Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Арт-технологии в преподавании изобразительного искусства

Дата публикации: 2019-07-03 01:20:46
Статью разместил(а):
Бакланова Наталья Святославовна

Арт-технологии в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» как основа инновационной деятельности учителя в развитии эмоциональной сферы детей

Art technology in teaching of the academic subject “Visual Arts” as the basis of the teacher’s innovative activity in the development of the emotional sphere of children

 

Автор: Бакланова Наталья Святославовна

МБОУ "ООШ № 269", Снежногорск, Россия.

e-mail: nataly_bakl@mail.ru 

Baklanova Natalya Svyatoslavovna,

School № 269, Snezhnogorsk, Russia.

e-mail: nataly_bakl@mail.ru 

 

Аннотация: В статье представлен опыт реализации арт-технологий в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство». В организации образовательного пространства важным является понимание того, что «Искусство» является предметом и той областью, на базе которой возможно развитие эмоционального интеллекта детей. На уроках изобразительного искусства необходимо использовать различные формы, виды, техники как арт-терапия (психологии), так и арт-обучения (педагогиги).                   

Abstract: The article presents the experience of the implementation of art technologies in the teaching of the subject “Visual Arts”. In the organization of educational space, it is important to understand that “Art” is the subject and the area on the basis of which the development of children's emotional intelligence is possible. At fine arts lessons it is necessary to use various forms, types, techniques like art therapy (psychology), and art education (pedagogy).

Ключевые слова: арт-технологии, инновации, эмоциональный интеллект, арт-терапия, арт-обучение, искусство.

Key words: art technology, innovation, emotional intelligence, art therapy, art training, art.

Тематическая рубрика: Свободные пдагогические темы.

 

«Искусство есть известная работа мысли»

Д.Н. Овсянико-Куликовский. 

 

Стресс – одна из самых распространенных болезней нашего времени. Любой человек в современном мире подвержен стрессам в той или иной степени вне зависимости от его возраста, пола, места проживания, уровня доходов и социального положения. Замечено, что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию. «С этой точки зрения становится совершенно понятной исключительная роль, которая выпадает на долю искусства как особой идеологической формы, имеющей дело с совершенно своеобразной областью человеческой психики» [1,с.15] - писал Л.С. Выготский.

Мы знаем, что совершенно по‑разному расценивается роль искусства, которая одними авторами сводится к величайшему достоинству, а другими- приравнивается к обыкновенной забаве и отдыху. Можно сопоставить действие искусства с действием науки и техники. Искусство способствует развитию мышления и является предметом развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ)- это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними. И именно искусство может помочь в этом. Как известно, когда ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или, к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:

1. Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.

2. Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).

3. Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо — разочарование в себе и мире. А главное, они приводят или к повышению уверенности в себе или же, наоборот, к снижению самооценки.

4. Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте. И так далее.

5. Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.

Существует три кита успешного образования с учетом EQ:

1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные и траектория обучения, соответственно, тоже).

2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребенка, избегает оценки и критики).

3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).

Как видно, очень важна роль самого учителя, того, как получает образование ребенок и самое главное - эмоции, которые испытывает ребенок, находясь в образовательном пространстве.

Инновационная инфраструктура решает задачи модернизации и развития сферы  образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере образования. В целях обеспечения развития инновационной деятельности в сфере образования с учетом опыта реализации приоритетного национального проекта «Образование» Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования. Одним из основных направлений деятельности является разработка новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий.

Арт-технология – инновационная педагогическая технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение арт-технологии в учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении находится только на стадии становления, чаще всего применяется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время арт-технология рассматривается учеными (Б.Д. Карвасарский, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Н.Е. Щуркова [2,3,5]) как средство прогрессивной педагогики, направленной на развитие и коррекцию психического здоровья детей, формирование коммуникативной культуры учащихся, как средство, способствующее творческому раскрытию и активизации общения между детьми. Понятие «арт-терапия» трактуется учеными по-разному: В.Г. Самойлова понимает под арт-терапией динамическую систему взаимодействия между учеником, продуктом его изобразительной творческой деятельности и педагогом (арт-терапевтом) в так называемом «фасилитирующем» (от фр. faciliter – облегчать) арт-терапевтическом пространстве с целью реализации важнейших функций образования, таких как психотерапевтической, коррекционной, диагностической, развивающей, воспитательной, реабилитационной и другие. [3,с.7]

Как видно из определений, арт-терапия рассматривается в большей степени как лечение, основанное на творческой деятельности (художественной, изобразительной, театрализованной). Однако нельзя сказать, что арт-терапия – это лечение в медицинском смысле слова. В настоящее время арт-терапия широко применяется в учебно-воспитательной практике образовательных учреждений для гармонизации и развития личности учащихся, разрешения социальных конфликтов. «Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния». [3,с.100]

Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.

Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других.

Владение арт-технологией подразумевает выработку у учителя следующих компонентов:

- арттерапевтические знания – знания о возможностях применения искусства с целью воздействия на учащегося;

- арттерапевтические умения – умения использовать арттерапевтические знания в целях арт-терапии;

- арттерапевтический навык – навык применения искусства с целью гармонизации психологического и эмоционального состояния школьника.

Представим примеры возможностей  арт-технологии в предметной области «Искусство» (изобразительное искусство).

 

Таблица 1

Арт-технологии в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» 

Направления работы

элементы арт-терапии (психологии)

элементы арт-обучения (педагогики)

Форма

по степени создания произведения творчества

по степени организации процесса обучения

пассивная

пассивная

активная

активная

смешанная

смешанная

Форма

по степени включения в процесс создания творчества или его анализ других учащихся

по степени включения учащихся в процесс обучения

индивидуальная

индивидуальная

парная

парная

групповая

групповая

Техника

изотерапия

арт-игры (игровая техника)

пластилинотерапия (воздушный пластилин)

арт-пластика художественных материалов

оригамитерапия

музыкотерапия

арт-техника произведений искусства

фототерапия

видеотерапия

сказкотерапия

арт-история произведений искусства

Этапы образовательного процесса 

1) осознанность (я чувствую) 2) мотивация (я хочу)                   3) самооценка (я могу) 

4) интеллект (я знаю)                  5) самореализация (я делаю)

Элементы содержания дидактические единицы учебного предмета «Изобразительное искусство»

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Понимание смысла деятельности художника.

Вечные темы и великие исторические события в искусстве.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.

Изобразительное искусство и архитектура России XIXVII вв..

Искусство полиграфии.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв..

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и                                      художественная фотография.

Примеры

Элементы содержания урока

арт-раскраски

мандалы

художественно-творческая деятельность (упражнения,

самостоятельная практическая работа)

рубрика «Музыкальная пауза»                (пятиминутка-физминутка)

рефлесия

арт-игра «Жанры и стили в русской живописи»

интеллектуальная игра «Что? Чем? Как? Кем? Когда?»- создано произведение искусства

рубрика «История «одного» шедевра»

арт-игра «Синтез искусств»

 

Таким образом, становиться понятным, что АРТ-технологии в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» реализуются только через комплексное использование элементов арт-терапии и арт-обучения в системе таких действий, которые прежде всего направлены на  развитие эмоционального интеллекта детей. Именно такой подход является инновационным в организации современного образовательного пространства. Предметная область «Искусство» может стать главной сферой, благодаря которой дети будут учиться управлять своими чувствами, различать и понимать эмоции других людей и получат возможность научиться справляться со стрессом сейчас и в будущем.

 

Список литературы:  

1. Выготский Л.С. Психология искусства / [Сост., авт. послесл., с. 293-323, М.Г. Ярошевский] ; под ред. М.Г. Ярошевского; [подгот. текста и коммент. В.В. Умрихина]. - М. : Педагогика, 1987. - С.15.

2. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. – № 10. С. 21.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб, 2007.

4. Овсянико-Куликовский Д.Н. Язык и искусство. Спб., 1895. - С.63.

5. Самойлова В.Г. Арт-терапия как одна из инновационных педагогических технологий коррекции эмоциональной сферы младших школьников. Челябинск, 2004. - С.100.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN