Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Организация проектной деятельности в системе дополнительного образования

Дата публикации: 2024-04-25 02:17:19
Статью разместил(а):
Лямина Анастасия Владимировна

Организация проектной деятельности в системе дополнительного образования

Organization of project activities in the system of additional education

 

Автор: Лямина Анастасия Владимировна

ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: anastasia.obedkova@mail.ru

Lyamina Anastasia Vladimirovna

Technical Creativity Center "Start+", St. Petersburg, Russia

e-mail: anastasia.obedkova@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье автор рассматривает особенности организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Цель статьи продемонстрировать воспитательный и образовательный потенциал проектной деятельности в дополнительном образовании, дать понятный формулировки и конкретный инструменты для педагогов.

Abstract: In this article, the author examines the features of the organization of project activities in the system of additional education. The purpose of the article is to demonstrate the educational and educational potential of project activities in additional education, to provide clear formulations and specific tools for teachers.

Ключевые слова: проектная деятельность, дополнительное образование.

Keywords: project activity, additional education.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Система образования сегодня поддерживает и развивает интересные и полезные формы работы. Воспитательный компонент в образования, в том числе дополнительного, становится не просто важным, он становится ведущей составляющей, которая связывает такие цели и задачи, как развитие личности, ее социализацию и самоопределение. Как сказал Сергей Кравцов, министр Просвещения России: «…Наша общая задача – сформировать воспитывающую детей среду, доступную и интересную им, в которой каждый ребенок найдет то, чем хочет заниматься. Да, важно, чтобы у ребенка был выбор, но также важно, чтобы все предлагаемые мероприятия были качественными и соответствовали общей цели…». В связи с появлением новых потребностей и запросов детей и родителей, образовательные учреждения активно внедряют инновационные методы и формы работы, а также стремятся найти возможности для улучшения материально-технической базы.

Сегодня образовательные учреждения могут получать поддержку для развития в виде грантов и субсидий. Грантовая деятельность является инновационной и творческой, способствует развитию образования, включая улучшение профессиональной компетентности педагога. Именно инновационная деятельность создает основу для конкурентоспособности кого или иного образовательного учреждения.

С чего начиваются грантовые конкурсы? Как маштабировать свои крутые идеи? Конечно, всё начинается с проектной деятельности.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Учебный проект – специально организованная учебная деятельность с целью:

- приобретения и закрепления учащимися знаний, умений и навыков,

- развития творческих способностей,

- получения опыта самостоятельной деятельности в изучаемом направлении профессиональной подготовки.

Проектная деятельность начинается с постановки проблемы, вопроса, который необходимо сначала раскрыть, показать его актуальность, исследовать содержание этой проблемы, а затем предложить решение. Предлагается провести исследование проблемного вопроса, показать этапы этого исследования, статистические данные.

По окончании работы учащиеся должны защитить свой проект, т.е. проанализировать свою исследовательскую деятельность и сделать выводы. Результатом работы над проектом могут быть: изобретение, информационный буклет, видео-ролик, клип и т.п.

Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

SMART — это методика постановки целей и задач в управлении. Суть методики в том, чтобы сделать абстрактные цели понятными, конкретными и достижимыми. SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, они же — главные критерии для цели.

Пять критериев достижения цели по методике SMART:

Specific — конкретная;

Measurable — измеримая;

Achievable — достижимая;

Relevant — значимая;

Time bound — ограниченная во времени.

Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы.

Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться.

Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

Еще несколько принципиальных моментов, на которые необходимо сразу обратить внимание.

Достижение цели проекта должно способствовать преодолению исходной проблемы. Например:

Проблема: Дети мало проводят времени с родителями. Цель – организация мастер-классов для детей и родителей. Проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта, причем это должен быть оптимальный способ, то есть наиболее эффективный и экономичный.

Например:

Чтобы родители проводили больше времени с детьми можно:

- провести выставку работ семейного творчества;

- провести беседу с педагогами и психологами;

- написать об этом статья, сделать посты в социальных сетях или раздать листовки;

- организовать интересный мастер-класс для своих детей и родителей.

Необходимо обратить внимание на то, что, как правило, существует несколько возможностей достичь цели проекта с помощью различных проектных продуктов, задача автора проекта, взвесив все имеющиеся возможности, выбрать оптимальную.

Разработанный план обязательно должен вести к цели проекта. При этом в ходе работы могут возникнуть обстоятельства, которые внесут коррективы в первоначальный план работы, тогда его придется изменить (автор проекта должен своевременно это заметить и сделать). Возможно, также изменится и проектный продукт.

Например:

В рамках проекта «Архитектура – застывшая музыка» в качестве проектного продукта автор запланировал экскурсию по архитектурным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Однако оказалось, что в это время дня в городе большие пробки. Поэтому экскурсию пришлось заменить видеофильмом со специально подобранным музыкальным сопровождением. Это, конечно, несколько снизило эффект, но в сложившихся обстоятельствах было оптимальным способом достижения цели проекта.

Неизменной всегда должна оставаться цель проекта – она в любом случае направлена на решение исходной проблемы. При этом очень важно, чтобы эта цель была достижимой для его автора. В этом следует убедиться в самом начале работы, так как в противном случае автор, проделав часть работы и увидев, что цели ему достичь не удастся, окончательно утратит мотив и в дальнейшем будет избегать участия в проектной деятельности.

Несколько слов о темах и названиях проектов. Формулировка темы проекта должна заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать будущих слушателей или читателей поучаствовать в решении проблемы. 

Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности.

Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе. Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы. Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (учащийся не укладывается в отведенное время). Чтобы учащийся смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от преподавателя, мастера или членов творческой проектной мастерской.

Удачные проекты могут принять участие в различных конкурсах. Например, в открытом городском конкурс начального научно-технического творчества «Наука: первые шаги» или Международном детском конкурсе «Школьный патент – шаг в будущее!»

Кроме очевидного положительного эффекта на обучающихся внедрение проектной деятельности оказывает положительный эффект на развитие учреждения и повышает компетентность педагога.

Современная система образования в России придерживается идеи поддержки активных и мобильных педагогов, которые проявляют инициативу, стремятся к достижению профессиональных целей и открыты для новых возможностей и инноваций. Профессиональный стандарт педагога устанавливает высокие требования к его профессиональной компетентности.

Определение компетентности в словаре Г.М. Коджаспировой предполагает наличие у учителя необходимого объема знаний, умений и навыков, определяющих его педагогическую деятельность. Профессиональная компетентность педагога является интегральной характеристикой его личности и отражает уровень знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для успешного выполнения педагогических функций и решения задач, возникающих в реальных ситуациях.

Развитие педагога в профессиональном плане связано с реализацией его потенциала, изменениями в системе ценностей и мотивации, творческой самореализацией и достижением успехов в обучении, а также потребностью в личном развитии.

Внедрение инноваций в работу образовательных учреждений является совершенствованием системы образования и способствует повышению профессиональной компетентности педагога. Современные научные идеи подтверждают, что инновационность является личностной характеристикой человека, выражающей его творческий потенциал и индивидуальное инновационное поведение. Инновационная компетентность педагога позволяет ему создавать новые возможности для самореализации личности. При обсуждении путей улучшения профессиональной компетентности педагога, нельзя не упомянуть инновационную компетентность, так как она важная составляющая его профессионализма.

Вступивший в силу Федеральный закон от 02.07.2013 №181-ФЗ дал образовательным учреждениям возможность получать финансовую поддержку для решения проблем и развития в виде грантов и субсидий. Гранты – это денежные и иные средства, предоставляемые органами власти или другими грантодателями безвозмездно и безвозвратно. Гранты в сфере образования выделяются на конкурсной основе и имеют целенаправленное назначение. Грантовая деятельность является инновационной и творческой и способствует развитию образования, включая улучшение профессиональной компетентности педагога, а также созданию новых возможностей для развития и совершенствования образовательных учреждений.

Слово "грант" в России было введено зарубежными фондами, которые первыми активно использовали этот термин. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ грант – это "субвенция" или "субсидия". Это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе.

Участие педагога в грантовых конкурсах требует знания методов разработки проектов и эффективной реализации. Проект – это серия мероприятий, направленных на достижение четко определенных целей путем получения результатов, решающих определенные проблемы или способствующих дальнейшему развитию деятельности в ограниченные временные рамки и с фиксированными ресурсами, при участии организаций и их сотрудников, а также на определенную целевую группу.

Грантовая система в России играет важную роль в решении различных социальных проблем, создании и развитии новой эффективной модели общественных отношений в современном обществе. Она способствует формированию и внедрению механизмов управления инновационными проектами, позволяющих применять новые модели в образовании для его развития и улучшения. Грантовая деятельность также способствует повышению конкурентоспособности путем увеличения числа педагогов, обладающих набором необходимых компетенций, включающих способность генерировать инновации и управлять процессом разработки и реализации проектов.

Важной чертой современного педагога становится готовность к организации проектной деятельности. Управление проектной деятельностью студентов – это сложный процесс, требующий учителя с проектной позицией, умением работать в команде, определением реальных целей проектов и выбором путей их достижения. Проектная деятельность является интегрированным видом деятельности и может быть охарактеризована как открытая, гибкая и развивающаяся система.

Внедрение инновационных проектов с помощью грантовых программ играет важную роль в работе Городского бюджетного учреждения дополнительного образования Центр технического творчества «Старт+» в Невском районе Санкт-Петербурга.

Реализация грантовой инновационной деятельности педагогами ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+ Невского района Санкт-Петербурга - важная часть работы нашего образовательного учреждения. Центр технического творчества «Старт+» является одним из флагманов технического образования в Невском районе Санкт-Петербурга. На базе Центра реализуются более 50 программ технической направленности и обучаются около 1200 детей от 7 до 18 лет. Во многом развитию Центра способствует сетевое взаимодействие с партнерами высших учебных заведений, такими как Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Также «Старт+» является участником Консорциума по развитию школьного инженерно-технологического образования в Российской Федерации. Взаимодействие с партнерами предполагает реализацию совместных проектов, участие в различного уровня мероприятиях, турнирах, соревнованиях для привлечения заинтересованности в техническом направлении уобучающихся и их родителей.В 2023 году в ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+ Невского района Санкт-Петербурга открылость первичное отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

В «Старт+» много молодых сотрудников. В учереждении ведётся неприрывное повышение квалификации педагогов, реализуется система наставничесва и активно ведётся методическая работа. Например, создан онлайн методический кабинет, который был высоко оценён на районном уровне в конкурсе образовательных видеопродуктов «ВебПеликан» в номинации «Видеоблог». Педагоги принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства. Например, Трофимов Аркадий стал победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».

Грантовые конкурсы становятся одними их самых эффективных путей повышения профессионализма педагога. В этом году Старт+ реализует проект направленный на вовлечение в арктическую повестку и проектную активность большего количества детей, молодежи и педагогов, а также призван способствовать популяризации арктических профессий, технологического развития и поддержке инженерных специальностей в университетах Северо-Западного округа, созданию равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи разных образовательных организаций, включая учеников удаленных учреждений и окраин региона.  «Фестиваль научно-технического творчества «Мишка на Севере»». Этот проект получил грантовую поддержку Российского движения детей и молодежи Движение Первых. Фестиваль стал победителем в направлении: Труд, профессия и своё дело «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!». На реализацию проекта команда Центра получила грант.

Важным этапом в реализации проекта является формирование команды и заполнение заявки. Заявка – это основной конкурсный документ и от ее качества, обоснованности проблемы, четкой проработки всех разделов и их взаимосвязанности зависит то, как эксперты оценят заявку.

Проект включает в себя проведение образовательных мероприятий: хакатонов, мастер-классов по робототехнике и компьютерной графике, экскурсий и встреч с людьми, чья профессия связана с Арктикой. Особенно хотелось бы отметить встречу с ветераном гражданской авиации России и журналистом и телеоператором со стажем работы более 50 лет и со специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского институт.

Это проект дал уникальный опыт и шанс проявить себя молодым и талантливым педагогам. Работа в рамках гранта показывает насколько современный педагог должен быть способен к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту, быть конкурентоспособным. Организация мероприятий, взаимодействие с партнёрами, тысячи увлечённых детей позволяют расширять свои возможности.

Практика Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Центра детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что грантовая деятельность является современным инструментом роста профессиональной компетентности педагогов и необходимым условием для развития современного образования.

 

Список литературы:

1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М., 1998.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной

4. Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты.

5. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.

6. Родионов В.А. Критериальное оценивание: история развития // Социальная профилактика и здоровье. 2006. № 6.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN