Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Модель реализации направления "Финансовая грамотность" в средней школе

Дата публикации: 2024-04-21 21:22:46
Статью разместил(а):
Ситникова Юлия Валерьевна

Модель реализации направления "Финансовая грамотность" в средней школе

Implementation model for the “Financial Literacy” in secondary school

 

Автор: Ситникова Юлия Валерьевна

МОУ "СОШ № 1", г. Богданович, Свердловская область, Россия.

e-mail: sitnikova.iuliya2014@yandex.ru

Sitnikova Iuliia Valerevna

School 1, Bogdanovich, Sverdlovsk region, Russia.

e-mail: sitnikova.iuliya2014@yandex.ru  

 

Аннотация: Данная работа является примерной работой, с которой можно заявиться на  Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности, номинация: Лучшая модель реализации программы финансовой грамотности. Следовательно, я хочу рассказать о том, как я реализую направление «финансовая грамотность» на базе нашего образовательного учреждения. 

This work is an example of work with which you can enter the All-Russian competition of professional skills of financial literacy teachers, nomination: The best model for implementing a financial literacy program. Therefore, I want to talk about how I implement the “financial literacy” area on the basis of our educational institution.

Ключевые слова: финансовая грамотность, школьная программа.

Keywords: financial literacy, school curriculum

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.  

 

Программы обучения, которые действуют сегодня в системе российского образования, охватывают все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с достаточно высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников был устранен – в школах РФ вводят элементы финансовой грамотности в различные общеобразовательные предметы. Например в такие, как обществознание и право, в рамках которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права потребителей.

 25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в РФ. Документ действует до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечивает координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.

Необходимость внедрения элементов финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и различными мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками экономических взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Всё это делает внедрение основ финансовой грамотности в современные школы достаточно актуальным. Именно поэтому с 2017 года я работаю над темой самообразования «Внедрение основ финансовой грамотности в образовательную, внеурочную и воспитательную деятельность образовательной организации». Упор я, конечно, делаю на внедрение элементов финансовой грамотности в те предметы, которые преподаю (обществознание, право, экономика и история).

В 2017 году мною была создана методическая разработка по теме "Необходимость и способы формирования финансовой грамотности школьников в образовательном процессе". Данная методическая разработка опубликована в журнале "Технологии Образования" № 2(12)2021 от 05.04.2021.

Данная методическая разработка и результаты экспериментального исследования были представлены на педагогическом совете МОУ СОШ № 1 от 27.08.2020, на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания ГО Богданович от 01.11.2018 г. и имеет положительное экспертное заключение руководителя методического объединения и коллег.

Номинация, в которой я заявилась на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности звучит так: Лучшая модель реализации программы финансовой грамотности. И сегодняя хочу рассказать о том, как я реализую направление «финансовая грамотность» на базе нашего образовательного учреждения. С 2017 года и по настоящее время на основе своей методической разработки «Необходимость и способы формирования финансовой грамотности школьников в образовательном процессе» я курирую работу по формированию финансовой грамотности обучающихся. Я считаю, что только внедрения в образовательный процесс курса внеурочной деятельности по рациональному пользованию финансами – мало. Поэтому различные мероприятия по финансовой грамотности ежегодно входят в план работы. Если мы хотим получить на выходе из школы финансово грамотного выпускника, необходимо проводить комплексную работу по данному направлению.

Комплекс мер, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся

1. Создание образовательных программ по основам финансовой грамотности, которые должны быть ориентированы на учет возрастных, образовательных, культурных особенностей обучающихся, материалы и задания должны быть доступными, соответствовать содержанию федерального государственного образовательного стандарта по обществознанию. При разработке программ по основам финансовой грамотности нужно учитывать возрастные особенности школьников, что позволит сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, а это даст возможность школьникам избежать ошибок в их будущей взрослой жизни.

Как учитель-предметник я стараюсь разнообразить формы внеурочной работы по истории и обществознанию. Мною разработана авторская программа по курсу «Финансовая грамотность». Данная программа разработана для обучающихся основного общего образования (7-9 класса). Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы  

2. Необходимо применять различные формы и модели организации образовательного процесса при изучении основ финансовой грамотности (уделять большое внимание как теоретическому, так и практическому аспектам изучения основ финансовой грамотности на разных ступенях обучения; включить финансовую проблематику в традиционные учебные предметы (5-9 классы - обществознание, математика, история, курсы внеурочной деятельности, 10-11 классы – обществознание, экономика, право, элективные курсы).Рабочие программы учебных предметов, в которые будет внедряться модуль по основам финансовой грамотности, внеурочной деятельности должны быть больше проблемно-ориентированными, чем описательными. Обучающиеся лучше воспримут материал, поданный в проблемной форме, развивающей компетенции потребителя, нежели чем описания финансовых институтов и услуг как таковых Современные дети очень активно и охотно реагируют на то, что пишут в социальных сетях, я использую медиапространство, чтобы заинтересовать их.

3. Проведение общешкольных мероприятий, посвященных финансовой грамотности. Традиционно школьными методическими объединениями проводятся предметные декады с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся. Ежегодно в МОУ СОШ № 1 проходит увлекательная и интересная декада финансовой грамотности. Я, как руководитель школьного методического объединения и как куратор данного направления в школе, полностью разрабатываю, организовываю и провожу декады (недели) финансовой грамотности.

4. Активизация взаимодействия ОО с финансовыми структурами, что создаст возможность получения информации и опыта от первого лица. Обучающиеся нашей школы ежегодно участвует в онлайн-уроках по финансовой грамотности, проводимых Центральным Банком РФ и Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. Также ребята участвуют и в тематических уроках.

4. Профессиональная подготовка педагогов в сфере финансового образования. Как учитель, работающий в современной школе, предъявляющей высокие требования к подготовке своих педагогических работников, я постоянно и своевременно повышаю свою квалификацию путем участия в семинарах курсах повышения квалификации, организуемых ИРО Свердловской области и вебинарах, проводимых ведущими специалистами, обучаюсь на дистанционных курсах и мастер-классах различных интернет-сообществ.

5. Постоянный обмен опытом между педагогами, работающими по направлению «финансовая грамотность».

6. Транслирование собственного опыта и положительных результатов всему педагогическому сообществу. Как учитель – предметник, руководитель школьного методического объединения,  куратор направления «Финансовая грамотность» принимаю активное участие в методической работе школы, выступаю на заседаниях педсовета, районном и школьном методическом объединении учителей истории и обществознания, учителей творческого цикла, работаю по распространению собственного педагогического опыта.                                                                                                                                                  

Год участия

Вид методической работы

2017

Представление собственного педагогического опыта на педагогическом совете «Инновационная культура педагога в контексте профессионального мастерства». Доклад на тему: Формирование предпринимательских компетенций на уроках обществознания. 

2018

Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ 1 «Профессиональное развитие педагога как условие качества образования» с анализом деятельности МОУ СОШ 1 за 2017-2018, как руководитель ШМО учителей художественно - спортивного цикла. Во время представления своего доклада, я рассказала коллегам о необходимости профессионального развития педагога путём посещения курсов повышения квалификации, немного познакомила коллег с тем, что узнала на последних, посещённых мною курсах «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»

2018

Представление собственного педагогического опыта на заседании районного методического объединения. Выступление на тему: «Формирование финансовой грамотности школьников в образовательном процессе и возможные пути решения данного вопроса».

2018

Выступление на школьном методическом объединении, в качестве руководителя ШМО учителей художественно-эстетического цикла и физкультуры. Публичная защита рабочей программы «Основы финансовой грамотности».

2018

Открытый урок истории в 5 классе на тему: «Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век», в рамках Декады Педмастерства. На школьном сайте опубликована статья о данном мероприятии «Такая нескучная история». На совещании, во время анализа открытых уроков, был затронут вопрос о приёмах введения элементов финансовой грамотности на уроках истории (на примере счёта лет в истории).

2019

Участие в проведении мастер-класса для педагогов «Банковские услуги и продукты. Расчёт и выбор.» на базе регионального методического центра по финансовой грамотности Уральского института управления – филиала РАНХиГС.

2019

Проведение общешкольного классного часа на тему «Каждый станет избирателем!», посвящённого Дню молодого избирателя. В разработку данного мероприятия были включены элементы финансовой грамотности. Информация об этом мероприятии была опубликована на школьном сайте статья об этом мероприятии была опубликована в Информационном бюллетене Богдановичской районной территориальной избирательной комиссии, выпуск №1, июнь 2019.

2019

Доклад на тему «Здоровым быть здорово» на совещании педагогического коллектива в рамках недели, посвященной Всемирному дню Здоровья. Во время доклада коллегам была предложена рекомендация провести беседы с обучающимися на тему: «Финансовая грамотность – фактор здоровья», желающие могли ознакомиться с примерным конспектом такой беседы.

2019

Посещение Областной августовской конференции (ЭКСПО) г.Екатеринбург (секция, посвящённая работе с детьми с ОВЗ), выступление в прениях по вопросу «Внедрение элементов фин. грамотности для особых категорий обучающихся».

2020

Публичная защита аналитического отчёта «Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период с 2017 по 2019 годы» в рамках проведения процедуры аттестации педагогических работников, по итогам защиты была присуждена высшая квалификационная категория. В данном отчёте я подробно остановилась на вопросе, как внедрение элементов финансовой грамотности в образовательный процесс влияет на результат ОГЭ и ЕГЭ по предмету обществознание.

2022

Проведение открытого интерактивного мероприятия по финансовой грамотности в формате мастер-класса по теме «Потребности и ресурсы», как зачётного в рамках обучения по программе «Интерактивные форматы в финансовом воспитании школьников 5-8 классов».

Я стараюсь активно продвигать свой педагогический опыт путем публикаций собственных разработок уроков и внеклассных мероприятий в интерактивных журналах, участием в фестивалях педагогических идей и т.д. Разработала персональный сайт педагога в социальной сети работников образования, на котором размещаю разработки уроков и внеклассных мероприятий, рабочие программы, дидактический материал.

7. Разработка контрольно-измерительных инструментов оценки полученных знаний и регулярное тестирование обучающихся по основам финансовой грамотности.Участие обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах. Работа с обучающимися дает положительные результаты: участники, призеры и победители конкурсов, научно-практических конференций разного уровня не только по истории и обществознанию, но и по финансовой грамотности, экономике. Я привлекаю школьников к участию в проектах, исследованиях, защита которых осуществляется на уроках, школьных, муниципальных и региональных научно-практических конференциях .

6. Привлечение родительской общественности в оказании помощи организации образовательного процесса по данному направлению.

7. Работа с обучающимися в сфере профессиональной ориентации, привлечение социальных партнеров.

В заключение хочу сказать, что изучение основ финансовой грамотности не только формирует современного грамотного рационального потребителя, но и помогает выпускникам 9-х классов справиться с одним из предметов ГИА. Ежегодно большое количество выпускников МОУ СОШ № 1 г. Богданович выбирают предмет обществознание для сдачи ГИА.

Учебный год

ОГЭ, кол-во уч-ся

2017

27  (74 %)

2019

15 (75 %)

2021

48 (94%)

Целенаправленная работа по подготовке учащихся к ГИА позволяет добиваться стабильных результатов. Несколько заданий первой части (тестовой) КИМ по обществознанию затрагивают элементы финансовой грамотности, а задание №6 полностью основано на этом. Обучающиеся успешно сдают ОГЭ по обществознанию (успеваемость 100%), возможно благодаря тому, что параллельно они участвуют в мероприятиях по финансовой грамотности.

Освоение социальных норм и правил поведения, формирование основ правового и экономического мышления – одни из показателей владения теоретическими знаниями по предметам история и обществознание. Но большее значение и ценность имеет умение применить полученные знания в реальной жизни. Формирование практических навыков и способов деятельности достигается про помощи применения в процессе обучения разнообразных педагогических приемов и методов. Возможность практического применения знаний и отработка умений на уроках позволяет сделать изучение данных предметов увлекательными и интересными для всех учеников, независимо от теоретической подготовки и обеспечить посильность восприятия учебного материала для учащихся.

Среди обучающихся основной школы (5-9 классы) в начале 2018-2019 учебного года проводился опрос (анкетирование), в ходе которого было выявлено, что 53 % обучающихся с интересом приступили к изучению основ финансовой грамотности. Процент заинтересованных в обучении к концу учебного года возрос до 84 %, что обусловлено, по моему мнению, тем, что некоторые обучающиеся осознали важность/практическую полезность изучаемого материала (задания по финансовой грамотности включены в задания ОГЭ по обществознанию), а также отметили разнообразные, интересные формы работы на уроке и в целом - в школе.

 

Список литературы:

1. Ветказова С. Одной смекалки мало. Российским подросткам требуются иные образовательные программы по финансовой грамотности // Управление школой - Первое сентября. — 2014. — № 12. — С. 22-23.  

2. Патрушева Ю. День финансовой грамотности в учебных заведениях: [на примере Уральского государственного экономического университета] // Банк. — Екатеринбург, 2013. — № 9. — С. 19-20.

3. Холяпина А.Е. Искусство считать деньги: как повысить финансовую грамотность // Библиотечное дело. — 2012. — № 20. — С. 12-14.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN