогического процесса, учителя и учащихся, преподавателя и студента, инструктора и клиентов [6 с.6].

С ориентиром на исследования основных групп фитнеса В.И. Григорьевым и В.С. Симоновым (2006), списка предложений фитнесс-услуг клубов, а также анализа содержания международных фитнесс-конвенций профессор Е.Г. Сайкина описывает пять подходов в создании фитнесс-технологий:

1. Эклектический подход – характеризуется переносом этнических традиций разных стран мира в создании новой фитнес-технологии.

2. Синергетический подход – на основе интегрируемых технологий существующих видов физической культуры и их модернизации с сохранением принципа системности.

3. Традиционно ориентированный подход – при сохранении традиционных видов двигательной активности добавляются внешние современные и привлекательные атрибуты.

4. Синтетический подход – сочетание традиционных и нетрадиционных видов двигательной активности в одной технологии.

5. Диверсификационный подход – множественность вариантов занятия одного вида.

Фитнесс-технологии – это, прежде всего, технологии, обеспечивающие результативность в занятиях физической культурой оздоровительной направленности. Более точно их описывают как совокупность научно обоснованных способов, шагов, приёмов, сформированных в заданном алгоритм действий, реализуемый определённым образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного оборудования и инвентаря [5].

Учитывая объективные изменения в области физической культуры, а фитнесс-индустрию как первооснову создания фитнесс-технологий, можно уверенно делать вывод о принадлежности фитнесса к инновационному социокультурному феномену в области физической культуры и спорта. Фитнесс-технологию, как современное и привлекательное в разновозрастной среде средство достижения эффекта здорового стиля жизни.

 

Литература:

1. Жован Г.Ф., Кондаков В.Л., Усатов А.Н., Сиденко О.С. О проблемах в подготовке студентов специальности «Физическая культура» к участию в конкурсе профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.7. №1. С. 3-13.

2. Крамской С.И. Физическая культура для студентов среднего профессионального образования: учебное пособие / С.И. Крамской, Д.Е. Егоров, И.А. Амельченко и др.; под ред. С.И. Крамского, Д.Е. Егорова. – Белгород: БГТУ, 2020. – 148 с.

3. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры / Е. Г Сайкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. – № 68. – С. 182-190.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN