Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Обеспечение доступности инклюзивного образования для детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-01-28 10:49:54
Статью разместил(а):
Штых Антонина Петровна

Обеспечение доступности инклюзивного образования для детей дошкольного возраста

Ensuring availability of inclusive education for preschool children

 

Автор: Штых Антонина Петровна

МКДОУ "Центр развития ребенка №27 «Радуга», с.Хороль, Приморский край, Россия

E-mail: shtyh2013@yandex.ru

Author: Shtykh Antonina Petrovna

Child development centre No 27 "Raduga", Khorol, Primorskiy Kray, Russia

E-mail: shtyh2013@yandex.ru

 

Аннотация: Данная статья знакомит педагогов с алгоритмом поступления детей с ОВЗ дошкольного возраста в детский сад общеразвивающего вида.

Abstract: This article introduces educators to the algorithm proceeds children with HIA Preschool kindergarten obshherazvivajushhego species.

 

Ключевые слова: инклюзивное, инвалид, адаптация, детский сад.

Keywords: inclusive, disabled, adapted, kindergarten.                                                                            

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Введение.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.

Количество детей с ОВЗ и инвалидностью по данным Росстата неуклонно растет, поэтому реализация права детей с ОВЗ на образование является одним из значимых аспектов государственной политики. Нормативно-правовую базу в области образования таких детей в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней, но все они нацелены на соблюдение прав людей с ограниченными возможностями здоровья.

• Международные(подписанные СССР или Российской Федерацией).

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование «Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Международно-правовой документ обобщенного характера, признавший право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права.

• Федеральные(Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.); Главным федеральным законом России является Конституция РФ 1993 г. Статья 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование».

• Правительственные (постановления, распоряжения);

• Ведомственные(Министерства образования, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

«Концепция реформирования системы специального образования», принята коллегией Министерства образования РФ 09.02.1999.

• Региональные(правительственные и ведомственные).

Нормотворческая деятельность в этом направлении в обязательном порядке должна быть продолжена. Это обусловлено изменениями социально-экономической ситуации, появлением и применением новых форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Однако развитию региональной нормативно-правовой базы во многом мешает отсутствие ряда нормативных правовых актов федерального уровня и противоречия в действующем законодательстве. До конца не отработаны механизмы реализации существующих законов, регламентирующих эту сферу и исполнение норм, связанных с реабилитацией и образованием детей-инвалидов, отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, оплаты труда воспитателей за работу с детьми с ОВЗ.

Понятие ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ.

Наиболее частый вопрос возникает в понятиях «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья»? С одной стороны, несовершеннолетний, которому устанавливается инвалидность, имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность, но в то же время, далеко не все дети с такими ограниченными возможностями могут получить инвалидность.

Поэтому разберем каждое из этих понятий более подробно:

- Инвалидом признается ребенок, не достигший совершеннолетия (18 лет), который имеет стойкое расстройство какой-либо функции организма. Данное расстройство может быть спровоцировано полученной травмой, болезнью или получено малышом до рождения.

- Ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий, которые и подтверждены ПМПК.

Существует несколько классификаций ОВЗ. Так, самой распространенной является британская шкала:

Первая ступень-

Недуг

Когда ребенок потерял какую-либо анатомическую возможность или функцию. Это может быть также и аномальное развитие в психике или физиологии

На второй ступени находятся

Те, у кого обнаружены дефекты или неспособность выполнять те виды деятельности, которые являются нормой для большинства детей

И последняя ступень

Это недееспособность, то есть инвалидность.

Важно знать, что с каждым годом недуг ребенка может прогрессировать. И если еще год назад родителям отказали в предоставлении инвалидности, то возможно, что спустя время ребенку ее предоставят.

 

Что такое ПМПК и как получить заключение ПМПК.

ПМПК - это Психолого-Медико-Педагогическая Комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательных учреждениях без создания специальных условий.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет. Обратиться в комиссию могут и сами родители, когда считают, что у ребенка есть какие-то отклонения в развитии.

Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители). Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия.

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию пакет необходимых документов. После проведения ПМПК родителям выдается заключение, которое содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в развитии либо отклонений в поведении и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК.

Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий детьми с ОВЗ, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации – длительность освоения уровня образования, например, до окончания дошкольного образования и поступления в школу. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы. Не стоит забывать, что результаты деятельности комиссии – это рекомендации для родителей, прислушиваться к ним или нет, решают они сами.

Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново.

Заключение ПМПК для детского сада является основанием для создания рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания.

 

Порядок приема детей с ОВЗ в ДОУ.

Зачисление детей с ОВЗ в дошкольные организации регламентируется «Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 и осуществляется на основании:

  • личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;
  • заключения и рекомендаций ПМПК (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», которое является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органами местного самоуправления в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей).

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Минобрнауки России принят приказ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», который регламентирует порядок организации обучения, в том числе детей с ОВЗ. Одной из форм получения образования названной категорией обучающихся является инклюзивное обучение.

В связи с изложенным любая организация, осуществляющая образовательную деятельность обязана создать специальные условия для получения образования каждым пришедшим обучающимся с особыми образовательными потребностями. Отказ в приеме в образовательную организацию может быть только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Специальные условия.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам   дошкольного образования, должны  быть  созданы  специальные  условия  для   получения дошкольного образования  детьми с ограниченными   возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»)

Под специальными условиями понимаются условия обучения, «включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.

Для обеспечения процесса инклюзии, кроме нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, необходимо на уровне дошкольной организации разработать документы, регламентирующие реализацию образовательных программ детьми с ОВЗ.

Необходимо внести соответствующие изменения в Устав образовательного учреждения, коллективный договор (разделы оплаты труда, учета рабочего времени), должностные инструкции, инструкции по технике безопасности (порядок действия сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, как действовать в том или ином случае), в договоры с родителями (законными представителями) и др. локальные акты.

При обучении детей с ОВЗ целесообразно иметь локальные акты (в соответствии с тем, какая работа организована в ДОУ):

  1. Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ.
  2. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ.
  3. Положение о группе комбинированной направленности.
  4. Положение о группе компенсирующей направленности.
  5. Положение о группе оздоровительной направленности.
  6. Положение о логопедическом кабинете.
  7. Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами.
  8. Положение о взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.
  9. Положение о консультационном пункте по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей, не посещающих образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования.
  10. Должностные инструкции специалистов, в должностные обязанности которых включена коррекционно–развивающая помощь детям с различными нарушениями.
  11. Рабочая документация психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (план работы ПМПк на год, протоколы заседаний).
  12. Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, где прописано, что они зачисляются в группу (общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной, компенсирующей) направленности, принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Исчерпывающего ответа на вопрос о количестве локальных актов образовательной организации нет, есть некоторый минимальный набор локальных актов, наличие которых является обязательным.

Создание предметно-развивающей среды.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимули­рующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей;

Для успеха инклюзивного образования необходимо создание системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.

Кадровые условия при инклюзивном образовании.

Одним из неотъемлемых условий реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО необходимо иметь профессиональные кадры.

При включении в общеобразовательную группу детей с ОВЗ в дошколь­ной образовательной организации могут быть дополнительно предусмот­рены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с конкретной категорией детей в соответствии со спецификой их образовательных потребностей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Все педагоги, которые будут сопровождать детей с ОВЗ, должны знать основы коррекционного воспитания и обучения таких детей.

Проблемой является нехватка специалистов. С этой целью необходима подготовка педагогов к инклюзивному образованию с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений.

                                         

Создание психолого-педагогического сопровождения.

В дошкольных учреждениях общеразвивающего вида необходимо создавать психолого-медико-педагогические консилиумы, цель которых – организация воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, расширение круга общения детей, а также психологическая и социальная поддержка семей. Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает участие каждого специалиста, а именно, заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ОВЗ. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.

Инклюзивная практика осуществляется в течение всего дня:

- индивидуальные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами Организации;

- активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка):

  • совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,
  • приема пищи;
  • дневного сна;
  • фронтальных занятий;
  • организации взаимодействия в детско-родительских группах;
  • праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.

В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении педагогам необходимо:

- Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

- Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка по отношению к самому себе.

- Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Важным условием организации занятий должна являться игровая форма проведения. Так же необходимо предусмотреть варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

При планировании работы использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания.

                                          

Адаптированная образовательная программа.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания  детей  с  ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также  в  соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.   (Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»)

Адаптированная образовательная программа (далее–АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Нужно различать адаптированную образовательную программу (АОП) и адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) - т. е. разрабатываемую на разных уровнях общего образования – дошкольном, начальном, основном и среднем.

Источники разработки адаптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО):

  • Федеральный закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • ФГОС ДО
  • основная образовательная программа дошкольного образования
  • примерная АООП ДО
  • программно-методические и методические пособия для дошкольного образования
  • авторские образовательные программы дошкольного образования.

В настоящее время есть семь Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования:

1. ПАООП ДО детей с амблиопией и косоглазием.

2. ПАООП ДО слабовидящих детей.

3. ПАООП ДО слепых детей.

4. ПАООП ДО детей с задержкой психического развития.

5. ПАООП ДО детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

6. ПАООП ДО детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

7. ПАООП ДО детей с тяжелыми нарушениями речи.

Они одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 07.12 2017 г., протокол № 6/17.

 

Структура адаптированной образовательной программы (АОП) для воспитанника с ОВЗ

Введение.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка       

Нормативно-правовые основы: заключение ПМПК, заключение/характеристика ППК, ИПРА

1.1.1. Цели и задачи Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

1.2. Планируемые результаты.

1.2.1. Целевые ориентиры дошкольного возраста ребенка с ОВЗ.

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.3. Распорядок и /или режим дня.

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.6. Психолого-педагогические условия реализации АООП.

3.7. Кадровые условия реализации АООП.

3.8. Финансовые условия реализации АООП.

3.9. Индивидуальный учебный план.

 

Индивидуальный учебный план.

В Федеральном законе «Об образовании» есть понятия «учебный план» и «индивидуальный учебный план»:

Статья 2 закона гласит: «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Индивидуализация образования обеспечивается тем, кто в ней нуждается или изъявляет желание учиться по индивидуальному плану. Это могут быть как дети с ограниченными возможностями здоровья (по рекомендациям ПМПК), так и одаренные дети.

Сущностные характеристики индивидуального учебного плана:

  • Определяет перечень, последовательность и распределение непосредственно образовательной деятельности на период обучения обучающегося.
  • Включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
  • Составляется на основе выбора родителей (обучающегося) и согласования с педагогами на определенный период; учитывает методы и формы деятельности, результаты диагностики.
  • Учитывает возможности плана досуговой деятельности, программ духовно-нравственного воспитания и развития, экологического воспитания и ЗОЖ, коррекционной работы

Индивидуальная образовательная траектория.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др. 

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся с ОВЗ.

Для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (для инвалидов — вместе с индивидуальной программой реабилитации инвалида).

В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ, который обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Если в соответствии с заключением ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной программе, и он успешно ее осваивает, ничего индивидуального разрабатывать не нужно.

Поводом для создания индивидуальной образовательной траектории в первую очередь является диагностическое обследование, которое воспитатели проводят в группах, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития детей. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум), а те в свою очередь решают, нужно ли создавать для данного ребенка ИОТ.

Индивидуальные образовательные траектории разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

- для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуальной образовательной траектории.

Основные этапы, структура и содержание ИОТ:

Индивидуальная образовательная траектория включает основные направления:

• Развитие общей и мелкой моторики.

• Развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков.

• Формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которому относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• Развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций).

• Формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях).

• Формирование представлений о пространстве, времени.

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

При разработке индивидуальной образовательной траектории педагоги должны опираться на следующие принципы:

- Принцип опоры на обучаемость ребенка.

- Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- Принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет "на стороне ребенка".  Воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации).

- Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- Принцип опоры на детскую субкультуру.

Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута (траектории):

  1. Этап наблюдения. Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
  2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
  3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
  4. Этап реализации. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
  5. Этап итоговой диагностики.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута.

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря правильной и компетентной работе по инклюзивному образованию, выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

 

Список литературы:

1. К.А. Михальченко Инклюзивное образование - проблемы и пути решения - Реноме, 2012.

2. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. М., 2011.

3. Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А. Тюкова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN