Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Фрагменты из этических диалогов с учениками

Дата публикации: 2023-04-10 12:42:26
Статью разместил(а):
Звягинцева Светлана Михайловна

Фрагменты из этических диалогов с учениками

Fragments from ethical dialogues with students

 

Автор: Звягинцева Светлана Михайловна

МОАУ "СОШ № 163", Россия

E-mail: zvsveta@mail.ru

Zvyagintseva Svetlana Mikhailovna

Secondary school No 163, Russia

E-mail: zvsveta@mail.ru

 

Аннотация: Данные тезисы курса «Фрагменты из этических диалогов с учениками» в рамках системы воспитательной работы с подростками освещают актуальные проблемы нравственного воспитания в школе, анализ возможностей классного часа с точки зрения развития у школьников нравственной самооценки, готовности их к самоанализу. В проведение таких классных часов включаются разные виды педагогических задач, тестов, упражнений, игр, совместных рассказов.

Abstract: These theses of the course "Fragments from ethical dialogues with students" within the framework of the system of educational work with adolescents highlight topical problems of moral education at school, analysis of the possibilities of the class hour from the point of view of the development of moral self-esteem in schoolchildren, their readiness for introspection. The conduct of such class hours includes different types of pedagogical tasks, tests, exercises, games, joint stories.

Ключевые слова: этические знания, нравственный опыт, эмоциональное развитие, нравственные законы бытия, искусство общения, правила культуры поведения, самоанализ и самовоспитание.

Keywords: ethical knowledge, moral experience, emotional development, moral laws of being, the art of communication, the rules of the culture of behavior, introspection and self-education.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Опыт, накормленный мною, позволяет мне поделиться своими мыслями, сделать определённые выводы. Я рассматриваю классные часы «Этические диалоги с учениками» как часть (и очень важную часть) общей работы по нравственному воспитанию школьников. Такие занятия не только дают сведения, формируют понятия, развивают интеллект, но и развивают эмоции, чувство причастности к коллективу.

Нравственные нормы – это не врождённые знания. Чтобы достойно жить среди людей, каждый ученик должен овладеть ими в полной мере. Мы выполняем в школе упражнения по русскому языку, математике и т.д., но нет в учебниках упражнений о нравственных законах бытия. Главный нравственный вопрос, на который каждый школьник должен себе ответить: «Какой я человек и каким человеком хочу стать!» На эти вопросы помогут ответить ребятам этические диалоги, включённые в систему воспитания. Занятия проходят в определённое время, отведённое расписанием (это классный час). Эти этические диалоги – попытка к приобретению знаний о себе (образ «Я»). –

Основная ценность, актуальность такие этических диалогов с учениками в последовательной и умелой ориентации учителя на воспитание личности, умеющей самостоятельно оценивать окружающее, делать свой независимый выбор и нести за него личную ответственность. А это всегда тяжело.

Для меня такой опыт проведения классных часов тоже был не очень простым и лёгким. Но эта работа оправдала себя, потому что ребята относились к занятиям с большим интересом. Родители, с которыми в начале учебного года я обсуждала целесообразность ведения таких бесед на классных часах, потом интересовались реакцией детей на те морально-этические проблемы, которые мы обсуждали. Следовательно, такие диалоги нужны и ученикам, и родителям.

Практическая часть. Цель этических диалогов – формирование нравственных знаний, убеждений и накопление нравственного опыта поведения, отношений с окружающими.

Этические диалоги с учениками предполагают решение следующих задач:

· обеспечивать единство и взаимосвязь формирования моральных знаний, умений и навыков поведения, опыта нравственных отношений с окружающими и сверстниками;

· предусматривать развитие у школьников нравственной самооценки, готовить их к самоанализу, помогать в самовоспитании.

Содержание и задачи определили четыре раздела курса: этика общения, этика и этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе.

Вот некоторые темы классных часов. «Внешняя и внутренняя воспитанность человека»; «В школе ты хозяин и гость»; «Мы живём среди людей»; «Умей быть благодарным»; «Дружба начинается с улыбки»; «Этика в твоей жизни»; «Оглянись внимательно вокруг» и т.д.

Классный час проходит один раз в неделю в определённое время, по расписанию уроков.

Ресурсное обеспечение. Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся». Библиотечный фонд школы, читальный зал. В наличии электронная информационно-образовательная среда - имеется доступ учеников к цифровой (электронной) библиотеке. Компьютерная и мультимедийная техника, интернет-ресурсы.

Краткое описание результатов реализации практики. В ходе этих занятий (классных часов) у ребёнка появляется возможность и желание осознать уникальность своей личности и своего внутреннего мира. Содержание этических диалогов толкает ребят к размышлению о нравственных проблемах. В своих размышлениях ребята опираются на литературный материал, на свой небольшой жизненный опыт и мнение старших (родителей, учителей). Такие диалоги приносят ребятам радость от духовных открытий, от труда ума и сердца. Дети учатся говорить, слушать других, спорить. На таких классных часах царит атмосфера непринуждённости, дружеского тепла. Эти беседы будят мысль детей, вызывают желание думать, анализировать, учат создавать себя.

Данный курс «Этические диалоги с учениками» позволил ребятам выработать в себе такие нравственные качества, как честность, бескорыстие, ответственность. Они приобщились важнейшим этическим ценностям: любви, уважению, терпимости, верности, состраданию, вежливости. Вот несколько выдержек из сочинений учеников 5 класса. «Благодаря нашим классным часам я во многом изменилась. Я узнала, что такое покаяние, самооценка, настоящая дружба». «Благодаря этим беседам я теперь могу дать совет другу, если он попал в затруднительное положение».  А вот отзывы учеников старших классов. «За этот год я научилась мыслить более глубоко., идти на уступки, любить людей всем сердцем, прощать себя и тех, кто меня обидел, ценить себя и окружающих, и вообще -то я познала первую духовную ступень в моей жизни. И почти всё это благодаря нашим беседам на классном часе». «На классном часе забываешь про всё, вокруг тебя царит только добро и любовь» Это прекрасный урок. В нём есть всё, что поможет стать людям добрее друг к другу».

Итак, курс «Этические диалоги с учениками» учит ребят, исходя из проблем сегодняшнего дня. «Если воспитатель останется глух и нем к законным требованиям времени, тем самым лишит свою школу жизненной силы», - так говорил К.Д. Ушинский. Мне кажется, что всё это учтено в данном курсе.

 

Литература:

Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов. Москва, «Школа-Пресс», 1998г.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN