Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Обучение греческому языку на основе базовой культуры личности

Дата публикации: 2020-10-07 12:48:36
Статью разместил(а):
Алепова Ирина Николаевна

Обучение греческому языку на основе базовой культуры личности

Teaching the Greek language based on the basic culture of the individual

 

Автор: Алепова Ирина Николаевна

МБУ ДО "Греческая школа", г.Ставрополь, Россия

e-mail: alepova_i@mail.ru

Alepova Irina Nikolaevna

Greek school of Stavripol, Stavropol, Russia

e-mail: alepova_i@mail.ru

 

Аннотация: В статье анализируется методика изучения иностранного языка, при которой основной акцент делается на образование личности, а не на обучение как таковое. Поэтому основной путь усвоения греческого языка по данной концепции может быть отображен в формуле: культура через язык и язык через культуру.

Abstract: The article analyzes the method of learning a foreign language in which the main focus is on the education of the individual, and not on the training itself. Therefore, the main way to mastering the Greek language on this concept may be displayed in the formula: culture through language and language through culture.

Ключевые слова: Базовая культура личности, третья культура личности, функциональную грамотность личности, межкультурное обучение.

Keywords: Basic culture of personality, the third culture of personality, the individual functional literacy, intercultural learning.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которая из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем.

Задача школы и ее руководящего состава состоит в том, чтобы обеспечить социальную зрелость подрастающего поколения, самоопределение личности в культуре и выработку на этой основе его жизненной позиции. Именно культура, ее виды должны составлять базовый элемент – ядро содержания современного образования, особенно это касается школы греческого языка и культуры. Так как в основе ее деятельности входит обучение как языку, так и культуре древней и современной Греции и ее связях с русской культурой, т.е. исследование межкультурных отношений между двумя народами, имеющими много общего как в литературе, культуре и вероисповедании.

Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что в качестве целей при изучении иностранного языка в школе в настоящее время должно выступать не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь прагматичные знания, навыки и умения, а образование личности. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.

Эта переориентация образования при усвоении греческого языка со знания «центрического на культурообразное» сделает человека не только образованным, но и культурным, научит не мыслям, а мыслить, не готовым знаниям и их применению, а креативности.

Тем не менее механизм такого образовательного процесса по своей природе является коммуникативным, т.е. это общение, поддерживаемое посредством диалога культур. Поэтому основной путь усвоения греческого языка по данной концепции может быть отображен в формуле: культура через язык и язык через культуру, т.е. усвоение факторов культуры в процессе использования языка как средства общения на основе усвоения фактов культуры. Это взаимодействие с фактами разных культур и есть общение с ними в диалоге культур – греческой и русской.

При отборе содержания и форм обучения греческому языку можно было бы исходить из уникальной возможности и фундаментальной особенности греческой и русской культуры, которая проявляется в диалоге.

Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании языка и культуры двух народов. Ведь чужое должно быть познано и открыто в своем собственном, в своей собственной культуре, т.е. познание «чужой» культуры может осуществляться только через свою собственную. Это видение своей культуры через призму другой, образование определенной дистанции между собственной культурой и другой через микродиалог в сознании ведет к межкультурной компетенции – образованию «третьей» культуры личности, характеризующейся новым взглядом на свое собственное существование и на собственную личность и промежуточным положением между родной и русской культурой.

Поэтому знание лишь различий одной культуры от другой недостаточно для общения. Возвращаясь к проблеме содержания обучения, можно конкретизировать его, продолжая размышлять следующим образом.

Осуществить диалог различных культур можно очевидно через произведения данной конкретной культуры, присвоенные ее представителями и составляющие базовую культуру личности, под которой понимается «необходимый минимум знаний». При этом этот минимум вносится не только из вне (учителем), но и вырабатывается учащимся самостоятельно в процессе изучения греческого языка.

Именно базовая культура личности как комплекс знаний, умений, качеств, привычек, ценностных ориентаций и позволяет человеку жить в гармонии как с общечеловеческой и национальной культурой, так и с культурой других народов, что играет особенно важную роль в настоящее время в нашем многонациональном регионе.

Базовая культура личности представлена в ее компонентах, включающих: культуру речи, коммуникативную культуру (культуру общения), художественную культуру, нравственную культуру, экологическую культуру, демократическую культуру, правовую культуру, физическую культуру и др.  

 

БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ:

Культура речи - культура общения - художественная.

Нравственная – экологическая - физическая.

Правовая - экономическая - демократическая.

Формирование базовой культуры личности одновременно создает и функциональную грамотность личности, т.е. способность учащегося выполнять свои школьные, общественные и жизненные обязанности и реализовать себя как личность.

Если продолжать дальше конкретизировать содержание обучения, то можно с уверенностью сказать, что произведения каждого из указанных компонентов базовой культуры личности представляют собой тексты различных видов различной сложности в зависимости от возраста учащихся   (разговорные, художественные, публицистические, научные), произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения, театральные постановки и т.д. И, усваивая текст, учащийся овладевает и формой общения, сравнивает через диалог, через свою базовую культуру, формируя таким образом, у себя «третью» культуру, которая объединяет эти две культуры: свою собственную и изучаемую.

Таким образом формируется «межкультурное обучение», которое дает положительные результаты в изучении любого иностранного языка, в том числе и греческого.

В качестве единицы такого межкультурного обучения выступает не только урок, но и узел проблем как единица образования культурного человека в виде вопросов, обращенных как к себе, так и к собеседникам.

Таким образом, в качестве цели межкультурного обучения выступает подготовка к контакту с другой культурой, адекватному поведению в условиях другой культуры, т.е. формирование «третьей» культуры личности; в качестве содержания – произведения базовой культуры личности в виде текстов различного характера; в качестве основной единицы обучения – релевантные для межкультурного контакта проблемы; в качестве метода – интерактивный метод, в центре которого стоит процесс межкультурного диалога, модели поведения в межкультурных контактных ситуациях.

Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие этапы межкультурного обучения:

1. Усвоение фоновой информации о фактах данной культуры (текстов) в сравнении с фактами собственной культуры, в выделении различий между культурами: сравнение базовых культур личности – своей собственной и изучаемой, т.е. приобретение определенных знаний. В качестве диалога русской и собственной культур обучающегося выступает при этом русская речь.

2. Интерпретация усвоенных фактов в межкультурных контактных ситуациях, выделение ценностей и действий представителей данной культуры, - формирование ценностных ориентаций личности.

3. Проигрывание межкультурных ситуаций, в ходе которых обучающиеся попеременно выполняют роли представителей базовых культур, что ведет к образованию «третьей» культуры личности, т.е. формируются качества, привычки, способы деятельности личности.

Схематически указанный процесс можно изобразить так:

 КУЛЬТУРА

БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Диалог культур

(межкультурные контактные ситуации)

ТРЕТЬЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

(межкультурная компетенция)

Переход к межкультурному обучению потребует и определенной реформы целей и процесса подготовки учителя греческого языка: она должна быть направлена на обучение будущих учителей как специалистов не только по преподаванию языка, но и как посредников между родной и иноязычной культурой обучающихся, как экспертов, глубоко усвоивших возможности и технологию межкультурного обучения. На основании вышесказанного разработка курса «Страноведение», объединяющего изучение истории, географии и культуры как Древней, так и современной Греции, а также отображающего влияние культуры народов Кавказа (как Северного, так и Закавказья) на традиции греков, проживающих на этой территории, дает положительные результаты в изучении новогреческого языка. Проведение вечеров культуры, составление этнографических школьных стендов, музеев, сбор народного понтийского фольклора, изучение танцев, песен, традиций и обрядов – вот то немногое, что существенно будет способствовать решению многих проблем, возникающих при изучении языка.

В заключение, одно из главных предложений – это создание двуязычных школ, где наряду с преподаванием основных предметов на русском языке, такие предметы как: греческая литература, страноведение, история, преподавались бы на новогреческом языке. Это поможет развитию и обогащению языкового уровня у учащихся.

 

Список литературы:

1. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур // Липецк, 1999г.

2. Библер В.С. Диалог культур и школа ХХI века. Идеи. Опыт. Проблемы // Кемерово, АЛЕФ, 1993г.

3. Бердичевский А.Л.  От диалога культур к «третьей» культуре личности // Москва, 2000г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN