Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Педагогическое сопровождение будущих психологов

Дата публикации: 2020-07-24 08:33:44
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Педагогическое сопровождение будущих психологов

Pedagogical support of future psychologists

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается педагогическое сопровождение будущих психологов как комплекс целенаправленных педагогических действий, включающих создание условий для развития и профессионального становления личности с целью максимально самостоятельного поиска решения профессиональных задач любого уровня сложности при минимальном участии преподавателя; наблюдение за профессионально-личностным становлением, совместную деятельность, партнерство.

Abstract: The article considers the pedagogical support of future psychologists as a complex of targeted pedagogical actions, including the creation of conditions for the development and professional formation of the individual with the goal of maximally independent search for solutions to professional problems of any complexity with minimal involvement of the teacher; monitoring of professional and personal development, joint activities, partnership.

Ключевые слова: педагогика, сопровождение, психология, психолог, ВУЗ.

Keywords: pedagogy, accompaniment, psychology, psychologist, university.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

В основе профессионально-личностного становления будущих психологов лежит самоидентификация с профессией, которая рассматривается как ведущий компонент профессиональной подготовки.

На основе анализа ряда дефиниций ключевое понятие исследования «профессионально-личностное становление будущих психологов» рассматриваем как процесс развития личности, ее профессионально-значимых качеств, начиная с формирования профессиональных намерений, положительного отношения к выбранной профессии, интеграции в профессию до полной реализации себя в профессиональной деятельности и сформированное профессиональной позиции.

На процесс профессионально-личностного становления будущих психологов влияет ряд факторов: внешние (социально-комфортный климат в коллективе, потребность общества в специалистах в области психологии, спрос на специалистов определенных профессий, их квалификация, профессиональная адаптация, длительность пребывания в профессиональной деятельности, внутренняя позиция по отношению к внешнему социуму, влияние социальной среды, социализирующий потенциал сопровождения субъектов образовательного процесса) и внутренние (внутренняя готовность к работе психолога, толерантность, аналитический склад ума, эмоционально-волевая готовность, ценностная ориентация личности и связь с этими потребностями, мотивация, профессиональная готовность, степень личностной активности, желание развиваться, способ вхождения в профессию).

В результате анализа проблемы профессионально-личностного становления будущих психологов выявлено, что эффективность, системность и комплексность данного процесса обеспечивается в ходе педагогического сопровождения.

Различные аспекты педагогического, психолого-педагогического сопровождения профессионального становления специалистов различных направлений послужили предметом научного интереса педагогов, психологов    Э.В. Балакирева, М.Ю. Григорьева, Т.В. Малютина, И.В. Смолярчук и др. [1].

Изучение существующих взглядов на трактовку понятия «педагогическое сопровождение» в современной научной литературе свидетельствует об отсутствии его единого общепризнанного толкования. Ученые сопоставляют педагогическое сопровождение с понятиями «педагогическая поддержка» и «педагогическая помощь». Сопоставление данных понятий позволило констатировать, что педагогическая поддержка реализуется педагогом в проблемной ситуации и связана с преодолением конкретных проблем обучающегося, в то время как педагогическое сопровождение предусматривает длительную, спланированную ранее деятельность, направленную на предотвращение трудностей у сопровождаемого. В процессе сопровождения может осуществляться и поддержка, и помощь [2].

Проведен контент-анализ понятия «педагогическое сопровождение», которое представляет собой комплекс целенаправленных педагогических действий, включающих создание условий для развития и профессионального становления личности с целью максимально самостоятельного поиска ею решения профессиональных задач любого уровня сложности при минимальном участии педагога; наблюдение за профессионально-личностным становлением, совместную деятельность, партнерство.

Методологическими ориентирами процесса педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов в образовательном процессе высшей школы выступают научные подходы: системно-деятельностный, акмеологический, личностно-ориентированный, компетентностный и базовые принципы: минимального участия; сотрудничества и партнерства; коммуникабельности; взаимодействия всех субъектов профессиональной деятельности; поддержки; гибкости и вариативности; непрерывности и комплексности; оптимистической стратегии.

Эффективность педагогического сопровождения профессионально­ личностного становления будущих психологов достигается при создании организационно-педагогических условий:  обеспечение максимальной самостоятельности и активности будущих психологов в процессе их профессиональной подготовки; практикоориентированность с целью принятия оптимальных решений в ситуациях профессионального выбора; приоритет интересов сопровождаемого в профессионально-личностном становлении; максимальная профессионализация в информационной образовательной среде; гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на сотрудничество с другими участниками профессиональной деятельности. 

Таким образом, педагогическое сопровождение будущих психологов – комплекс целенаправленных педагогических действий, включающих создание условий для развития и профессионального становления личности с целью максимально самостоятельного поиска решения профессиональных задач любого уровня сложности при минимальном участии преподавателя; наблюдение за профессионально-личностным становлением, совместную деятельность, партнерство. 

 

Список литературы: 

1. Никифорова М.А. Профессиональное становление начинающего учителя: сущность понятия в контексте развития / М.А. Никифорова // Сборник статей магистрантов Управление образованием. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 99-102. 

2. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2018. – С. 64.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN