Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Чем бывают опасны мультфильмы для детей

Дата публикации: 2020-01-10 06:24:38
Статью разместил(а):
Акжаркалова Галина Сергеевна

Чем бывают опасны мультфильмы для детей

What are the dangers of cartoons for children

 

Автор: Акжаркалова Галина Сергеевна

МБДОУ "ДСКВ № 72 для детей с нарушениями зрения", г. Братск, Россия.

e-mail: akzharkalova@mail.ru 

Akzharkalova Galina Sergeevna

Kindergarten № 72 for visually impaired children, Bratsk, Russia.

e-mail: akzharkalova@mail.ru 

 

Аннотация: Дети способны адекватно воспринимать информацию, как адаптированную, так и неадаптированную для детской аудитории, только при постоянной помощи и контроле со стороны взрослых. При отсутствии руководства со стороны взрослого дети не в состоянии правильно воспринимать экранную продукцию, что и приводит ко многим печальным последствиям, которые называют вредным влиянием телевидения. 

Abstract: Children are able to adequately perceive information, both adapted and unadapted for children's audience, only with constant help and control from adults. In the absence of guidance from an adult, children are not able to properly perceive the screen products, which leads to many sad consequences, which are called the harmful influence of television.

Ключевые слова: мультфильм, дошкольник, опасность для ребёнка.

Keywords: cartoon, preschooler, danger to the child.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Давно доказано исследователями, что на детское  развитие и формирование личности оказывает влияние окружающая среда. В особых взаимосвязях со средой находятся дети. Очень важный и весомый компонент внешней среды – родители и другие близкие ребенку люди. Они выполняют важную роль, в развитие и становление его личности, которая неоспорима и неоценима. Но не только они влияют на ребенка, поэтому сколь бы значительна ни была роль семьи, дети не могут ограничиваться домом и стремятся заглянуть за дверь привычной квартиры.

Чем старше они становятся, тем более любопытными и жаждут узнать новые, таинственные для них вопросы взрослой жизни. И свое любопытство они могут вполне удовлетворить, не прилагая больших усилий, а лишь усевшись перед экраном телевизора.

Однако доступность любой информации для детской аудитории не всегда хорошо, поскольку ребенок воспринимает ее без анализа и критики. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую душу настолько велико, что навсегда остается в памяти ребенка. Родителям необходимо обладать большим авторитетом, чтобы ребенок устоял перед напором убедительного телевизора. К сожалению, ребенок даже чаще видит экранную картинку, чем своих близких людей.

В нашем современном мире большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, где в среднем проводят по десять часов в день. Еще свои десять часов в сутки у ребенка уходит на сон. От сюда следует, что на общение родителей с ребенком остается всего четыре часа.

Что можно успеть родителям за этот короткий промежуток времени?

Родителям в это время можно побеседовать с сыном или дочкой о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую сказку, сходить на интересную прогулку. Но в наше суетное время родителям нужно еще успеть и ужин приготовить, и кран починить, да много дел найдется. Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше времени, если не все. Времени общения с ребенком очень мало.

Чем же занят ребенок утром, когда собираются все на работу и в детский сад? Очень часто в этот короткий промежуток времени, чтобы не мешать родителям собираться, дети успевают посмотреть телевизор, очень хорошо, что специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи.

Чем же занят ребенок вечером? Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст родителям сделать никаких дел. Родители не зная чем занять ребенка, нашли «отличный» вариант для себя – телевизор. Ребенок сидит возле него, ни к кому не пристает. Это длится до того момента пока не приходит время ложиться спать. Многие родители считают, что это не так уж и страшно. Получается, что, возле телевизора ребенок проводит более двух – трех часов в день. Но мы не будем забывать, что в вечернее время программы не рассчитаны на детскую аудиторию. А если в доме только один телевизор, то ребенок тем более вынужден смотреть с родителями передачи для взрослых. Мы согласимся с тем, что видео передачи, эмоциональные, красочные, динамичные и конечно привлекательны для детей.

Получается, что часто телевизор и планшет становится первыми воспитателями ребенку, отодвигая на дальний план родителей и воспитателей. Не было бы поводов для беспокойства, если бы телевидение не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. А дети, с их еще не сформировавшейся психикой, особенно остро подвержены влиянию телевизора. Они впитывают все хорошие и не хорошие ситуации с телевизора как губки. Восприятие в дошкольном возрасте еще не сформировано полностью и не окрепло. Одним из свойств такого несформированного восприятия является наивно-реалистический характер.

Дети довольно близко к сердцу воспринимают то, что происходит на экране телевизора, что в следствии просмотров пытаются подражать героям с телевизора, - то есть происходит своеобразное кодирование, причем не обязательно прямое, а опосредованное: у детей начинает вырабатываться свой стереотип поведения и мышления. В свою очередь такие просмотры телевизора приводят к тому, что дети становятся эгоистичными, бездушными и жестокими.

Даже кукольник Сергей Образцов в свое время постоянно пытался внушить взрослым простую мысль: что нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Величайший мастер кукольных душ знал: детская душа, это губка, впитывающая все происходящее вокруг нее особенно то, что происходит на сцене, на экране. Поэтому необходимо взрослым тщательным образом отбирать мультфильмы.

Например, в мультфильме «Том и Джерри». Весь эмоциональный настрой заключается в том, что Том и Джерри друг друга гоняют, хотят друг друга поймать, то они расплющивают друг друга, то кто-то падает и ушибается. На протяжении всего мультфильма дети смеются над тем, что животные друг друга обижают. В результате они принимаются таскать за хвост домашних питомцев, загонять друг друга под кровать, стараются обидеть своих друзей, считая это смешным. С подобными ситуациями неоднократно сталкиваются родители и воспитатели.

Вспоминая мультфильмы прошлых лет, выделяешь добро, с которым обращаются герои с экрана телевизора. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспитали их: вредной и противной старухе Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую и скверную сестру Айболита, не только наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Добро всегда побеждало при встрече со злом. И это было законом, который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. Раньше детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию, снимая стрессы и страхи ребенка. А сейчас на экране можно встретить такое детское кино, которое приводит к психологическим расстройствам, иногда весьма серьезным. Опираясь на детские рисунки можно в этом убедиться, что рисуют дети.

В современных мультфильмах даже для самых маленьких даются военные, ожесточающие душу ребенка. Сомнительно становится что малыш насмотревшийся таких фильмов, будет плакать о козлике, от которого «остались рожки да ножки». Мультфильмы с изображением убийств, чудовищных превращений, сцены с вампирами и зомби, оборотнями приводят в некоторых случаях к серьезным психическим заболеваниям. Конечно, ребенок со временем привыкает к таким сценам и перестает бояться. Но что такое привычка спокойно смотреть на убийства и сцены насилия, как не патология? Порой дети, защищаясь от просмотров «ужастиков» не желая смотреть, но побеждает детское любопытство. И ребенок оказывается перед мучительным психологическим разладом, который сможет разрешить только взрослый. Но даже родители оказываются бессильными перед телевидением и не всегда в силах оградить ребенка от агрессии, насилия, секса, часами обрушивающихся на них с экрана телевизора и планшета. Ведь достаточно для пытливого детского ума мимолетной сцены кровавого насилия или полового акта, чтобы они глубоко поразили податливое сознание ребенка. И даже кино и мультфильмы для детей не избавлены от этого.

Многие научные исследования показывают, что дети подражают увиденной на экране жестокости. У детей становятся более агрессивными игры. Ребенок не задумываясь очень легко может причинить вред окружающим, находя оправдание своего поведения в характере любимого телевизионного героя.

Часто даже сами взрослые не замечают отрицательных моментов, содержащихся в современных мультфильмах. Яркие, красочные, динамичные мультфильмы студии «Дисней» кажутся нам абсолютно безобидными. Например, такие мультфильмы как: «Монстры на каникулах», «Маленький вампир», «Зомбиллениум», «Бэтмен против Дракулы», «Хеллбой: Кровь и металл», «Школа монстров» и много других мультфильмов. Такое подражание увиденному на экране специалисты объясняют неспособностью ребенка отличить реальность от телевизионного вымысла. Не развита телевизионная культура у детей. Что не дает им возможности сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, сделать вывод из просмотренного. Необходимо развивать в детях умение правильно воспринимать телеискусство так же, как и воспринимать музыку и живопись.

Современный мир кино заполнен качественной видеопродукцией как отечественного, так и зарубежного производства. Такое  обилие информации затрудняет возможность в ней ориентироваться. Ребенок дошкольного возраста вообще не способен делать это самостоятельно. Но даже небольшого объяснения может хватить, чтобы ребенок понял выделить основную мысль сюжета.

Родителям необходимо просматривать программу ТВ на неделю и отбирать те мультфильмы и передачи, которые интересно и полезно посмотреть ребенку.

Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать и неотвратимым злом, которое мы сами пустили к себе домой в свою семью.

 

Список литературы:

1. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг: учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. - 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с. 47.

2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /С.А.Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

3. Фоминова, А.Н. Педагогическая психологи: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М.: Флинта, 2011. - 320 с.

4. Черемшанцева, О.В Основы безопасного поведения дошкольников: пособие для педагогов ДОУ / О.В. Черемшанцева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 95 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN