Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Влияние музыки на эмоциональную и когнитивную сферы подростка

Дата публикации: 2020-05-15 11:04:06
Статью разместил(а):
Иевлева Татьяна Александровна

Влияние музыки на эмоциональную и когнитивную сферы подростка

The effect of music on the emotional and cognitive spheres of a teenager

 

Авторы: Иевлева Татьяна Александровна

МБОУ «СОШ № 12» г. Ноябрьск, Россия

e-mail: radost.radost@mail.ru 

Ievleva Tatiana Alexandrovna

Secondary school No. 12, Noyabrsk, Russia

e-mail: radost.radost@mail.ru 

Зарубина Екатерина Анатольевна

МБОУ «СОШ № 12» г. Ноябрьск, Россия

e-mail: zarubina12@list.ru

Zarubina Ekaterina Anatolyevna

Secondary school No. 12, Noyabrsk, Russia

e-mail: zarubina12@list.ru

 

Аннотация: В последнее время в практике школьного образования наблюдается увеличение количества констатируемых специалистами отклонений психического развития подростков, связанных с поведенческими отклонениями и личностной деформацией. За ними стоит разрушающее воздействие социальных явлений, незрелость эмоциональной сферы (эмоциональная глухота либо эмоциональная расторможенность), которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с процессами когнитивно-познавательной сферы и влияют на ее развитие.

Abstract: Recently, there has been an increase in the number of mental developmental abnormalities reported by specialists in adolescents related to behavioral disorders and personality deformities. Behind them is the destructive influence of social phenomena, immaturity of the emotional sphere (emotional deafness or emotional disinhibition), which, in turn, are closely related to the processes of cognitive and cognitive sphere and affect its development.

Ключевые слова: Влияние музыки, эмоциональная сфера, когнитивная сфера, подросток.

Keywords: Influence of music, emotional sphere, cognitive sphere, teenager. 

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

В современном мире, в связи с непрерывным изменением социальных условий и научно-техническим прогрессом, как никогда, востребованы такие аспекты когнитивно-познавательной сферы как память и внимание. Поэтому столь актуальна проблема развития взаимосвязанных между собой эмоциональной и когнитивной сфер подростков.

Эмоции способствуют концентрации внимания, сосредоточению познавательных процессов на предметном содержании объекта или деятельности, то есть выполняют регулятивную функцию. Существует тесная связь эмоций с такими познавательными процессами, как память, внимание и воображение. Эмоции изменяют их свойства  и в целом оказывают влияние на всю деятельность, то есть являются составляющей всех психических процессов человека, и в частности, когнитивных. Особое значение в исследованиях роли эмоций в процессах познания уделяется их синтезирующей функции. Роль эмоционального восприятия отражена в принципе панэмоциональности: «Целостный акт познания всегда включает в себя синтез двух компонентов - знания и отношения, когнитивного и эмоционального» (С.Л.Рубинштейн).

Основополагающим принципом  искусства является процесс взаимодействия с ним личности. Личностное (субъективное) всегда присутствует в любой форме общения с музыкой. Если в науке ценность приобретает, в первую очередь, поиск «объективного смысла», то в искусстве главное значение имеет нахождение своих собственных личностных путей для восприятия, оценки и интерпретации художественно-жизненного образа произведения. Важнейшее качество музыки как искусства эмоционального воздействия на человека - способность вызывать эмоциональные переживания. Роль эмоционального переживания в развитии психики связана с тем, что именно через него идет процесс самоидентификации. Эмоциональное переживание - один из важнейших инструментов процесса присвоения личностью культуры. При восприятии музыкального произведения каждый слушатель совершает акт творчества, в котором активизируются когнитивные процессы, обеспечивая понимание эмоционального характера музыки.

Методика музыкального образования опирается на психологию, т.к. развитие музыкального восприятия, мышления, способностей основывается на закономерностях развития психики ребенка и в соответствии с особенностями школьного предмета «Музыка», строится на принципах: единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы;  единства художественного и технического;  эмоционального и сознательного.

Ярким примером реализации принципа взаимосвязи объективного и субъективного является музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, который нашел свой ключ в решении методологически важного вопроса - о специфике и задачах  музыкального образования. Он рассматривает принципы, методы и содержание учебной программы как «исходящие,  прежде всего, из самой музыки и ее интонационно-образной природы». В то же время, по мнению композитора, школьные занятия по музыке должны быть тесно связаны  с духовным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Эту двуединую задачу в своей концепции Д.Б. Кабалевский решил путем реализации принципа тематической организации музыкально-педагогического процесса. Тематизм его программы - это «лестница», ступени (темы) которой ведут учащихся к овладению музыкальной культурой. В такой форме принцип тематизма способствует, прежде всего, решению вопроса о целостности урока музыки.

Одной из главных особенностей концепции  Д.Б. Кабалевского следует считать ее ярко выраженную гуманистическую направленность, которая находит свое выражение в содержании программы, ее основных принципах и методах. Идеи Д.Б. Кабалевского созвучны  тезису, провозглашенному В.А. Сухомлинским, о том, что музыкальное образование должно быть важным и незаменимым средством нравственного и эстетического развития школьников. В.А. Сухомлинский считал, что музыка - могучий источник мысли, и без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Эту же мысль утверждает и Д.Б. Кабалевский: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка».

Одной из важных педагогических задач на уроке музыки является формирование навыков самостоятельного общения с музыкой и в виде слушания, и в виде исполнения. Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств.

Положительное влияние музыки на развитие эмоциональной и когнитивной сфер подростков  обуславливается применением более гибких методов развития эмоциональной сферы. В частности, это создание проблемных ситуаций, в результате обсуждения которых ребята сами приходят к тем или иным выводам. Только в этом случае преодолевается эмоциональная монотонность, расширяется спектр переживаний.

Специфика урока музыки заключается и в том, что не существует каких-либо проблем, к которым учитель и учащиеся не обращались бы на протяжении всего обучения в школе. В искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Как творческий читатель обращается к одному литературному произведению в разные периоды своей жизни, так и наиболее значительные музыкальные произведения нередко повторяются и в начальной, и в основной школе. Каждая новая встреча со знакомым произведением обогащается новыми впечатлениями: живое звучание музыки  позволяет существенно повысить уровень познавательных возможностей подростка, расширяя его эмоциональную сферу.

Опираясь на выше изложенные положения, мы разработали программу, цель которой определили как развитие эмоциональной и когнитивной сфер подростков средствами музыки. Программа призвана решить следующие задачи:

- формирование позитивного эмоционального фона;

- профилактика незрелости эмоциональной сферы;

- обогащение эмоциональной сферы;

- развитие у подростков мотивации к самосовершенствованию.

Основой развивающей программы по музыке явилась музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, который рассматривает музыкальное образование как средство нравственного воспитания и духовного развития личности. Мы опирались на главные принципы его концепции: «лестницу» тематизма, ступени которой ведут учащихся к овладению музыкальной культурой от простого к сложному; принцип социокультурного соответствия; принципы положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона.

Основной метод проведения музыкальных занятий мы определяем как проблемно-поисковый.

При выстраивании драматургии урока мы опирались на концепцию Дж. Морено, включающую в себя такие музыкально-терапевтические технологии, как «музыкальная психодрама», «музыка и управляемое воображение», «музыка и модификация поведения», «музыка и образность». В этих технологиях музыка применяется как побуждающий стимул, помогающий в решении многих проблем эмоционального уровня, и, как следствие, успешного развития когнитивного-познавательной сферы. Например, привлекая технологию психодрамы, интегрируя ее с музыкой и создавая тем самым яркий кульминационный момент, мы усиливаем воздействие музыкального произведения на эмоциональную сферу подростка.

Главная новая черта, появляющаяся в психике подростка, по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность, субъективное переживание по отношению к самому себе как к взрослому. Поэтому стимулирующими познавательную активность подростка факторами являются создание  эмоционального настроя, учет его желаний и интересов,  формирование положительного отношения ребят к занятию, неоднократное эмоциональное проживание ситуаций, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества, возможности содержательного общения, как с взрослым, так и со сверстниками. Особенно важную роль в проведении занятий играет педагогическая импровизация — способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимающую непредвиденный поворот событий.

Структура развивающих музыкальных  занятий:

- организационный момент – приветствие (создание положительного микроклимата, атмосферы близости и доверия друг к другу посредством исполнения полюбившейся ребятам песни либо проведения интересной для них игры);

-  слушание музыкальных произведений, близких ребятам по характеру, по настроению, либо возникшей атмосфере (поэтому к уроку приготовлены, как правило, несколько разнохарактерных произведений);

- последующее обсуждение событий, эмоций, вызванных музыкальным произведением, обмен мнениями, создание, по возможности, сценических образов прозвучавшей музыки либо ситуаций, при которых она была написана или могла бы прозвучать;

- повторное прослушивание, подбор и исполнение песни родственного эмоционального плана либо контрастного, для разрешения драматургического конфликта;

-  завершение занятия – исполнение или прослушивание музыкального произведения, особо полюбившегося ребятам, либо, по их мнению, уместного именно сейчас. Завершить занятие может также релаксационное упражнение с элементами музыкотерапии.

При проведении занятий используются элементы театрализации, игровые приемы, литературные произведения, элементы сказкотерапии, психотренинг в форме этических упражнений, разные виды моделирования художественной формы – пластическое, ритмическое, эмоциональное, цветовое.

В программе используются разные виды занятий – урок-путешествие, урок-оперетта, урок-заказ и др. Форма работы, в основном групповая, с элементами индивидуальной и фронтальной. 

Подобные занятия учат подростков открывать для себя эмоциональную выразительность музыкальных произведений, вступать в коммуникативный контакт с музыкальным образом и идентифицировать чувства, заложенные в музыке, с собственными переживаниями.

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч..- М., 1984.- Т.4.- С.90-318.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя – 2-е изд., испр. и доп. – М.; 1984. – 104 с.

3. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М., Издательский центр «Академия», 1992.-360 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. - 720с.

5. Сухомлинский В.А. О связи школы с жизнью -  Киев «Радянська школа, 1960. - 137 с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN