Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Условия обучения медиаторов-ровесников школьной службы примирения в образовательной организации

Дата публикации: 2023-05-18 12:09:48
Статью разместил(а):
Матрусенко Людмила Викторовна

Условия обучения медиаторов-ровесников школьной службы примирения в образовательной организации

Conditions for the training of mediators of the same age as the school conciliation service in an educational organization

 

Автор: Матрусенко Людмила Викторовна

МАОУ "СШ № 76", г. Красноярск, Россия.

Email: lyulya_may@list.ru

Matrusenko Lyudmila Viktorovna

Secondary school № 76, Krasnoyarsk, Russia.

Email: lyulya_may@list.ru

 

Аннотация: В статье автор описывает работу школьной службы примирения на примере средне образовательной школы, которая самостоятельно организует условия для обучения медиаторов-ровесников.

Annotation: In the article, the author describes the work of the school reconciliation service on the example of a secondary school, which independently organizes the conditions for the training of peer mediators.

Ключевые слова: служба примирения, медиация, медиаторы.

Keywords: conciliation service, mediation, mediators.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

В настоящее время случаи конфликтов между обучающимися с физическим и моральным насилием, буллинг, проявления необоснованной детской и родительской агрессии в адрес преподавательского состава и образовательных организаций не редкость. Однако, несмотря на публичное обсуждение подобных ситуаций, привлечение к решению данных проблем специалистов, ситуация, в целом, значительно не меняется.

Традиционные средства разрешения конфликтов, которые применялись в образовании педагогами до недавнего времени, такие, как беседа и увещевания, наложение дисциплинарных, административных взысканий, больше похожие на наказание, зачастую не помогают разрешить спор, преодолеть конфликт. Чаще всего проблема остается неразрешенной и постоянно дает о себе знать. Исходя из этого, можно говорить о неэффективности применяемых процедур для решения и профилактики конфликтных ситуаций во многих образовательных организациях. В последнее время для разрешения спорных и конфликтных ситуаций все чаще используется медиация.

Медиация как метод альтернативного разрешения спора может широко использоваться для урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних в образовательной системе, в том числе, в качестве профилактики конфликтов и социально опасного поведения. Старт развития такого направления как школьная медиация был дан Национальной стратегией действий в интересах детей и Концепцией развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.

Медиация – это неформализированная процедура, в которой большое внимание уделяется комфорту участников спора. Медиация в образовании (школьная медиация) является одним из отраслевых направлений медиативной практики и имеет целью предупреждение и разрешение конфликтов в образовательной деятельности. Школьная служба медиации – важнейшая составляющая при внедрении медиативных технологий в образовательные организации, при этом деятельность медиаторов заключается не только в их посредничестве с обучающимися, но и в использовании таких моделей взаимодействия, как «медиатор – педагог», «медиатор – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», «медиатор – родитель», «педагог – родитель» и т. д. [2].

В нашей образовательной организации реализует работу школьной службы примирения, целями которой является: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков; распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; помощь в разрешении конфликтных ситуаций в рамках реализации примирительных программ. Основные направления работы школьной службы примирения:

· проведение примирительных программ для участников конфликтов;

· обучение педагогов, родителей и школьников методам урегулирования конфликтов;

· информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Принципами работы школьной службы медиации являются:

· принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации работы службы, а также обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе);

· принцип конфиденциальности (обязательство школьной службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения);

· принцип нейтральности (запрет на принятие школьной службой примирения стороны одного из участников конфликта).

Работа школьной службы примирения включает в себя следующие обязательные этапы практической деятельности:

1) обучение педагогов-кураторов, повышение квалификации медиаторов (педагогами-кураторами школьной службы примирения являются психолог, социальный педагог, медиатор–учитель);

2) обучение учащихся 7-х классов педагогами-кураторами основным приемам, техникам, инструментам школьной медиации (в форме лекций, практикумов, специально созданных искусственных ситуаций);

3) обучение учащихся 4-х классов учащимися 7-х классов основным приемам, техникам, инструментам школьной медиации);

4) знакомство всех учащихся со школьной службой примирения;

5) обращения школьников с целью разрешения конфликтных ситуаций;

6) разрешение конфликтов, реализация восстановительной медиации;

7) рефлексия медиативной деятельности (ежемесячные встречи членов службы примирения основной и начальной школы).

Сегодня это направление отражено в Межведомственном плане по реализации Концепции до 2025 г. и Плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, п. 111 (до 2027 г.).

Развитие школьных служб медиации нашло свое отражение в нормативно-правовых актах, которые отражают государственный заказ в сфере образования и защиты детства, а также в потребности образовательных организаций в повышении психологической безопасности образовательной среды с помощью развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса и недостаточностью использования метода школьной медиации, восстановительного подхода в настоящее время.

Но при практической реализации, мы сталкиваемся с противоречием: существует запрос государства на внедрение служб примирения/медиации в ОУ с одной стороны, и отсутствие единых требований, программ по подготовке медиаторов в среде учащихся ОУ с другой.

Формирование группы школьников–медиаторов через «группы равных» является неотъемлемой составляющей создания и деятельности служб школьной медиации. «Группы равных» – это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Действия школьников-медиаторов в их работе по распространению знаний о медиации и об основах позитивного общения среди младших и средних школьников курируют руководители, которые прошли обучение методу школьной медиации. Школьники из «групп равных» участвуют так же в разрешении споров между учениками и взрослыми.

В этом случае сомедиатором взрослого медиатора выступает участник «Группы равных». Таким образом, соблюдается выполнение принципа равноправия участников и равной удалённости медиатора от участников спора. Следовательно, школьная медиация – это своеобразная школа общения.

Как психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ, медиативные технологии могут быть использованы для повышения социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности обучающихся, психологической поддержке деятельности детских объединений, ученического самоуправления, профилактики правонарушений. Сложностью в данной работе, помимо прочих, является проблема того, что учащиеся старших классов учатся на медиаторов, начинают практику в службе примирения и вскоре заканчивают школу.

Таким образом, приходится постоянно менять состав, обучать участников и остается важной проблема недостаточной разработанности условий обучения медиаторов-ровесников в условиях службы примирения.

Мы можем сделать вывод, что при отсутствии системной работы, разработанной программы для обучения школьников-медиаторов, функционирование службы примирения будет эпизодичным и неэффективным.

 

Список литературы:

1. Дерюгина М.В., Бернадина Д.А. Реализация наставничества в деятельности школьной службы примирения // Universum: психология и образование. 2021. №. 7 (85). С. 14-19.

2. Коршунова В.В., Жирина М.Л., Михальченко Т.А. Практические приемы медиации для разрешения конфликтов в образовательной среде: опыт Красноярского края // М422 Медиация в образовании: поликультурный контекст: мате. 2022. С. 122.

3. Куроедова К.И. Подготовка подростков к работе в школьной службе примирения (медиации) // Научный потенциал. 2021. №. 1-1. С. 49-52.

4. Мигунова А.В. Школьные службы медиации и примирения: текущее состояние и перспективы развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. №. 4 (64). С. 97-104.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN