Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Эссе "Мой идеал учителя"

Дата публикации: 2020-12-12 10:29:48
Статью разместил(а):
Левашова Елена Викторовна

Эссе "Мой идеал учителя"

Essay "My Ideal Teacher"

 

Автор: Левашова Елена Викторовна

МБОУ «Гимназия № 1», г. Усолье-Сибирское, Россия.

E-mail: elena.leva70@mail.ru

Levashova Elena Viktorovna

Gymnasium № 1, Usol'e-Sibirskoe, Russia.

E-mail: elena.leva70@mail.ru

 

Аннотация: Автор пишет о своём творческом и профессиональном становлении как учителя.

Abstract: The author writes about his creative and professional development as a teacher.

Ключевые слова: профессия учитель, идеал учителя.

Keywords: teacher's profession, ideal teacher.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

«Вы знаете, мне по-прежнему верится:
Пока крутится наша Земля,
Главным достижением человечества

Будут всегда учителя!
В учителе — мудрость талантливо-дерзкая,
Он солнце несет на крыле… 
Учитель — профессия дальнего действия,
Самая главная на Земле!»

Роберт Рождественский

 

Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности. Слово «деятельность» для учителя неразрывно связано со школой. «Школа – наш дом». Для меня это не пустая фраза. С самого детства окружали меня стены школы: с четырехлетнего возраста я сидела в классе за партой на уроке литературы у моей мамы. Рисовала и слушала. Образы Евгения Онегина, Печорина, Андрея Болконского глубоко запали мне в душу. Мне повезло – я родилась в интеллигентной учительской семье. Мои родители, уважаемые люди, научили меня добру, трудолюбию, исполнительности, любви к природе, любви к чтению. Они стали моими первыми идеальными учителями, проводниками в жизнь.

Моя мама, Мельникова Лидия Николаевна, – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории с педагогическим стажем 46 лет. Ветеран труда, отличник народного просвещения, талантливый педагог, хорошо знала, любила и чувствовала свой предмет, опытная наставница, добрый друг, мастер своего дела, мама обладала высоким интеллектом и выдающимися организаторскими способностями. Она очень любила свою семью, вместе с папой они представляли гармоничную пару (недаром в газетной статье «Не забудет никто никогда школьные годы» моих родителей называют «Две стихии»). Вот строчки из данной статьи, написанной в честь юбилея школы № 5, где работали мои мама и папа: «А как забыть учительскую семью Мельниковых? Виктора Александровича и Лидию Николаевну? Историка и литератора. Он спокойный интеллигент с синими глазами. Она - волевая, эмоциональная актриса со жгучими черными очами. Две стихии, дополняющие и «питающие» друг друга! Каждый урок Лидии Николаевны – спектакль! Любой роман становился понятным и пережитым, когда она о нем рассказывала.»

Я совершенно согласна с автором статьи. А какие литературные салоны проводила мама в гимназии №1! Например, салон «Гамлет XX века», в котором, музыка плавно перетекала в стихи. В неторопливой обстановке слушатели погружались в атмосферу века, в которой жил и творил Борис Пастернак. Мама работала в команде с Измалковой Н.В., Колпаковой Н.Е, Тройненко Л.И. Коллеги и ученики ценили в ней глубокие знания, эрудицию, умение сочетать в себе доброту с требовательностью, высокий профессионализм. Выпускники Лидии Николаевны успешно трудятся в Иркутске, Санкт-Петербурге, Москве, Пятигорске.

Мой папа, Мельников Виктор Александрович - не менее интересная личность. Он прошел все ступеньки школьной лестницы: заведующий начальной школой, учитель истории высшей квалификационной категории, завуч, директор школы, инспектор ГорОНО, руководитель школьного музея. О папе совершенно верно сказано Светланой Браташ в газетной статье «Подарок судьбы»: «Человек очень интеллигентный, душевный, он умел общаться с людьми, видел их и никогда ничего не навязывал». Папа научил меня видеть и замечать удивительное и прекрасное в природе. Когда мы бывали в лесу, мы собирали необычные корни, сучки, чем-то напоминающие животных, людей. В умелых руках корни превращались в поделки. Позднее поделки стали экспонатами музея, созданного папой, и участвовали в экспозиции «Природа и фантазия». До сих пор этот музей существует в Верхнем Булае Черемховского района.

Главная роскошь в нашей семье – книги. Разговоры о книгах, о приемах и методах обучения детей, и просто о жизни длились часами. Немудрено, что моими любимыми предметами в школе были литература и рисование. А моей лучшей учительницей стала Майя Тимофеевна Зорникова. Она преподавала русский язык и литературу. М.Т. Зорникова – учитель-артист. До сих пор в моей памяти сохранилась фраза, сказанная Майей Тимофеевной на уроке русского языка: «А знаете, ребята, какое деепричастие хитренькое?» Один из приемов, которым пользовалась Майя Тимофеевна, - педагогическая драматургия. Светлый образ учителя останется в моей памяти навсегда, как и ее уроки.

В педучилище, в которое я поступила после десятого класса, я сразу же записалась в драмкружок, который вела Маслова Нина Евгеньевна, она же преподавала у нас детскую литературу. Нина Евгеньевна была моим идеалом на тот период. Это учитель–режиссер. Я влюбилась в ее уроки, настолько необычно она их вела. Нина Евгеньевна – личность неординарная, интересная, целеустремленная. Она использовала инновационные методики. Окрыленная, я бежала на репетицию очередного спектакля. Мы поставили спектакль «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и поэтическую пьесу «Дальнее эхо». Это события городского масштаба и высокого уровня.

В девятнадцать лет я стала учителем начальных классов. Работа в пятой школе - самое лучшее время в моей жизни. Я выпустила три класса. Между детьми и мной сложились самые теплые и дружеские отношения. Я готовила с ними праздники, рисовала наглядные пособия, чтобы сделать уроки красочными. Особенно запоминающимися остаются открытые уроки, например, интегрированные уроки чтения и ИЗО: «Есенинская осень», «Весна – природы пробужденье» (По К.Г.Паустовскому «Стальное колечко»). Это были поэтические уроки, наполненные музыкой, стихами, рисунками. Считается, что воспитать гармонически развитого человека почти нереально, но стремиться к этому нужно.

В.А. Сухомлинский в книге «Как воспитать настоящего человека» писал: «Мой идеал в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей духовной жизни, почувствовал красоту окружающего мира, красоту слова и образа. В этой сфере воспитания каждое сердце требует своего, очень тонкого прикосновения. Мир красоты вокруг нас неисчерпаем и безграничен…Ваше слово – честное поучение дойдет до самых сокровенных уголков души, пробудит желание быть прекрасным». Далее В.А. Сухомлинский излагает историю мальчика, которого озарила встреча с красотой пробуждающейся природы: «Однажды рано утром мальчик увидел росток, на котором белели крохотные колокольчики. Это были ландыши. Ребенка поразила красота цветка. Он протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать цветок?» - спросил Василий Андреевич. «Он мне нравится», - ответил мальчик. «Хорошо, - сказал педагог, срывай, но вначале посмотри, какие цветы красивые». Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи на белое облачко, и на крылышко голубя. Ребенок стоял у ландышей, очарованный их красотой. Маленький человек чувствовал переливы красоты «Как снежные пушинки, как серебряные колокольчики, - прошептал он. – Растите, колокольчики»

Ребенок не только пленен красотой, он сделал выбор: прекрасное должно остаться, чтобы радовать других. Задача учителя - поднять на подобную высоту эмоционального переживания каждого ребенка. Нужно видеть прекрасное рядом с собой. Красота не только в полотнах живописцев, живших за много лет до нас, она разлита в неброских пейзажах, возможно неизвестных художников; она царит в окружающем нас мире.

Мы ловим отблеск вечной красоты,

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струею хладной

И говорят, качаяся, цветы.

Я нашла свое призвание на уроках изобразительного искусства, уроках, помогающих увидеть красоту. После окончания в 1996 году ИГПИ по специальности учитель русского языка и литературы переквалифицировалась на учителя ИЗО и педагога дополнительного образования в МБОУ «Гимназия № 1». Изобразительное искусство - это не только интересный предмет, но и возможность учиться искусству общения, самооценке. Я стараюсь быть тактичной и терпеливой. Моя работа – это постоянный поиск и получение знаний. «Век живи, век учись», гласит русская народная пословица. И я учусь, люблю учиться, получать что-то новое, знакомиться с неизвестным. Таким должен быть идеальный учитель. Сейчас в своей работе я использую цифровые образовательные ресурсы, ИКТ для повышения качества образования.

Мир изменился до неузнаваемости, а как изменился урок? Этот вопрос как нельзя лучше раскрывает причину современных преобразований в обучении и создает повод для изменения средств и способов деятельности, пересмотра методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения. Одним из способов преобразования системы обучения является использование на уроке информационно-коммуникационных технологий. Преимущества ИКТ, по сравнению с традиционными, многообразны. Они позволяют наглядно представить материал, дают возможность эффективной проверки знаний, расширяют многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. 

Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.

Изучать изобразительное искусство в школе только в рамках учебного кабинета невозможно. Очень важно живое соприкосновение с искусством: экскурсии в музеи, посещение выставок, экспозиций, встречи с художниками, музыкантами, архитекторами. Проникновение информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности. ИКТ становится новым средством художественно-творческого развития учащихся. 

Уроки изобразительного искусства, по моему мнению, должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки-путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. Перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создается чувственно-эмпирическая основа познания в области изучаемых предметов. Учитель постоянно учится: овладевает новыми технологиями. 

Когда у меня появился компьютер, я долго не решалась подойти к нему. Сейчас, я думаю, без компьютера невозможно работать. Я не идеальный учитель, но стремлюсь к этому. Все презентации к урокам составляю сама, пользуясь различными материалами Интернета. 

Многие коллеги, работающие в МБОУ «Гимназия № 1», обладают идеальными качествами. Например, Лариса Иннокентьевна Тройненко вдохновляет детей на творческие подвиги. Голоса детей под ее чутким руководством сливаются в стройные хоры. Клуб бардовской песни, гимназические хоры показывают высокие результаты. Она учитель - мастер. Измалкова Наталья Викторовна проникновенно ведет уроки литературы, проводит литературные салоны, устраивает гостиные, налаживает с детьми дружеский контакт. Это удивительный человек, интересная личность. Не перечислить всех коллег, которые как звезды сияют на школьной ниве. Очень уместны строки из стихов А. Дементьева: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». 

Ежегодно и ежемесячно ученики МБОУ «Гимназия № 1» принимают участие в дистанционных конкурсах: это и 46-ый Международный Конкурс Детского Рисунка (Япония); и Международный конкурс «Дети рисуют свой русский мир» (Германия); XII Международный конкурс «Пушкин глазами детей» (Московская область, Музей заповедник А.С.Пушкина); Международная выставка-конкурс «Белая ворона-2015» (г. Саратов); III Международный литературно-художественный конкурс рисунков, «Поляк – это звучит гордо» (Польша); V Международный конкурс детского художественного творчества «Моя первая рыба» (Иркутск); IX Всероссийский ежегодный конкурс «Святые заступники Руси» (Москва) и во многих других.

Горжусь результатами детей. Только за 2014-2015 гг. в международных конкурсах по изобразительному искусству победителями стали 11 учеников, во всероссийских конкурсах I место заняли 65 учеников, II место – 74 ученика, III место -105 учеников, Лауреатами стали16 учеников; всего же участников за 2014-2015 гг. стали 375 гимназистов.

Наши дети талантливы и мудры - взгляните на их рисунки, какие они добрые, светлые, яркие! Эти рисунки - мысли наших ребят - и это светлые мысли, именно из детства вырастает чувство сопричастности стране, в которой они живут сейчас, и к родине, которая остается с ними навсегда. Пока дети ещё смелы, наивны, радостны, будем любоваться, радоваться, замечать ценность и красоту их творений. Это и есть самый лучший результат работы - умение детскими руками стирать границы государств и стран, объединяя всех под знаком любви. 

Так кто же такой Учитель? Учитель — это человек, богатый душой и щедрый своими знаниями, друг и наставник, проводник в мир прекрасного.Это мастер, актер, режиссер. Это не просто профессия, это состояние души. Учитель — это призвание, а учительство — это служение, своеобразная миссия на земле. Счастлив тот, у кого есть Учитель. Идеальный учитель — это тот, для кого учительство — смысл жизни. 

Стихи Л. Ошанина как нельзя лучше отражают суть слова «Учитель»: 

Понимаешь, мама, я – учитель!

Видишь: я вхожу, бледнея, в класс.

Это мне решили поручить их -

Сорок душ и восемьдесят глаз.

Учитель, сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали, чтобы верили,

Чтобы помнили люди меня.

С детства правду узнавать о мире

Люди начинают по складам,

Всё равно - в Москве или в Сибири -

Школьный день равняется годам.

Может, будет трудно, небогато,

Буду жить, свой выбор не браня.

Понимаешь, ведь мои ребята -

Это продолжение меня.

(памяти моей мамы посвящается)

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN