Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Особенности работы с когнитивными картами

Дата публикации: 2020-05-09 11:58:26
Статью разместил(а):
Столярова Эльвира Александровна

Особенности работы с когнитивными картами

The features of working with cognitive cards

 

Автор: Столярова Эльвира Александровна

МБОУ "СОШ города Кузнецк – 8", г. Кузнецк, Россия

e-mail: elisst77.77@mail.ru

Stolyarova Elvira Aleksandrovna

School of the city of Kuznetsk - 8,  Kuznetsk, Russia

e-mail: elisst77.77@mail.ru

 

Аннотация: В работе затронута проблема усвоения большого потока учебной информации современными школьниками. Как вариант дидактического инструмента для работы по решению этой проблемы использована концепция формирования знаково-символических универсальных учебных действий, платформой для которой стали исследования когнитивной психологии. Продуктом учебной деятельности, в ходе которой происходит работа с потоком информации, становиться когнитивная карта.  С помощью нее можно и усваивать материал, и воспроизводить информацию.

Annotation: The work touches upon the problem of mastering a large flow of educational information by modern schoolchildren. As a variant of the didactic tool for working to solve this problem, the concept of the formation of sign-symbolic universal educational actions was used, the platform for which was the study of cognitive psychology. The product of educational activity, in course of which work with the flow of information takes place, becomes a cognitive card. Using it, you can assimilate material and reproduce information.

Ключевые слова: знаково-символические универсальные учебные действия, вторичные формы переработки учебной информации, когнитивная психология, когнитивная карта.

Keywords: symbolic universal educational actions, secondary forms of processing educational information, cognitive psychology, cognitive cards.           

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Одной из наиболее существенных проблем современной школы, на наш взгляд, является проблема рациональной организации образовательной деятельности обучающихся в условиях новых требований к результатам освоения образования на фоне глобального увеличения объема информации, необходимой для восприятия в процессе обучения.  Так, зажатые в довольно узкие временные рамки, обучающиеся должны успевать воспринимать материал, обрабатывать его, и преобразовывать в форму, доступную для применения в процессе жизнедеятельности, как в бытовой среде, так и в профессиональной сфере.

Примером дидактических инструментов для решения проблемы можно считать приёмы схематизации и символизации, которые представляют собой процесс создания разнообразных форм с заменой абстрактных и материальных объектов особыми условными знаками, формирующие умения «скрывать» и находить за условными обозначениями существенную информацию. Поэтому целесообразно разрабатывать методики организации образовательного и самообразовательного процесса на основе использования указанных видов знаково-символической деятельности.

Остановимся более подробно на знаково-символических универсальных действиях, обеспечивающих конкретные способы преобразования учебного материала в зависимости от вводных данных и окружающих условий. Они представляют действия по моделированию, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это действия, которые можно представить в двух направлениях:

· создание моделей – преобразование реального объекта, создание и представление его подобия (пространственно-графического или знаково-символического), с учётом значимых в данных условиях характеристик;

· преобразование модели - изменение характеристик и форм модели с целью выявления общих законов, определяющих представленную предметную область.

В условиях реализации ФГОС на современного обучающегося поток поступающей информации увеличился в разы, что, конечно, обусловлено нашим «веком информатизации». Проблема стоит очень остро, так как обучение идет непрерывно, а вот как «уметь учиться» не всегда понятно. Многие выпускники школ не умеют качественно работать с информацией, то есть, работая с огромным потоком новых знаний, не могут создать вторичную форму для обработки большого потока первичной информации.

Вторичные формы служат для переработки большого потока информации, совершенствования этих поступлений, накопления знаний и, конечно, хранения, а затем успешного воспроизведения и использования первичной информации. Именно это помогает формировать навыки самостоятельной работы, кодировки и извлечения информации для успешного обучения.

При обработке огромного потока информации происходит, так называемое, свертывание, при котором происходит сокращение первичного объёма с сохранением информации, которая необходима для отражения основного замысла или самых важных положений первоисточника. Для осуществления такой деятельности и применяются знаково-символические универсальные учебные действия.

Противоположный процесс, происходящий в мыслительной деятельности, - развёртывание закодированной информации. Здесь уже нужно восполнить сделанные сокращения, при этом дополнить уточнениями, пояснениями, которые появились в ходе работы над материалом. Основную мысль нужно связать со всей системой коммуникативных и социокультурных отношений. При этом вторичные формы информации приобретают новые смысловые качества, хотя и не содержат принципиально новой информации, особенно, если речь идет о научных знаниях. Это играет важную роль в приращении и освоении информации.

Для успешного освоения и транслирования учебной информации основой умственно деятельности является, конечно, выделение главной мысли. Чешский педагог Я.А. Коменский писал, что очень важно отбирать важное и главное: самый надежный плод чтения – это усвоение прочитанного и выбор полезного, именно это закрепляет воспринятое в памяти.

Одним из современных понятий стал термин «когнитивная психология». Это современное направление в исследовании познавательных процессов. Именно здесь интерес вызывают различные способы переработки информации человеческим мозгом, что стало очень важным в ходе современного подхода к обучению разных по психофизиологическим показателям детей. Хотя исследования получили распространение в 60-е годы ХХ века среди иностранных учёных, говорить о них, а уж тем более использовать наработки, стали только сейчас.

Рекомендации здесь простые, главное должно быть ярко и понятно.

Наиболее распространены, так называемые, ментальные карты. Хотя используются и другие названия: карты ума, карты памяти, интеллект-карты, майнд-мэпы. Автором техники ментальных карт является психолог Тони Бьюзен.

Он утверждает, что своему мышлению надо помогать, а в результате введения ФГОС это нужно и педагогам и обучающимся. Самым важным фактором служит обнаружение неоспоримой связи между эффективным мышлением и памятью. Он выделил набор действий, которые способствуют запоминанию:

    1. Использовать радиальную запись, помещая главную тему в центре.
    2. Записывать ключевые слова, которые наиболее характерные, яркие, запоминающиеся, «говорящие» о теме.
    3. Ключевые слова располагать на ветвях, расходящихся от центральной темы.

Можно выделить в отдельную группу еще когнитивную графику – совокупность приёмов и методов образного преставления темы. Изначально методы когнитивной графики использовались в искусственном интеллекте для превращения текстового описания задач в образное представление. В основном отличие когнитивной карты от ментальной в том, что текстовые понятия заменяются рисунками. Набор абсолютно разных символов, рисунков, использование цвета, использование меток, удобных каждому конкретному человеку (наклейки, стикеры и прочее) облегчает запоминание обрабатываемого материала. Вот именно такой набор и позволяет когнитивную карту считать самой удобной для использования.

Освоив такую технику помощи своему мышлению, станет легче обрабатывать потоки информации. Есть определенные наработки и советы по технике создания когнитивных карт:

1. Важно помещать слова на ветках, выделив их в модули, исходя из темы. Если есть возможность замены слова символом, то обязательно стоит этим воспользоваться. Опираться следует, в первую очередь, на особенности своей памяти: какие символы облегчают запоминание – с теми и работайте.

2. Следует писать на каждой линии или фигуре только одно ключевое слово одного модуля. Если материал имеет структурное деление, то главные понятия следует располагать ближе к центру карты

3. Общие понятия можно объединять, заключая их в фигуры.

4. Можно изменять размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. А можно применять тонировку цвета.

5. Обязательно нужно использовать разные цвета для основных ветвей.

6. Пространство нужно правильно организовать, чтобы не было пустых мест и плотно размещённых ветвей.

7. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры.

Сформировав навык быстрой обработки потоков информации, любой человек сможет запоминать и воспроизводить новые знания в больших объёмах.

 

Список литературы:

  1. Бэддели Н.А. «Ваша память», М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001г. 
  2. «Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия», М.: Ломоносовъ, 2011г. 
  3. Розин В. М. Знание или схемы: познание мира или его конструирование? // Кентавр, 2001. — №27. — С. 33-46.
  4. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. — М.: изд-во Моск. ун-та, 2008. — С. 288.
  5. Турчин А. С. Особенности развития знаково-символической деятельности в онтогенезе // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Психологические науки. Акмеология образования», 2006. — № 4. — С. 65–71.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN